Публикации
"Христианские корни С. Есенина"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Христианские корни С. Есенина"
Автор: Нонна Ивановна Прокофьева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Христианские корни С. Есенина"
Автор: Нонна Ивановна Прокофьева
Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение дополнительного образования детей «Котовская детская школа искусств» Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение дополнительного образования детей«Дом детского творчества города Котовска» Внеклассное мероприятие:«Христианские корни Сергея Есенина»ПодготовилаПрокофьева Нонна Ивановна,преподаватель, концертмейстер г. Котовск 2020 г.ЦЕЛИ:развивающая: расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия музыкальных произведений.воспитательная: привить любовь к поэзии и музыкеЗАДАЧИ:формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке, поэзии и жизни, воспитание художественного вкуса.ВИД УРОКА:урок-лекция.ФОРМА УРОКА:лекция-концерт.МЕТОДЫ УРОКА:метод монологического изложения с элементами диалога в процессе прослушивания музыкальных произведений и стиховОБОРУДОВАНИЕ:сборники стихов, исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано.ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.В этом имени слово «есень», «осень», «ясень», осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен – поднебесье, тихие веси, Сень берез и синь-рассвет. Что-то есть в нем и от весенней грусти, юности и чистоты… Только скажут – «Сергей Есенин» Всей России встают черты… (Н. Браун)Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного русского поэта Сергея Есенина. И это не случайно, в 2020 году мы отмечаем замечательную дату – 125-летие со дня рождения великого поэта. Русская поэзия 20 века дала Отечеству немало блистательных имен. Среди них Сергей Есенин занимает одно из первых мест. Становление поэта происходило в необычайно тягостную эпоху - Первая мировая война, братоубийственная гражданская рознь и кровопролитие. Поэт Есенин – многоликий гений. Его творчество многогранно, в стихах поэта все: любовь к Родине, к матери, ко всему живому. Лирический мир поэзии Есенина – это переход от святости к безбожию, от кротости к буйству. В этих взлетах и падениях – сама Россия новой эпохи.Удивительно непростой была судьба поэта. За 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь.Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области в простой крестьянской семье. С двух лет мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и дедушки со стороны матери. Они были людьми верующими, глубоко почитающими Господа Бога и свои убеждения постарались передать внуку. Большое влияние на духовное становление С. Есенина в этот период также оказал сельский священник отец Иоганн. В его семье была хорошая библиотека, которой мальчик мог пользоваться. Благодаря этому уже к окончанию школы Сергей Есенин прочитал массу книг. А дом священника, в котором нередко бывал будущий поэт, запечатлен в его стихах. Большой отклик в душе поэта получили русские народные традиции и предания. Еще в детстве в Новый год поутру он вместе с мальчишками любил колядовать. Пели песню «Авсень», унаследованную от языческих предков и слегка подправленную в христианском духе. Впоследствии один из сборников Есенина (правда не опубликованных) так и назывался «Авсень».В 1904 году С. Есенин поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. В то же время он начал писать стихи. Окончив училище в 1909 году, Сергей продолжил обучение в церковно-приходской учительской школе в селе Спас-Клепики, где пробыл до 1912 года, а по окончании получил звание учителя школы грамоты. И крестьянский быт, и родные просторы, - все это для Сергея Есенина было отражением лучей незримого Божественного света. Отсюда и настроение его первых стихотворений: мелодичность и искренность. (Исполняется романс «Я по первому снегу бреду»). Московский период в жизни и творчестве С. Есенина начинается с 1912 года. Сначала он работает в конторе владельца мясной лавки, затем поступает в типографию И. Сытина – помощником корректора. В 1913 году становится вольнослушателем Московского народного университета Шанявского. В начале 1914 года в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» было опубликовано стихотворение «Береза».Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром,На пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.И стоит береза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне,А заря, лениво обходя кругом,Обсыпает ветки новым серебром. За три года жизни в Москве Есениным были написаны многие стихи, которые позже принесут ему славу. Эти стихи проникнуты религиозным чувством, в них воплощена красота Русской земли. (Исполняются песни «Выткался на озере», «Над окошком месяц»). Содержательный аспект творчества поэта социально меняется в период 1910-1914 годов. Он живо реагирует на события Первой мировой войны в стихах «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Бельгия». Силу русского народа и его бунтарский дух поэт воспевает в поэмах «Марфа Посадница», «Песнь о Евпатии Коловрате». В 1915 году Есенин переезжает в Петербург. Литературный Петроград военной поры то с восторгом, то снисходительно улыбаясь, приветствовал явление самобытного таланта. Пение частушек, крестьянский костюм – этими своеобразными средствами Есенин пытался завоевать Северную столицу. Он проявил уникальный дар не только поэта, но и гениального актера. Первым, с кем познакомился Есенин в Петрограде, был А. Блок. Встреча с Блоком произошла 15 марта 1915 года. «Когда я смотрел на Блока, с меня капали капли пота, - я впервые видел живого поэта!» - писал Есенин. Духовная позиция Есенина продолжает оставаться в это время очень сильной. Христос для него – совершенство, он верит в него чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою. Но видны и религиозные сомнения: от смиренной молитвенности до необычайного озорства. В этом было проявление внутреннего конфликта. Ярче других смену духовного центра отразило стихотворение «Гой ты, Русь моя родная».Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризах образа…Не видать конца и края – только синь сосет глаза.Как захожий богомолец, я смотрю твои поля.А у низеньких околиц звонко чахнут тополя.Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас.И гудит за корогодом на лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежке на приволь зеленых лех,Мне навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою». Главным событием в жизни Есенина до призыва в армию стало выход его первой книги «Радуница». Сюда вошли 33 стихотворения. А в 1916 году он был зачислен санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд. Летом этого же года он читал свои стихи на концерте для раненых в присутствии самой императрицы Александры Федоровны и ее дочерей. На исходе февраля 1917 года в России грянула Февральская революция. Молодой поэт Сергей Есенин встретил ее с вдохновением, он был счастлив и воодушевлён. (Исполняется песня «Несказанное, синее, нежное»). Летом 1917 года произошли изменения в личной жизни поэта, он повенчался с Зинаидой Райх. Плодотворным было и творчество этого периода: с 1917 по 1920 годы вышли сборники стихов: «Голубень», «Ключи Марии», «Отчее слово», «Быт в искусстве». В 1919 году Есенин вместе с поэтами Мариенгофом и Шершеневичем создает литературную группу имажинистов. В своих программах они утверждали непременную образность поэтической речи. Однако на практике у имажинистов не было единого понимания этой образности. Понимая, такую двойственность в теории и практике, Есенин вышел из состава имажинистов в 1921 году. Летом 1920 года Есенин едет на Восток – родину замечательных лириков: Хайяма, Низами, страну роз, тюльпанов, звездочетов. Поэт посещает Кавказ, затем Среднюю Азию, Ташкент, мечтает побывать в Персии, но его туда не пускают. Остановившись в Батуми, зимой 1924-1925 годов, он наполняет свой мир ароматом Востока. Появляется цикл стихов под названием «Персидские мотивы». (Исполняется песня «Никогда я не был на Босфоре»). Осенью 1921 года в Москву по приглашению Советского правительства приехала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. Ранее