Публикации Музыка как средство патриотического воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыка как средство патриотического воспитания
Автор: Елена Александровна Томилина


Томилина Елена Александровна,
учитель музыки МБОУ
Ромодановская СОШ №3
Ромодановского района Республики Мордовия.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Аннотация. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей школьного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия патриотизм. Охарактеризованы важные формы работы в воспитании патриотических чувств у школьников в рамках музыкального образования.
Патриотизм- слово, понятное всем, и принятое всеми. Я- патриот!-кричит тот, кто навряд ли понимает, что значит быть таковым. Жаль, что патриотизм сегодняшний порой превращен в лозунг и лишен духовности. Любить Отечество в моем понимании –способность любить сначала человека, близкого ли, любимого ли, знакомого, а иногда вовсе чужого и далекого. Любить Отечество- уметь сопереживать радости и горю сначала одного человека, иметь силы не пройти мимо чьей-то боли, помочь, разделить беду, как краюху хлеба с нищим и обездоленным. Такой патриотизм, рядом с которым по правую руку идет любовь, позволяет смотреть и принимать не только свое личное, но и протягивает дружескую руку другому, на другом языке говорящему, имеющему свою собственную историю. Только так рождается та самая Любовь к Отечеству , ради которого пойдешь и в огонь , и в воду. Таким образом , патриотизм- есть высшее нравственное начало, зерно настоящего в человеке, естественное чувство каждого. Так должно быть. Такая любовь, такое патриотическое чувство формируется , конечно, в процессе воспитания в семье, затем социальном окружении.
Формирование духовной связи с членами своей семьи, поселка ,города, страны - Родины, большой и малой, проходит благодаря личному примеру, художественной литературе, кинематографу, участию в различных благотворительных, гражданских акциях и, конечно, музыке. Власть музыки безгранична, она способна проникать в иные сферы , чем живопись или поэзия. Музыкадолжнавысекатьогонь из души человеческой, - утверждал великий ЛюдвигБетховени был прав. Настоящаямузыкавсегда искрометна, жива и бессмертна. Она способна вдохновить, окрылить, наполнить силой.
Вспоминаю фрагмент замечательного фильма Весна на Заречной улице: главная героиня откладывает все свои насущные дела, чтобы послушать Второй концерт С.В.Рахманинова. Этот эпизод удивителен тем, что все чувства, которые испытывает героиня-восторг, внутренний подъем, счастье-, зритель видит в ее глазах, сосредоточенном взгляде, появившейся улыбке. Это волшебство музыки и ,главное, искреннее желание человека участвовать в этой магии. Для девушки жизненно важно услышать музыку великого композитора, не просто прикоснуться к мелодии, но , сопереживая композитору, найти в себе самой те же подобные чувства, пройти собственный эмоциональный путь , свое движение души. Редкое явление сегодняшнего дня, когда эмпатия стала даром, когда чувства большинства молодых людей не просто притупились, а порой стерты словно ластиком. Музыка способна найти потаенные тропинки к сердцу, только это трудный путь.
Хочется остановиться на мысли о том, что процесс слушания – это большая работа зрителя, слушателя. Нельзя заставить обывателя строить дом, если он никогда не держал шпатель в руке; нельзя просить испечь хлеб, если кто-либо не знает свойств муки и других ингредиентов. К музыке глубокой, возвышенной, наполненной чувствами, личной историей также нельзя подходить легкомысленно: нельзя поставить музыкальный файл с ходу, заставить слушать и требовать отклика. Сложный язык музыки требует осмысленности, подготовки.
Говоря о музыке как воспитателе самых главных чувств - любви и уважения к Родине-, не стоить забывать о том, что воспитание-процесс не одного дня. А Второй концерт С.В.Рахманинова- яркий музыкальный аргумент выражения огромной любви к Отечеству. Об этой любви, о таком искреннем признании стоит поговорить, стоит предложить обнаружить подобные ассоциации, истории, предложить поделиться таковым, пусть и малым, опытом. Своеобразным открытием произведения да и самого композитора, интригующим приглашением к слушанию являются отзывы и комментарии прошедших путь открытия. Вот одни из них: Он меня зацепил моментально, с первых нот, и я его предсказуемо прослушала раз семьсот. Но кроме эмоционального вихря, он зацепил меня вопросом, с которым я долго пыталась разобраться, …когда слушаешь музыку Рахманинова, эту музыку души, часто щемит сердце, настолько сильно она отзывается в душе, Самое восхитительное произведение Рахманинова, затрагивает самые тонкие струны души, это шедевр классической музыки!, Музыка Рахманинова поднимает в человеке пласты прожитой жизни. Умение сопереживать- главное, чему может научить музыка (вот почему во многом музыку определяют божественной). Произведения С.В.Рахманинова как нельзя лучше раскрывают умение сопереживать как основы патриотического духа.
Современным школьникам на уроках музыки предлагают самостоятельно находить дополнительный материал о том или ином композиторе, его творчестве. Уроки музыки пестрят рефератами, сообщениями и другими информационными работами. На мой взгляд, опасно отсылать ученика к информационным источникам, поскольку зачастую их привлекают не вопросы творческого поиска, секреты мастерства, замысла произведения, а тривиальные факты биографии, изнанка жизни, которая порой бывает и жестокой, и нелицеприятной. Учителю музыки стоит многих усилий направить мысль ученика на выражение в музыке личной борьбы со своими страстями великих гениев. И это, безусловно, важная сторона патриотического воспитания. Вот уж где так ярко умение сопереживать!
