Публикации
Функциональная грамотность на уроках музыки
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность на уроках музыки
Автор: Головина Ольга Ярославна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность на уроках музыки
Автор: Головина Ольга Ярославна
Головина Ольга Ярославна, учитель музыки МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», Ербинская ООШ №4, г. Сорск, Республика Хакасия.Функциональная грамотность на уроках музыки В настоящее время функциональная грамотность является одним из важнейших показателей качества общего образования. Её критерии лежат в основе международных исследований по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления. Термин функциональная грамотность был введён ЮНЕСКО в 1957 году и с тех пор его содержательное наполнение претерпело значительные изменения. Акцент с элементарных практических компетенций – умение читать, писать, считать, сместилось на личностномировоззренческие и социальнокультурные компетенции, решение глобальных проблем человечества, взаимоотношения между людьми разных культур, адаптация в постоянно меняющемся мире и т.п. Т.е. те компетенции, формирование которых невозможно без художественной составляющей общего образования. Функциональная грамотность – «Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, писать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие математические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается максимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин) Последние федеральные стандарты требуют создания условий обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как способности «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности», включающая «овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию». (ФГОС НОО п.34.2) Это значит, что функциональная грамотность современной общеобразовательной школы должна формироваться в каждой образовательной области, включая предметную область «Искусство. Самый банальный вопрос — что дети должны получать в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен научиться читать, писать, выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы всё логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.Зачем это всё, спросите вы, учителю музыки? Да потому что наш предмет за эти годы очень изменился! Раньше в школе проходил урок «пения», на котором учитель только разучивал и отрабатывал песни, а теперь это урок «музыки». И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.Что же включает в себя функциональная грамотность? И в чём должен быть компетентен учитель музыки, чтобы развить и воспитать грамотного ученика? Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели конкретных примерах.Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание: - написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатле-ниями о прослушанном музыкальном произведении; - подготовить реферат по биографии и творчеству композитора; - ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; - заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, тесты, бланки с заданиями.Компьютерная грамотность очень хорошо показала себя в условиях пандемии во время дистанционного обучения. Ученики должны были найти информацию в сети Интернет; - уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Viber, ВКонтакте; - участвовать в онлайн-тестах; - работать с материалами Российской электронной школы и др. обучающими сайтами.В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будет обучаться дистанционно! И мы - взрослые, учителя и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и об их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Поэтому лучше всего было использовать свой предмет в качестве отдыха между русским и математикой. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» во 2-м классе дать задание - посмотреть мультфильм. Ребёнок отдыхал и одновременно слушал музыку. А для того, чтобы выставить оценку было задание: выписать героев сказки и какой музыкальный инструмент его озвучивал.Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда дается задание: - найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов; - посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям; - использовать данные из СМИ; - пользоваться услугами детской и школьной библиотеки; - анализировать информацию по теме урока.Коммуникативная грамотность: - работать в парах, группе, команде; - расположить к себе других людей; - не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса; - использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.Каждый урок можно построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараться идти в ногу со временем в использовании песенного материала. Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Поэтому, мы как педагоги, должны стремиться к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!