Публикации Мультимедийные Интернет-ресурсы для внеурочной деятельности по географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мультимедийные Интернет-ресурсы для внеурочной деятельности по географии
Автор: Карташева Наталья Николаевна

Мультимедийные Интернет-ресурсы для внеурочной деятельности по географииАННОТАЦИЯВ статье рассматриваются мультимедийные Интернет-ресурсы для внеурочной работы по географии, а также показано применение интерактивных технологий во внеурочном процессе, которые позволяют сделать занятия более интересными, интерактивными, личностно ориентированными, результативными, позволяющими вовлечь учащихся в творческую познавательную деятельность, а также способствующие развитию познавательного интереса у обучающихся к предмету «География». Отмечается, что роль данных технологий усиливается особенно в современном информативном подростковом возрасте. В статье предлагаются для рассмотрения сервисы, которые можно использовать во внеурочной деятельности. В современной образовательной практике все большее распространение получают и используются в преподавании Интернет-ресурсы, которые позволяют развивать у обучаемых многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе. Возникнув в конце XX века, компьютеры стремительно завоевали все сферы деятельности человечества. Сейчас человек уже не представляет себе работу без компьютера, так как он облегчают работу людей в некоторых сферах, особенно в сфере образования, делая ее более наглядной и интересной. Применение интерактивных технологий во внеурочном процессе позволяют мне сделать занятия более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным, позволяет вовлечь учащихся в творческую познавательную деятельность, а также способствует развитию познавательного интереса у обучающихся к предмету «География». Несмотря на активное внедрение в учебный процесс современных информационных средств обучения, разработку разнообразных электронных носителей учебного назначения для преподавания географии, нужно отметить отсутствие достаточного числа методических рекомендаций по их применению, опирающихся на уровень компьютерной грамотности учителя и ученика. Как показывает практика преподавания географии, еще не сложилась единая классификация информационных средств, позволяющая осуществлять качественный отбор этих средств, а также реализуя основные задачи занятий.Вследствие этого сложились противоречия:- компьютеризация как глобальный процесс и недостаточная разработанность методики применения информационных средств обучения на уроках географии;- использование электронных пособий и учебных программ в процессе преподавания географии и отсутствие их классификации, позволяющей осуществлять подбор пособий к конкретному занятию, исходя из его целей и задач. Вся совокупность изложенных противоречий составила проблему исследования, определила актуальность и выбор темы «Мультимедийные Интернет-ресурсы для внеурочной деятельности по географии.Цель исследования - изучение использования информационных технологий для внеурочной деятельности.Объектом исследования — использование информационных технологий в образовании.Предмет исследования — использование информационных технологий для внеурочной деятельности географии.Гипотеза исследования - Применение информационных технологий приводит к повышению эффективности обучения географии.Условно можно выделить ряд этапов информатизации образовательного процесса:- компьютеры используются как предмет изучения в рамках школьного курса информатики;- использование компьютеров в рамках традиционных курсов;- использование компьютеров в профессиональной деятельности учителя для снятия рутинной нагрузки;- освоение новых интерактивных средств: мультимедиа технологий, локальных и глобальных баз данных, организация сетевых проектов и т.п.Под информационной технологией (ИТ) в широком смысле понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [1, с.87]. Термин «информационные технологии» впервые ввел академик В.М. Глушков, стоящий у истоков информатизации нашего государства, подразумевая под этим термином процессы, связанные с переработкой информации с помощью электронно-вычислительной техники [2]. Современная школа и федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к преподаванию, к владению педагогами современными технологиями и в умелом их использовании в образовательном процессе как в учебной, так и во внеурочной деятельности.Предлагаю для рассмотрения следующие сервисы, которые можно использовать во внеурочной деятельности.1. Интерактивные плакаты с использованием сервиса Genial.ly  - онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента. Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток ("горячих точек") прикрепляются ссылки на веб-ресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т.д. Количество создаваемых работ не ограничено. Создание интерактивных контентов - бесплатное. Готовую работу можно встроить на страницу сайта или блога.Главное достоинство такого плаката - его интерактивность. Для индивидуальной работы обучающийся сможет познакомиться с информацией в любом удобном для себя порядке и открывать только интересующие его материалы. Ресурс можно использовать как в урочной (в режиме обучения или для проверки знаний учащихся), так и во внеурочной деятельности. Создание интерактивных плакатов - бесплатное. Единственный минус сервиса в том, что он англоязычный.2.Сервис «Мои карты в Google» Сервис "Мои карты" через Google Карты позволяет создавать и изменять собственные карты, а также предоставлять к ним доступ другим пользователям, публиковать карты в Интернете.Геосервис Googlemaps (карты) – это принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных. Этот браузер превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий, копирование фотографий, запись видео. Платформа «Google карты» позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ, проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности. Приведу несколько примеров из опыта своей работы с использованием данной программы во внеурочное время:1.