Героями в музыке- П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Людвиг ванн Бетховен, Д.Д.Шостакович, Фредерик Шопен и многие другие- для ребят станут те , кто стал велик сердцем, велик духом. И дело даже не в личном успехе. Они были великими людьми, а не казались ими. На одном из моих уроков музыки, посвященных Бетховену, звучали слова Ромэна Ролана : Жизнь … почти всегда была непрестанным мученичеством; оттого ли, что трагическая судьба ковала души этих людей на наковальне физических и нравственных страданий, нищеты и недуга; или жизнь их была искалечена, а сердце разрывалось при виде неслыханных страданий и позора, которым подвергались их братья,– каждый день приносил им новое испытание; иесли они стали великими своей стойкостью, то ведь они были столь же велики в своих несчастьях. И пусть не слишком сетуют несчастные: цвет человечества с ними. Подкрепим себя их мужеством… они дадут нам утешение. Из великих этих душ ключом бьется светлая сила и могучая доброта. Если нет у человека величия души, разве он может рассказать о великом, самом важном, необходимом сегодня, сейчас? И с этим вряд ли поспоришь.
Доброта, сострадание, утешение, истина-все это звучит в музыке духовной, без которой невозможно представить человека, глубоко и преданно любящего Отечество. Уроками откровения являются уроки, посвященные духовной музыке. Это очень важный, очень необходимый разговор. Этот разговор должен быть очень аккуратным, ведь здесь дело не в темпо-ритме, не в динамических оттенках, а в восприятии целостности образа. Нужно повернуть взгляд ребенка к лицу Бога. У моего учителя был ответ на наш вопрос: Что есть Бог для Вас? . Песнопения Дмитрия Бортнянского, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, по-настоящему духовных людей, которым присущи подлинное религиозное чувство, подлинное религиозное восприятие, утверждают нас в присутствии божественного. Мы необходимы здесь, у нас определенный путь, собственная миссия под знаменем Его, под знаменем любви, добра, сострадания и жертвенности. А это еще одна ключевая сторона патриотизма. Одним словом, обращение к духовной музыке- это поиск к внутренней силы, дабы стать человеком, достойным этого имени. Я уверена, обращение к православной музыке не должно быть хаотичным, это вопрос совместного разговора и учителя, и родителей с ребенком. Духовность – основа нашей православной культуры, основа всеобъемлющей любви к Родине, людям. В эпоху агрессии, неверия, подмены понятий важно обращать внимание на невероятное достоинство, которым дышит духовная православная музыка; обращать внимание на незримый свет, которым наполняется слушающий или исполняющий, свет, способный привести в равновесие чувства, мысли, волей невидимого направить по пути милосердия. Рассуждая о патриотизме, просто необходимо говорить о проявлении милости сердца, души любящего искренне свой народ, свою культуру. Хочется вспомнить повесть В. А. Закруткина Матерь человеческая, которая потрясает своей молитвенностью , в которой так ярко выражены мотивы песнопений. Милосердие, прощение – не в этом ли кроется сила русского характера? Так точно о роли духовной музыки сказал богослов Иоанн Златоуст: В самом деле, какое из искусств сравнится с искусством образования души и просвещения ума? В этом искусстве главным является забота о душе, потому многое в общественной и частной жизни идёт у нас не по нашему желанию, что мы не заботимся о духовном, прежде всего, а потом о житейском… Необходимо заботиться не о том, чтобы сказать больше, а говорить с пользой духовного обогащения ребёнка.
Патриотическое воспитание посредством музыки , конечно, не обойдет стороной обращение к главной песни государства-гимну. Гимн России (автор текста С. В. Михалков автор музыки легендарный А.В. Александров)- выражение ее силы, единства и исторической солидарности. Это символ Родины, символ, которым необходимо дорожить. Исполнять Гимн, стоя и приложив руку к сердцу,- выражение неоспоримого уважения к Отечеству. В нем (тексте) нет политизированных строк (надо отдать должное автору произведения!), в нем есть внутренняя сила и огромное достоинство. Музыка А. В. Александрова удивительным образом дополняет и приумножает эффект восторженности: вот так должен звучать Гимн! К слову сказать, в русской классической патриотической музыке (П.И. Чайковский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов и др.) так же неторопливо поступательно звучит музыкальная речь. В ней нет увеселительных нот, бравады, но есть ноты светлой радости, духовного счастья и, самое важное, неопровержимой веры в добро.
Но важно осознавать , что исполнение Гимна должно соответствовать важным событиям в жизни россиян. Нельзя обращаться к государственному символу без всякого на то повода, нельзя превращать исполнение в обыденность, скучную привычку. Но петь в школе гимн просто обязаны. Осознанное исполнение гимна школьниками приведёт к формированию у них объективной картины мира; коллективное торжественное исполнение будет способствовать повышению морального духа, развитию воли, стремлению к высоким достижениям, становлению чувства патриотизма; гимн - прекрасное средство воспитания настоящих граждан своей Родины, неравнодушных к её судьбе. Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина",- искренним было желание создателя гимна А. В. Александрова.
Патриотизм-чувство деятельностное. Это движение души, ума созидательное , а порой и жертвенное во имя Родины. И обо всем этом музыка говорит открыто, честно, призывая всех неравнодушных любить…,но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать (В.Розанов).