Публикации Педагогический совет «Система работы по организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический совет «Система работы по организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»
Автор: Лариса Анатольевна Мерзликина

Педсовет«Система работы по организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»Повестка:
  • Актуальность темы педсовета
  • Анализ просмотренной деятельности педагогов
  • Анализ анкет педагогов и родителей
  • Итоги тематического контроля
  • Деловая игра «Игра – дело серьезное»
  • Рефлексия
  • Выработка проекта решения педсовета
  • «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»Макаренко A. С.
  • Актуальность темы педсовета.
  • «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В условиях перехода к ФГOС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.В ФГОС игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает "на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.." Думается, что соседство этих фраз не случайно. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).Вместе с тем, это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру;4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) жесткое программирование свободного времени детей;6) коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ, а теперь и ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании педагогического совета.
  • Анализ просмотренной деятельности педагогов
  • Анализ анкет педагогов и родителей
  • Итоги тематического контроля
  • Деловая игра «Игра – дело серьезное»
  • Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас на деловую игру, где мы вспомним о методике, приемах, средствах организации сюжетно-ролевой игры и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Наше общение будет проходить в игровой форме. Для этого нам необходимо разделиться на три команды. В этом нам помогут цветные флажки. А оценивать выступления наших команд, соблюдение правил игры будут эксперты в лице заведующего, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, и фиксировать результаты на «Табло ожидания».Правила игры:1. Соблюдать регламент2.Работать дружно, согласованно.3.Выступать аргументировано4.Уметь слушать другого.5.За другую команду не отвечать.6.Выслушать задание до конца.7.Отвечать громко, но не хором.Раунд 1 «Визитная карточка команды»Разыгрывается 1 балл. Время на размышление – 2 минутыКомандам необходимо придумать название команды. Охарактеризовать себя в профессиональном смысле - подобрать по одному слову на каждую букву, имеющуюся в названии своей команды, проявив свою находчивость, ведь именно это качество имеет отношение к нашей педагогической деятельности.Например,И – интеллектуальныйГ – грамотныйР - разумныйА - артистичныйРаунд 2 «Заморочки из бочки» Каждой команде задаются по очереди вопросы, время на размышление 20 секунд. Если есть досрочный ответ, нажимаете кнопку звонка. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не ответила, вопрос переходит другой команде. Если ни одна команда не дала правильный ответ на вопрос, этот балл разыгрывается в следующем раунде.
  • Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла).
  • Что является структурным компонентом игры? …. (игровой замысел, сюжет, содержание игры, роль, игровое действие).
  • Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
  • Что способствует выбору мотива поведения – это… (выбор роли)
  • Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
  • Что является основным механизмом существования игры (действия замещения, условные игровые действия).
  • Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.).
  • Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.).
  • Один из основных принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)
  • Раунд 3 «Простые истины из Почтового ящика»За каждый правильный ответ разыгрывается 1 балл. Время для подготовки- 2 минуты.Вопросы 1 команде:1.Каким требованиям должна отвечать предметно-игровая среда?Ответ:Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.2.Чем отличаются прямые и косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? Ответ:Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.3.На какие три типа условно можно выделить игрушки, в соответствии с сюжетообразующими функциями? Приведите примеры.Ответ: "Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.)."Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. "Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).Вопросы 2 команде:1.Какова роль взрослого в организации детской игры?Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно для старших дошкольников. Воспитатель может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный детьми.2. Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет его в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.В режиссерской игре ребенок, проявляя фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.3.Назовите по группам:
  • Игрушки, моделирующие семейные отношения.
  • (куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расчески и др.)
  • Игрушки, моделирующие отношения вне дома.
  • (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др.; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.).
  • Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний (подушки различных размеров, надувные мячи, боксерская груша и перчатки, головные уборы, старые газеты и др.).
  • Вопросы 3 команде:1.Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки? Почему?Ответ: Нет, не надо, даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию.2. Какими четырьмя компонентами решаются задачи комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой?Ответ:1 компонент - ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей);2 компонент - обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры);3 компонент - обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта);4 компонент - активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).3. Как должен осуществляться подбор игрушек в группе детского сада?Ответ: Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Наличие готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно детьми по мере развития игры, а не даваться только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки – самоделки.Раунд 4 «Знатоки»За каждый правильный ответ разыгрывается 1 балл. Время для подготовки- 3 минуты.Задание 1 команде:1.Перечислите и обоснуйте основные моменты методики организации сюжетно-ролевой игры.Ответ:
  • Выбор игры, который обязательно определяется конкретной воспитательной зaдачей.
  • Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
  • Ознакомление детей с планом игры. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы.
  • Создание воображаемой ситуации. Это самая важная основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.
  • Распределение ролей. При распределении ролей воспитатель стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
  • Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.
  • Сохранение игровой ситуации.
  • Завершение игры. Важно наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.
  • Памятка:Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса:1) взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию;2) педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;3) все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации;4) в ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры.Задание 2 команде:1.Назовите педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей.Ответ:
  • Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей.
  • Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
  • Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
  • Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
  • Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
  • Задание 3 команде:1.Перечислите косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой для младшего и старшего дошкольного возраста и прямые приемы руководства для младшего и старшего дошкольного возраста.Ответ:Косвенные приемы руководства: наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, просмотр кино, видеофильмов; занятия (особенно речевые), рассматривание иллюстраций; ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками); игры (конструктивные, дидактические, подвижные); изобразительная деятельность; игры-имитации; мнимые «телефонные разговоры»; придумывание историй для планирования игры (например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»); «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»); внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру: ролевое участие в игре, показ образца игрового действия, беседа о содержании предстоящей игры, участие воспитателя в сговоре детей, предложение готового сюжета игры, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, разъяснение, предложение готовой темы игры, обучение ролевому поведению.Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.C принятием ФГОC игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.В игре между собой имеют взаимосвязь все образовательные области. Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры, где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.Рассмотреть таблицу «Мобильные игры-короба»Примерные технологические карты современных сюжетно-ролевых игрРаунд 5 «Кот в мешке»За полный развернутый ответ разыгрывается 1 балл. Время для подготовки-5 минут.Задание командам:Составить планирование подготовки к сюжетно – ролевой игре в соответствии с «Циклограммой образовательной и воспитательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов с детьми»Рефлексия, подведение итоговНа обсуждение каждой команде дается 2 минуты.Упражнение «Шесть шляп мышления» Наш  педсовет подходит к концу. Как и в любой деятельности – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления».  Для этого каждая команда выбирает себе 2 шляпы и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог педсовета:
  • «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
  • «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;
  • «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на педсовете не понравилось или,  что принять нельзя;
  • «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета;
  • «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
  • «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
  • Заключение. Наши дети растут в непростое время, и все же они надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая условности.Решение педагогического советаПАМЯТКАНесколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.Не заменять игру другими видами деятельностиСобирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.Не наказывайте ребёнка лишением игры.Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.