Публикации «Роль психологии в деятельности медицинской сестры»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль психологии в деятельности медицинской сестры»
Автор: Аммосова Алена Валерьевна

«Роль психологии в деятельности медицинской сестры»«Конспект занятия»Преподаватель ГБПОУ РС (Я) Алданский медицинский колледжОП 09. «Психология»  Аммосова Алена Валерьевна «Чтобы стать хорошим медиком, надо быть безукоризненным человеком. Нужно не только соблюдать такие нравственные категории, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, но и понимать людей, обладать знаниями в области психологии».Д.Самойлович Медицинская сестра должна быть не только профессионалом в своем деле, но и хорошим психологом, чутким, внимательным, добрым, наблюдательным человеком. [1]Профессия медицинской сестры является творческой. Медсестре, необходимо изучать и знать психологию своих пациентов, их отношение к своему заболеванию и методам лечения, особенности и черты характера своих пациентов, их настроение, эмоции и многое другое. Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей. В труде медработника предметом труда является человек, орудием труда – человек, продуктом – также человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно переплетаются с личностными отношениями. Поэтому такую важность приобретают нравственные и психологические аспекты деятельности медицинского работника. Одно из необходимых качеств медицинской сестры – умение отождествлять себя с пациентом, понимать и чувствовать то, что мучает человека. Этим и определяется истинность медицинского призвания. И.Харди в книге «Врач, сестра, больной» пишет: «Многие смотрят на психологические явления, как на музейную редкость, как на абстрактный продукт духовной жизни. Другие ссылаются на чрезмерную занятость («на это у нас нет времени…»екогда заниматься подобными вещами и т.д.). А ведь с психологическими факторами приходится считаться повсюду, особенно в практике лечебной деятельности. Психология присутствует везде и всегда, даже там, где, кажется, ее нет. Медик встречается с разнообразными жизненными позициями личности пациента, находится с ним в сложным психоэмоциональных взаимоотношениях. Наблюдения, проведенные в ходе психотерапии, - пишет И.Харди, - подобно микроскопу, показывают все тончайшие эмоциональные нити в отношениях между врачом – сестрой – больным, все ловушки на этом пути».[3]Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент - отношение человека к труду, его психологическую установку.Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, т.е. от внутренней картины болезни.[2]Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.[4]При общении медработника с пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правильное решение которой определяет очень многое.При общении с пациентом медсестра должна знать и учитывать, что различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, что проявляется при общении с пациентом. Кроме того, необходимо учитывать личностное особенности пациентов и возможные невротические реакции, принесенные болезнью, что нередко усложняет взаимоотношения между медсестрой и пациентом. Помимо заболевания каких-либо органов и систем, медсестра, прежде всего должна видеть человека с его болью и тревогой за свое здоровье. Надо учитывать и считаться с изменениями психического состояния в зависимости от возраста, пола, характера болезни, от применяемого лечения и коллектива, в котором находился и находится пациент.[5]Одно из основных положений современной медицины гласит, что «лечить не только болезнь, но и больного». В первую очередь, пациента, а потом его болезнь. Древние врачи нас учили: вначале «вылечи душу, а потом приступай к лечению тела». Но такое лечение возможно, только тогда, когда учитываются особенности не только физической, но и психической личности пациента (особенности его способностей, потребностей, интересов, темперамента, характера, памяти, мышления и т.д.)Для организации лечения и ухода за пациентом, надо учитывать, особенности его ощущений и восприятия, представлений и воображения, внимания, эмоций. В психологических особенностях больного нельзя разобраться без знания вопросов общей психопатологии. Характер изменений в психике заболевшего может быть самым различным – от слабо выраженных невротических до психических, изменяющих клиническую картину болезни. Нередко эти изменения и их выраженность неразрывно связаны с особенностями пациента, и разобраться в них без знания медицинской психологии очень трудно.[6]В настоящее время резко возросло значение психогенных воздействий и как причин возникновения болезней, и как обстоятельств, влияющих на их течение. Психические нарушения составляют суть психических заболеваний. В одних случаях он носят глубокий характер, сопровождающийся выраженным расстройствами осознания реальной действительности, патологическим поведением. Такие формы психологических нарушений называются психозами, в отличие от пограничных форм нарушений психической деятельности (неврозы, психопатии и др.).Диагностика психических заболеваний связана, в первую очередь, с распознаванием отдельных ее проявлений, признаков, т.е. симптомов. Определенная совокупность симптомов называется синдромом. По симптому нельзя судить, а только по последовательности смене синдромов можно говорить об этиологии, то есть причине возникновения тех или иных психических нарушений. Знание медицинской психологии помогает медицинской сестре правильно судить о влиянии соматических болезней на психику пациента и психических расстройств на течение соматических болезней, а также помогает правильному и профессиональному общению с пациентом, его родственниками, коллегами . Профессия медицинского работника - это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность.[7]При общении с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.Какую медсестру в наше время можно считать профессионалом? Эта медсестра, которая овладела профессиональными навыками, усвоила нормы профессионального общения и высокопрофессионально применяет эти знания на практике; медсестра, которая изменяет и различает свою личность средствами профессии и обогащает профессию своим творческим вкладом; медсестра, которая стремится вызвать интерес общества к результатами своей деятельности и умеет его вызвать, способствует повышению престижа своей профессии, учитывает новые запросы общества к ней. То есть профессионализм состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент – его психологическую установку, отношение к своим профессиональным обязанностям, к труду. Работа медицинской сестры происходит в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.[5]Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Основная задача медсестры – сделать пациента активным участником борьбы со своей болезнью. При этом должна действовать так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом. Медсестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается планов, целей, действий.[4]Медицинскую сестру должны отличать способность и умение общаться. Эти психологические качества являются для нее профессионально важным и, в конечном счете, характеризует ее профессиональную пригодность.Спиcок использованных источников1. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: Практикум Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.2. В. Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Москва «ГЭОТАР - Медиа» 2018г.3. О. И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.4. В. Г. Косенко, Л.Ф. Смоленко, Т.А. Чебуракова Медицинская психология для медсестёр и фельдшеров Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.5. Д.А. Шкуренко Общая и медицинская психология Ростов-на-Дону «Феникс» 2019г.6. И.В. Островская Психология Москва «ГЭОТАР - Медиа» 2019г.7. А. И. Волкова Психология общения Ростов-на-Дону «Феникс» 2019г.