Публикации Реализация компетентностного подхода при обучении дисциплинам профессионального цикла

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация компетентностного подхода при обучении дисциплинам профессионального цикла
Автор: Лиханов Даниил Юрьевич

Лиханов Даниил Юрьевич Пермский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ УрГУПС в г.Перми Реализация компетентностного подхода при обучении дисциплинам профессионального цикла Реформы, проводимые в системе российского образования, предусматривают новые требования к подготовке будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать кадровым потребностям предприятий. Эффективность труда специалистов среднего звена на современном производстве определяется не только их техническими умениями и навыками, но и обобщёнными профессиональными знаниями и уровнем интеллектуального развития. Однако в практике обучения их формирование весьма затруднено. Важным условием для реализации этих требований является использование современных методологических подходов к обучению студентов ССУЗов. Особенность учебного процесса подготовки специалистов среднего звена состоит в изучении широкого диапазона учебных дисциплин, начиная общеобразовательными и заканчивая специальными профессионально-техническими, кроме того, ФГОС ориентированы на компетентностную модель выпускника. Понятие компетентностная модель предполагает, что квалификация специалиста складывается из комплекса накопленных знаний, практического опыта и набора определенных личностных качеств. Комплекс приобретенных знаний и практического опыта, предполагает, что в результате обучения выпускник будет готов к выполнению определенного в соответствии с ФГОС вида профессиональной деятельности. Решение данной задачи, носит комплексный характер, требует обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. В решении данной задачи педагогу могут помочь проблемные методы обучения, которые позволяют на основе моделирования производственной ситуации найти способы решения конкретной задачи организационного или технического характера. Среди большого количества различных видов проблемных заданий для изучения профессиональных модулей в среднем профессиональном образовании можно выделить следующие группы задач: − задачи на обучение планированию организационной деятельности; − задания на обучение технологической грамотности (курсовое проектирование); − задачи на активизацию мышления; − задачи на формирования навыка принятия решений. − эвристические профессиональные задачи. Решение проблемных производственных задач будет способствовать накоплению студентом профессионального опыта, кроме того, проблемное обучение способствует формированию таких общих компетенций как понимание сущности и значимости будущей профессии, умение выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач и др. Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, приказ Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. N 1002 2. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. –176с.