Публикации
Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.
Автор: Закирова Нурзида Миннехановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.
Автор: Закирова Нурзида Миннехановна
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.Воспитательный потенциал урока музыки» подготовила учитель музыки МБОУ «Гимназия №20» имени А.Алиша Советского района г.Казани Закирова Н.М.Основная задача, которая стоит перед учителем музыки создать условия для формирования функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и поможет овладению коммуникативной, информационной компетентностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы.Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы. Учитель должен начать с того, чтобы помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость. Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное - это постоянная возможность помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.Раньше в школе проходил урок «пения», на котором учитель только разучивал и отрабатывал песни, а теперь это - урок «музыки». И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.Что же включает в себя функциональная грамотность? И в чём должен быть компетентен учитель музыки, чтобы развить и воспитать грамотного ученика?Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.Как я развиваю функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели конкретно на моём примере учителя музыки.Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении; подготовить реферат по биографии и творчеству композитора; ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке; заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями. Компьютерная грамотность очень хорошо показала себя в условиях пандемии во время дистанционного обучения. В это время большую роль сыграла моя компетентность, как учителя. Ученики должны были:найти информацию в сети Интернет; уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Viber, ВКонтакте; участвовать в онлайн-тестах; работать с материалами Российской электронной школы и Инфоурок. В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будет обучаться дистанционно! И мы - взрослые, учителя и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и об их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Я использовала в некоторых классах свой предмет в качестве отдыха между русским и математикой. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» во 2-м классе дала задание - посмотреть мультфильм. Ребёнок отдыхал и одновременно слушал музыку. А для того, чтобы выставить оценку было задание: выписать героев сказки и какой музыкальный инструмент его озвучивал.Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда я даю задание:найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов; посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям; использовать данные из СМИ; пользоваться услугами детской и школьной библиотеки; анализировать информацию по теме урока. Коммуникативная грамотность:работать в парах, группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса; использование физминуток и рефлексии на уроках музыки. Что я ещё стараюсь сделать, как компетентный учитель, чтобы построить интересно урок? Вот примеры из моей практики:Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Я, как педагог, стремлюсь к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!