Публикации Использование платформы Arduino для проведения интегрированных занятий в мобильном технопарке «Кванториум»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование платформы Arduino для проведения интегрированных занятий в мобильном технопарке «Кванториум»
Автор: Попов Дмитрий Андреевич

Использование платформы Arduino для проведения интегрированных занятий в мобильном технопарке «Кванториум»Образование должно вестись с использованием современных технологий. Человеку непросто жить в современном мире. Ему нужно постоянно развиваться и следить за новейшими технологиями в электронике, которые играют очень важную роль в нашем обществе. Одной из таких является семейство контроллеров Arduino. Arduino представляет собой весьма простой инструмент для создания электронных устройств и воплощения в жизнь различных идей. На базе этой платформы можно создавать различные технические устройства: от простых игр до систем управления «умного дома».Использование Arduino на уроках физики позволяет открыть новые возможности для ученика – при изучении каких-либо тем возможно наглядно демонстрировать современные способы измерения физических величин или объяснения явлений.Предлагаемый план занятия проводится как пример интеграции в учебный процесс на уроках физики дополнительной общеобразовательной программы «Пилот дронов. Собери и лети!», рассчитанной на 1 год обучения для детей от 11 до 18 лет.В курсе физики для 8 и 9 класса обучающиеся изучают темы и понятия, которые станут дополняющими и вспомогательными при прохождении интегрированного урока. Эти темы позволят объяснить учащимся принцип работы электронной схемы и её элементов с точки зрения физики и физических явлений:
  • электрический ток,
  • электрические цепи и их составные части,
  • сила тока и напряжение в цепи,
  • сопротивление проводников,
  • мощность и работа электрического тока,
  • электромагнитные явления,
  • электромагнитная индукция,
  • получение переменного электрического тока.
  • На данном занятии обучающиеся знакомятся с основами схемотехники и Arduino, пользуясь знаниями, полученными при изучении курса физики 8 класса.Занятие проводится в рамках работы «Мобильного Кванториума». Оно также может быть реализовано на базе центров «Точка Роста», на базе стационарного «Кванториума» или на занятиях по программе дополнительного образования по робототехнике при наличии оборудования и технической подготовки педагога.Цель: продемонстрировать возможности робототехники и физики в проектировании и использовании современной техники.Задачи: Образовательные:
  • познакомить с понятиями схемотехники и Arduino;
  • познакомить с основными примерами схемотехники и Arduino;
  • Развивающие:
  • углубление и расширение предметного знания,
  • развитие экспериментальных умений и навыков,
  • совершенствование знаний в области прикладной физики,
  • формирование умений и навыков в сфере технического проектирования, моделирования и конструирования;
  • Воспитательные:
  • способствовать формированию умений использования современных технологий;
  • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
  • воспитывать усидчивость.
  • Целевая аудитория: 8-9 классы.Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративные.Оборудование: 
  • ПК,
  • видеопроектор
  • наборы Arduino
  • музыкальное сопровождение.
  • Участники мероприятия: дети, педагоги, родители.Время проведения: 45 минут.Этапы открытого занятия:1. Организационный (5 минут):Знакомство педагога с участниками, деление на группы; постановка целей и задач открытого занятия.2. Основная часть (30-35 минут):Краткий рассказ педагога о схемотехнике и Arduino. Самостоятельная работа участников по представленным инструкциям, педагог исполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;3. Рефлексия (5 минут):Участников просят ответить на представленные вопросы, раздаются листы бумаги и ручки. Рефлексия проводится в формате 3-2-1. Дети должны ответить на следующие вопросы:3 вещи, которые я не знал раньше,2 вещи, которые оказались для меня неожиданными,1 вещь, которую я бы хотел начать делать после изученного на занятии.В результате проведенного мастер-класса обучающиеся узнали такие понятия, как схемоехника, макетирование, ознакомились с понятиями из робототехники. Научились составлять свои схемы различных устройств, применять элементы наборов Arduino (Сервоприводы, различные датчики, резисторы, транзисторы, сдвиговый регистр). Освоили сборку цепей на макетных платах, написание кода.Список информационных источников
  • Авдеев В.А. Периферийные устройства: интерфейсы, схемотехника, программирование / В.А. Авдеев. М.: ДМК, 2016. 848 c.
  • Блум Джереми. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства: Пер. с англ.– СПБ.: БВХ-Петербург, 2015–336 с.:
  • Гребнева Д.М. Разработка интегрированных уроков по информатике и физике с использованием конструктора ARDUINO // Наука и перспективы. 2019. №4. URL: (дата обращения: 18.05.2022).
  • Ершов М. Г. Использование робототехники в преподавании физики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2012. №8. URL: (дата обращения: 18.05.2022).
  • Кравченко, В.Б. Электроника и схемотехника: Учебное пособие / В.Б. Кравченко, Е.А. Бородкин. - М.: Academia, 2017. - 640 c.