Публикации
Формирование мотивации к обучениюв музыкальной школе путем интенсификации музыкального обучения.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование мотивации к обучениюв музыкальной школе путем интенсификации музыкального обучения.
Автор: Волкова Светлана Владиславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование мотивации к обучениюв музыкальной школе путем интенсификации музыкального обучения.
Автор: Волкова Светлана Владиславовна
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе путем интенсификации процесса музыкального обучения.
Музыкальное воспитание – это не
воспитание музыканта, а прежде
всего, воспитание ЧЕЛОВЕКА.
В.А.Сухомлинский.
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе, возрож-дение традиций домашнего музицирования без преувеличения можно назвать одной из главных проблем современной музыкальной школы. Ее актуальность обусловлена всеобщим угасанием интереса к классическому искусству и культуре в целом и, как следствие, к обучению игре на музыкальных инструментах.
Такие явления, как недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности ребенка, отсутствие гармонично развивающей звуковой окружающей среды, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательных школах усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей. У учеников зачастую отсутствует положительная мотивация к занятиям музыкой.
Сегодня основная часть обучающихся в музыкальной школе детей (такие дети составляют 96% от общего количества учащихся) нацелены на обще-музыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию (игре для себя).
Перед нами, педагогами, стоит ключевая задача - как приблизить обучение игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей, построить учебный процесс так, что бы овладение фортепиано нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.
Сегодня мы наблюдаем такую картину, когда выпускник музыкальной школы не умеет зачастую подобрать по слуху понравившуюся мелодию, прочитать с листа пьесу, не говоря уже о том, чтобы обладать умением импровизировать и сочинять на заданную тему.
Перемены, происшедшие в общественной жизни нашей страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. Такие современные тенденции, как демократизация и вариантность позволяют устранить многие накопившиеся за десятилетия противоречия, которые приводили к торможению его развития. В том числе и в системе детских музыкальных школ. Главным из этих противоречий являются малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, что в свою очередь необходимо для полноценного развития навыков любительского музицирования.
Другой причиной, ведущей особенно в последнее время к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе, что не позволяет выправить положение за счет увеличения времени для домашних занятий музыкой.
Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысления его целей и содержания.
Как показывает опрос родителей, в задачах и целях обучения игре на фортепиано они хотели бы видеть формирование следующих способностей и интересов детей:
- свободно читать с листа произведения различных стилей (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуга:
- аккомпанировать и петь под свой аккомпанемент;
- музицировать (импровизировать и сочинять);
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказать друзьям о музыке и композиторах, поддержать беседу на музыкальные темы.
Данные требования родителей совершенно оправданы, ибо они соответствуют нацеленности основной части учащихся на общемузыкальное развитие, приобщению к любительскому музицированию. Вместе с тем эти требования не противоречат и задачам профессионального музыкального воспитания. Свободное владение инструментом, включающее в себя способности к интерпретации и музицированию, лежит в основе любой музыкальной деятельности и определяет уровень профессиональных возможностей преподавателя, концертмейстера, концертного исполнителя и других специализаций в профессиональной музыкальной деятельности.
Поэтому необходимо изменение подхода ко всему процессу обучения, модернизации устаревших программ и требований к обучающимся, созданию механизма, обеспечивающего интенсификацию процесса музыкального обучения.
При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный подход к обучению.
Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются самими учениками из практической работы над заданиями, из постоянного анализа произведения, из ответов преподавателя на возникающие вопросы, что формирует навык самостоятельной работы, обеспечивая возможность последующего самосовершенствования.
Ученик начинает сразу играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи, что очень нравится детям.
Интенсификация процесса обучения происходит благодаря взаимосвязи различных видов творческой деятельности, что ведет к их взаимному обогащению и развитию. Это позволяет экономить время на освоение каждого из данных видов деятельности и при этом повышать их качественный уровень. Так, развитие навыков чтения с листа способствует более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо-гармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстро заучивать текст наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладо-гармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ формы, анализ развития тематического материала, т.е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной.
Существующие сегодня учебные планы и время, отведенное на их выполнение, а с другой стороны загруженность наших учеников не позволяют по-настоящему углубиться в каждый из видов музыкальной деятельности. Может, настало время задуматься, что сегодня важнее – с трудом выученные ребенком полифонические произведения или произведения крупной формы (что далеко не всем удается и, как следствие, не прибавляет интереса к занятиям музыкой) или приобретенные навыки импровизации, подбора по слуху или чтения с листа.
Одной из важнейших задач педагогов является развитие в своих учениках таких качеств, как увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Только активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Наша задача научить ребенка работать самостоятельно, сформировать у него способность к саморазвитию.
Когда ученик видит, что его музицирование доставляет удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным успехам он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.
Приобщение ученика к различным видам творчества одновременно не только ускоряет обучающий процесс, но и становится хорошим стимулом для музыкальных занятий. А испытываемые учеником вдохновение, радость открытий, самовыражения, чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.
Литература.
1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки М.: Просвещение, 1984
г. - 111 стр.;
2. Грохотов С. (сост.) Как научить играть на рояле М.: Классика-XXI
2006 г. - 220 стр.;
3. Смирнова Т.И. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом
М.:Издательство Смирновой 1997 г. - 110 стр.;
4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста М.:Советский композитор 1984 г.
