Публикации Картотека дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста
Автор: Фахреева Нина Рамазановна

Картотека дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста Основные математические представления С помощью пособия глубоко формируются основные понятия математики : натуральное число, величина, геометрическая фигура. Дети знакомятся с моделями, с помощью которых они учатся составлять и решать простые текстовые задачи. В пособии представлена система заданий, на основе которых формируется пространственное и словесно-логическое мышление детей. Предметные математические умения и представления Развиваем умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть количественные и порядковые числа; формируем представление о составе натуральных чисел в пределах 10; учимся составлять и решать с помощью педагога простые арифметические задачи; формируем представления о способах измерения величин; учимся узнавать и называть такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник, куб, шар, пирамида. Содержание №1. Игра " Что изменилось?" №2. Игра " Какая цифра пропущена?" №3. Игра " Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. " №4. Игра " Чудесный мешочек". №5. Игра "Что, где?" № 6. Игра "Назови скорей". №7 Игра "Обратный счет". №8 Игра "Беги ко мне". №9 Игра " Назови соседей". №10 Игра" Из каких фигур состоят домики?" №11 " Раскрась фигуры, из которых состоят предметы". №12 "Назови каждую геометрическую фигуру на коврике". №13 Игра "Сложи картинку". №14 "Из каких геометрических фигур состоят предметы на рисунке". №15 " Из каких геометрических фигур состоит коврик" №16 Игра " Рассмотри картинку" №17 "Найди на рисунке 5 треугольников и 1 четырехугольник". №18 Игра " У какой фигуры больше углов?" №19 " Найди на чертеже 1 квадрат и 3 треугольника". №20 " Что похоже на треугольник?" №21 " Какая фигура должна быть на месте знака вопрса?" №22 Игра " Помоги гномикам найти свой домик". №23 " Назови предметы прямоугольной формы". №24 Игра " Какая фигура лишняя?" №25 " Какое число надо поставить на место вопроса?" №26 "Что лишнее и почему". №27 Логическая задача" Поставь недостающий элемент". №28 Логическая задача " Дорисуй недостающего футболиста". №29 Логическая задача " Какой фигуры не хватает?" №30 Логическая задача" Какой кошки не хватает?" №31 Логическая задача" Какого флажка не хватает?" №32 Лабиринт " Найди принцу найти Золушку". №33 Лабиринт" Помоги маме кошке найти котенка". №34 Лабиринт "Куда шагают утята?" №35 Лабиринт " Под каким деревом у ёжика норка?" №36 "Сравни картинки, найди сходство и различия". №37 Игра " Первый, второй, третий". №38 Игра " Столько же, больше, меньше". №39Игра " Столько же, больше, меньше". №40Игра " Столько же, больше, меньше" №41 Игра "Вверх, вниз, налево, направо". №42 Игра "Раньше, позже, сначала, потом". №43 Игра " На сколько больше? На сколько меньше?" №44 Игра " Перед. за, между". №45 Игра " Репка" перед,за между. №46 Игра "Длиннее, короче". №47 Игра " Расскажи, что где находится". №1 Игра " Что изменилось?". Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать память. Ход: На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось?". №2 Игра "Какая цифра пропущена?". Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет. Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами, но не все: 1 2 4 5 6 8 10 - Какие цифры пропущены? Дети отвечают, а один ребенок у доски ставит недостающие цифры. №3 Игра "Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. " Цель: упражнять в счете на слух. Ход: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон. Задание 1. Покажи такую цифру, которая совпадает с там, сколько звуков услышишь( 3-4 задания). Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания). №4 Игра "Чудесный мешочек". Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь. Ход: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ". №5 Игра "Что, где?". Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве. Ход: игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с мячом, объясняет правила игры.
  • Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: "Слева", "справа", "впереди","позади". Воспитатель бросает мяч ребё нку и спрашивает: "Где стол?" Ребёнок, поймавший мяч, отвечает:"Впереди меня"- и бросает мяч воспитателю.
  • №6 Игра "Назови скорей". Цель: закреплять название дней недели. Ход: игра поводится в кругу. Воспитатель бросает мяч кому либо из детей и спрашивает :" Какой день недели перед четвергом?". Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: "Среда".
  • Какой день недели был вчера?
  • Назови день недели после вторника.
  • Назови день недели между средой и пятницей.
  • №7 Игра "Обратный счет". Цель: упражнять в обратном счёте. Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет число ( например:10) и отдает мяч ребёнку, тот называет число меньше 10 (9,передает мяч следующему и т. д. Задание. Посчитайте от 7 до 4; от 6 до 2 и т. д. №8 Игра " Беги ко мне". Цель: закреплять названия геометрических фигур, умение различать цвет и размер. Ход: дети образуют круг. К каждого ребёнка одна геометрическая фигура. Воспитатель в центре круга. Он даё т задание:" Бегите ко мне те, у кого красные фигуры". Дети с красными фигурами подбегают к воспитателю и объясняют, почему они пришли в круг. Задание. - Бегут дети с четырёхугольниками (многоугольниками) и др. -Бегут все с большими (маленькими) фигурами. №9 Игра "Назови соседей". Цель: учить называть числа "соседей". Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 ( например:7) и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет "соседей" числа ( в данном случае: 6 и 8). Возвращает мяч воспитателю.