нанесение на изображение градусной сетки (Меню Вид, команда – Сетка) для определения географических координат не только в градусах, но и минутах;2.использование кнопки Метка для определения точки на поверхности, которая пополняется текстовой информацией и изображением с последующим сохранением на фотоснимке (на примере реки Дон);3. для формирования представлений о географических понятиях: Норвегия – фьорды с использованием 3Д функции для объемного показа скалистых берегов страны, частей реки – исток, устье на примере реки Волга и т.д. Для работы с сервисом – Необходимо войти в аккаунт Google (если у вас нет аккаунта, тогда необходимо зарегистрироваться в Google).3. Сервис LearningApps для создания интерактивных учебно-методических пособий является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться.Идеи по использованию сервиса в образовательном процессе:1.Для создания различных дидактических материалов для уроков2.Для использования в играх, конкурсах и др.Предлагаю познакомиться как создать свой интерактивный продукт на LearningApps  -выбор (викторины (), тесты (), выделение нужных слов, составление слов из букв); - распределение (найти пару(), классифицировать(), собрать пазл (), привести в соответствие (), сортировать по группам, найти на карте) Пользоваться им довольно легко, все выполненные задания сразу проверяются, можно получить html-код любого упражнения и встроить его в свою web-страницу, а можно создать аккаунты для учеников и сформировать списки классов для организации домашних работ. Упражнения, созданные в этом сервисе, удобно использовать на этапе закрепления, учащимся нравится то, что проверка знаний напоминает игру, а также разнообразие предлагаемых заданий. Преимущества сервиса Learningapps - в разнообразии видов упражнений, которые, как мне кажется, и составляют суть деятельностного подхода, как того требуют новые ФГОС.4. Онлайн сервис Wordart для создания облака слов из предложенного текстаПри помощи сервиса Wordart.com можно визуализировать текст. Применение интернет-ресурса имеет ряд преимуществ: тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний. Сервисом можно воспользоваться для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии, запоминание ключевых слов (терминов, понятий). Не исключено использование онлайн сервиса для проведения внеклассных мероприятий по географии. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или использовать аккаунт социальных сетей. Кириллицу поддерживает.Созданной работой можно поделиться с использованием ссылки. Можно получить код для встраивания облака на страницы сайтов, блогов. Можно сохранить работу в формате PNG или просто распечатать на бумаге.5. JigsawPlanet - онлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений - ресурс, которым можно воспользоваться и без регистрации (в этом случае, необходимо скопировать ссылку пазла, вставить её в свой блог). Если преподаватель или ученик зарегистрировался, можно создать альбом (мы) и загружать тематические изображения, из которого сервис предлагает создать различные по сложности и форме пазлов игры. Созданные работы можно сохранять на страничках сайтов в виде альбомов и как отдельные работы. Можно поделиться работами в социальных сервисах и посредством электронной почты. Работы можно создавать публичными, для тех, кто имеет ссылку и приватными.Идеи по использованию сервиса в образовании:- Для создания пособий в игровой форме по тематике предмета;- Для организации внеурочной деятельности.Создание интерактивных пазлов – бесплатное.Возможности современных web технологий могут значительно помочь в работе учителя. Применение игр на уроке активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них интерес к учебному материалу. Кроме того, предложенный мною онлайн-сервис, не потребует много времени от педагога (для создания пазла нужна лишь готовая картинка). Считаю, что для учителей, которые работают в кабинетах с интернетом это отличная возможность привлечь и заинтересовать детей в игровой форме. Особенно эффективно можно использовать пазлы, с изображением различных территорий и регионов, что позволит более качественно и интересно донести для обучающихся картографические данные. 6. Onlinetestpad.com - сервис для создания интерактивных учебных материалов - сервис Web 2.0, с помощью которого можно создать интерактивные тесты, ребусы, кроссворды и другие занимательные задания.Конструктор тестов Online Test Pad предлагает совершенно бесплатно создать любой тест любой сложности с любой логикой подсчета результатов своими руками. От педагога не требуется каких-либо специальных знаний, т.к. конструктор тестов обладает интуитивно понятным интерфейсом и содержит подсказки по ходу создания тестов.Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис бесплатный и поддерживает кириллицу.Возможности ресурса – это визуализация результатов, сбор статистики по пройденным тестам. Мною разработаны образовательные тесты, которые использую для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. После прохождения теста, учащиеся смогут увидеть количество правильных ответов, оценку по результату теста.7. Geography Learning Game.Игра-викторина на знание самого широкого спектра географических объектов: рек, гор, озёр, морей, островов, заливов, каналов, пустынь и многого другого. Помимо физической карты мира узнаётся и политическая — изучаются страны, их флаги и столицы. Приложение оформлено в приятных спокойных тонах, а по принципу начисления баллов оно во многом похоже на GeoGuessr: нужно как можно точнее определить местоположение названного объекта. Одно из главных преимуществ приложения — его доступность на русском языке. Список литературы
  • Вильяме, Р., Маклин К. Компьютеры в школе, (перевод с англ.) / общ. ред. и вступительная статья В.В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. -336с.
  • Гребнев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе/И.В. Гребнев // Педагогика, -1994.- №5.- С.46-49.
  • formatsionnykh-tiekhnologhii-na3.html