- 127 стр.;
5. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на
фортепиано" М.: Московский государственный педагогический институт
им. В.И.Ленина, 1975 г. - 106 стр.
Музыкальное воспитание – это не
воспитание музыканта, а прежде
всего, воспитание ЧЕЛОВЕКА.
В.А.Сухомлинский.
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе, возрож-дение традиций домашнего музицирования без преувеличения можно назвать одной из главных проблем современной музыкальной школы. Ее актуальность обусловлена всеобщим угасанием интереса к классическому искусству и культуре в целом и, как следствие, к обучению игре на музыкальных инструментах.
Такие явления, как недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности ребенка, отсутствие гармонично развивающей звуковой окружающей среды, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательных школах усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей. У учеников зачастую отсутствует положительная мотивация к занятиям музыкой.
Сегодня основная часть обучающихся в музыкальной школе детей (такие дети составляют 96% от общего количества учащихся) нацелены на обще-музыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию (игре для себя).
Перед нами, педагогами, стоит ключевая задача - как приблизить обучение игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей, построить учебный процесс так, что бы овладение фортепиано нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.
Сегодня мы наблюдаем такую картину, когда выпускник музыкальной школы не умеет зачастую подобрать по слуху понравившуюся мелодию, прочитать с листа пьесу, не говоря уже о том, чтобы обладать умением импровизировать и сочинять на заданную тему.
Перемены, происшедшие в общественной жизни нашей страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. Такие современные тенденции, как демократизация и вариантность позволяют устранить многие накопившиеся за десятилетия противоречия, которые приводили к торможению его развития. В том числе и в системе детских музыкальных школ. Главным из этих противоречий являются малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, что в свою очередь необходимо для полноценного развития навыков любительского музицирования.
Другой причиной, ведущей особенно в последнее время к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе, что не позволяет выправить положение за счет увеличения времени для домашних занятий музыкой.
Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысления его целей и содержания.
Как показывает опрос родителей, в задачах и целях обучения игре на фортепиано они хотели бы видеть формирование следующих способностей и интересов детей:
- свободно читать с листа произведения различных стилей (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуга:
- аккомпанировать и петь под свой аккомпанемент;
- музицировать (импровизировать и сочинять);
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказать друзьям о музыке и композиторах, поддержать беседу на музыкальные темы.
Данные требования родителей совершенно оправданы, ибо они соответствуют нацеленности основной части учащихся на общемузыкальное развитие, приобщению к любительскому музицированию. Вместе с тем эти требования не противоречат и задачам профессионального музыкального воспитания. Свободное владение инструментом, включающее в себя способности к интерпретации и музицированию, лежит в основе любой музыкальной деятельности и определяет уровень профессиональных возможностей преподавателя, концертмейстера, концертного исполнителя и других специализаций в профессиональной музыкальной деятельности.
Поэтому необходимо изменение подхода ко всему процессу обучения, модернизации устаревших программ и требований к обучающимся, созданию механизма, обеспечивающего интенсификацию процесса музыкального обучения.
При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный подход к обучению.
Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются самими учениками из практической работы над заданиями, из постоянного анализа произведения, из ответов преподавателя на возникающие вопросы, что формирует навык самостоятельной работы, обеспечивая возможность последующего самосовершенствования.
Ученик начинает сразу играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи, что очень нравится детям.
Интенсификация процесса обучения происходит благодаря взаимосвязи различных видов творческой деятельности, что ведет к их взаимному обогащению и развитию. Это позволяет экономить время на освоение каждого из данных видов деятельности и при этом повышать их качественный уровень. Так, развитие навыков чтения с листа способствует более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо-гармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстро заучивать текст наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладо-гармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ формы, анализ развития тематического материала, т.е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной.
Существующие сегодня учебные планы и время, отведенное на их выполнение, а с другой стороны загруженность наших учеников не позволяют по-настоящему углубиться в каждый из видов музыкальной деятельности. Может, настало время задуматься, что сегодня важнее – с трудом выученные ребенком полифонические произведения или произведения крупной формы (что далеко не всем удается и, как следствие, не прибавляет интереса к занятиям музыкой) или приобретенные навыки импровизации, подбора по слуху или чтения с листа.
Одной из важнейших задач педагогов является развитие в своих учениках таких качеств, как увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Только активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Наша задача научить ребенка работать самостоятельно, сформировать у него способность к саморазвитию.
Когда ученик видит, что его музицирование доставляет удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным успехам он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.
Приобщение ученика к различным видам творчества одновременно не только ускоряет обучающий процесс, но и становится хорошим стимулом для музыкальных занятий. А испытываемые учеником вдохновение, радость открытий, самовыражения, чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.
Литература.
1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки М.: Просвещение, 1984
г. - 111 стр.;
2. Грохотов С. (сост.) Как научить играть на рояле М.: Классика-XXI
2006 г. - 220 стр.;
3. Смирнова Т.И. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом
М.:Издательство Смирновой 1997 г. - 110 стр.;
4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста М.:Советский композитор 1984 г.
- 127 стр.;
5. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на
фортепиано" М.: Московский государственный педагогический институт
им. В.И.Ленина, 1975 г. - 106 стр.