Публикации
Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.
Автор: Алтанская Оксана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.
Автор: Алтанская Оксана Николаевна
Проект " Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят".Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.Упавшему помоги встать.Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).Краткое содержание проекта: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.Цель проекта:Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.Задачи проекта:-Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. -Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.-Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.-Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.-Развитие коммуникативных навыков детей.-Способствовать повышению значения семейных ценностей.Мероприятия, проведенные в рамках проекта:В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.А самые близкие нам- это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Они уже могут провести настоящий мастер- класс на разные темы.Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи". Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких пенсионеров. А потом ребята или сотрудники социальной службы поздравляют и вручают подарки.Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь. Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как " Посади свое дерево", " Сбереги елочку", " Мусор Земле не к лицу", развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.Предполагаемые результаты проекта: Расширить представление о волонтерском движении у детей 4-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования. Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения. Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.Вид проекта: долгосрочный. Актуальность Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке. Проблема:Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду, стали использовать его два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.Новизна:Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством. Используемая литература:О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г. В.Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г. Л.А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г. Л.Б.Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г. Н.В.Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр. Т.С.Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с. Л.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД). Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.