она уже бывала в России в 1904-1905 годах. Гастроли ее новаторского танца имели грандиозный успех. Вскоре Айседора познакомилась с Есениным, отношения развивались быстро, и в мае 1922 года был зарегистрирован брак. С мая 1922 по август 1923 года Есенин вместе с Айседорой Дункан побывал в Германии, Франции, Италии, США. Но, несмотря на яркую заграничную жизнь, его сильно тянуло на родину. В письмах он писал: «Так хочется из этой кошмарной Европы обратно в Россию, к прежнему нашему хулиганству, к нашему задору». Брак с Айседорой продлился недолго: Есенин не мог вынести роли «молодого супруга» и тени известной танцовщицы. В 1924 году они расстались. Айседора Дункан была старше Есенина на 17 лет, она всем сердцем любила его, называла своим ангелом. А вот поэт пленился скорее ее мировой славой. Ему было лестно ходить по московским улицам под руку с мировой знаменитостью и слышать за своей спиной их имена. И тем не менее, Айседора и Сергей – эти два имени в неразрывной связи вошли в историю как слово и жест, лиричность и женственность, большое, красивое чувство. (Исполняется песня «Королева»). Поэзия Есенина 1923-1925 годов резко меняет свою направленность: на смену бурным страстям приходит мудрый философ.(Исполняется романс «Пускай ты выпита другим»).В эти же годы проявляется интерес к жанрам дружеского послания. «Письмо сестре», «Анна Снегина», «Поэма о 36», «Письмо матери». Самым близким человеком Есенину всегда была его мама – Татьяна Федоровна. Светлый образ матери возникает в поэтических произведениях поэта, в которых он будто разговаривает с матерью, призывая ее не тревожиться о сыне с мятежной, рвущейся душой. (Исполняется песня «Письмо матери»). Весной 1925 года Есенин знакомится с внучкой Л. Н. Толстого – Софьей Андреевной. В сентябре этого же года они поженились. Но отношения не складывались – всюду царил дух «старца» и со всех стен из-под своих бровей глядел великий писатель. Несмотря на неважное здоровье и тяжелое душевное состояние, Есенин последние месяцы пишет много и легко: в ночь с 4 на 5 октября 1925 года он диктует жене подряд 7 небольших стихотворений. К концу 1925 года у Есенина решение «уйти в мир иной» становится маниакальным: он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вены, заколоть себя кухонным ножом. Борясь с собой, он едет в Ленинград, чтобы начать новую жизнь. 24 декабря 1925 года поэт остановился в номере 5 гостиницы «Англетер». Утром 28 декабря 1925 года поэта обнаружили повесившимся в гостиничном номере. Последнее стихотворение, которое он накануне передал своему другу Эрлиху, было написано кровью. До свиданья, друг мой, до свиданья, Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Что могло толкнуть поэта к роковой черте? Вряд ли эта тайна когда-нибудь откроется. Тело С. Есенина перевезли в Москву. 31 декабря 1925 года он был похоронен на Ваганьковском кладбище. Юрий Олеша писал: «Он ушел молодым, золотым, «с плывущими по воздуху нитями волос». А стихи Сергея Есенина никогда не состарятся, потому что в их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии. (Исполняется романс «Не жалею, не зову, не плачу»). ЛИТЕРАТУРАБаранов, В.С. Сергей Есенин: Биогр. хроника в воспоминаниях, фот., письмах / Вадим Баранов. - М.: Радуга, 2003 - 462 с. Горбунова, Л.П. Всю душу выплещу в слова…: сценарий Лит.- муз. вечера, посвященного творчеству С .А. Есенина/Любовь Петровна Горбунова// ЧУИ.- 2014.- Вып.6.- стр. 16-22. Горшкова, Т.Д. Певец «страны берёзового ситца»: лит. композиция о жизни и творчестве С.А Есенина/ Тамара Дмитриевна Горшкова// ЧУИ.- 2011.- Вып. 4.-Стр. 24-3 Грибанов, Б. Т. Женщины, любившие Есенина / Борис Грибанов. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2002 - 303 с.,Зинин, С. И. Сергей Есенин и Софья Толстая / / Сергей Зинин. - Москва: Алгоритм, 2008 - 220 с.Плотникова, М.Е. …В сердце светит Русь: Лит.-муз. композиция, посвященная жизни и творчеству С.А. Есенина/ Марина ЕвгеньевнаПлотникова, Светлана Борисовна Скарупо// ЧУИ.- 2009.- Вып. 4.- Стр. 69-77.Нотный сборник Песни Г. Пономаренко на стихи С. Есенина