Публикации Подготовка к празднованию Дня Победы – актуальная форма нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к празднованию Дня Победы – актуальная форма нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения
Автор: Колобовникова Галина Вадимовна

Подготовка к празднованию Дня Победы актуальная форма нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколенияПатриотизм – это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.А. Н. ТолстойПамять о Великой Отечественной войне, о ее правде - это наша совесть и наша ответственность.В. В. ПутинМы все выросли на рассказах наших отцов и дедов, которые были участниками или свидетелями тех страшных событий Великой Отечественной войны. Но все более отдаляется от нас победный май 1945 года, все меньше рядом с нами живых фронтовиков и тружеников тыла. Для нас, россиян, 9 Мая — это «праздник со слезами на глазах», это День Великой Победы над фашистской Германией. В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно акцентировал внимание на том, что День Победы 9 Мая является для нас главным праздником. Он отметил, что «это день национального триумфа, народной гордости, день скорби и вечной памяти».А что знают наши дети о Великой Победе, которая изменила судьбу всего мира? Что для них означает дата 9 Мая? Для нас, педагогов, очень важна проблема: как сохранить у подрастающего поколения память о великом событии в жизни нашей страны, как сформировать у них чувство гордости за свой  народ, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, благодарности за то, что они подарили нам счастливую жизнь.Конечно, посредством одного-двух мероприятий невозможно сформировать у ребенка представление о значимости победы народа в Великой Отечественной войне. Об этом нужно рассказывать ребенку не только перед праздником. В этом направлении необходима совместная работа школы, дополнительного образования и семьи.Рассмотрим подробнее опыт работы по подготовке к празднованию Дня Победы в творческом объединении «Золотые спицы».В течение всего учебного года на занятиях проводим «исторические пятиминутки», где в кратких сообщениях упоминаются «Календарь памятных дат» (о таких событиях говорится в Федеральном законе №32 от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России») и «Азбука маленького россиянина»Педагог заранее предлагает обучающимся подготовить небольшое сообщение на заданную тему или группа из двух-трех детей находит нужное определение в картотеке дидактического материала, подготовленного педагогом. Обучающиеся на уроках в школе знакомятся с понятиями «честь», «отвага», «патриотизм», «доблесть». А на занятиях творческого объединения ребенок, представляя знакомый материал сверстникам, выступает уже в роли учителя, лектора, экскурсовода.Одной их распространенных форм работы в данном направлении являются тематические лектории: «История Георгиевской ленточки», «История песни «Катюша», «История акции «Бессмертный полк». Тематика таких занятий воскрешает славу, доблесть и высокий патриотизм старших поколений. Неподдельный интерес вызвало у детей занятие на тему «История одной награды». В качестве лектора-экскурсовода была приглашена выпускница нашего творческого объединения Колобовникова Маргарита. Она представила рассказ о своем дедушке, участнике обороны Москвы, показала обучающимся боевую награду – Орден Отечественной войны I степени и удостоверение к нему, рассказала, за какие подвиги дается такая награда и показала фото героя. По окончании рассказа задаем вопрос: «Ребята, а у вас дома есть награды, фото, личные вещи ваших родственников – участников войны или свидетелей войны?»Несомненно, что ребятам интереснее познавать историю страны через истории его прадедушек и прабабушек, которые принимали участие в войне или были ее свидетелями. Поэтому важнейшей задачей рассмотрения военной темы считаем обращение обучающихся к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим даем задание обучающимся рассмотреть фотографии из своих семейных альбомов, расспросить родителей и рассказать на занятиях творческого объединения о своих родственниках, прошедших войну или работавших в тылу. Такие рассказы производят на детей неизгладимое впечатление, позволяют понять, что победа над врагом была достигнута только совместными усилиями.Рассказы детей дополняются чтением отрывков из книг оренбургских исследователей А. Федоровой, Футорянского, Ю. Зобова и экскурсиями по родному городу. Это виртуальная экскурсия «Оренбург в годы ВОв», «Оренбуржцы – герои ВОв», экскурсия в Парк Победы. Посредством обращения к местному материалу осуществляется реализация регионального компонента в образовательном процессе.Итогом работы в данном направлении стало участие ребят в викторине «Герои Великой Отечественной войны». Среди родителей обучающихся нами был проведен опрос, понравилась ли детям такая работа, насколько было сложно отвечать на вопросы. Родители обучающихся отметили, что дети с удовольствием приняли участие в викторине, опросы были интересные, в ее содержании встречались ранее неизвестные детям факты, и ответы на вопросы дети искали совместно с родителями.В этом учебном году нами был предпринят опыт написания сочинений на основе архивных сведений обучающихся «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «Наш герой», «История фронтовой фотографии». Интересными являются работы Курьвяковой Дарьи (8 лет), Пересыпайло Камиллы (11лет), Лукина Егора (10 лет). В перспективе эта работа будет продолжена, планируется написание исследовательских проектов по этим темам.В образовательных учреждениях сложилась хорошая традиция проводить смотры-конкурсы военно-патриотической песни и участвовать в акции «Георгиевская ленточка». Подготовка к таким мероприятиям позволяет объединить работу основной школы и дополнительного образования. В нашем творческом объединении сложилась хорошая традиция изготавливать аксессуары для этих мероприятий. В рамках реализации тем «Букет ко Дню Победы», «Гвоздика – символ отваги» обучающиеся изготавливают цветы яблони, сирени, тюльпана, гвоздики, которыми потом можно украсить Георгиевскую ленточку, сделать праздничную инсталляцию, подарить ветерану.Выводы. Знакомство обучающихся с символами воинской доблести, героизма, национальными святынями, их почитание воспитывают чувство патриотизма, воздействуют на эмоциональную и нравственную сферу детей. Но нужно помнить, что ознакомление ребенка с праздником Победы не должно ограничиваться рассказами об этом событии и назиданиями, что это нужно знать, помнить и ценить. Вовлечение детей в активную деятельность, гармоничное и естественное вхождение в их круг интересов, знаний наполнят их мировоззрение, ценностные ориентиры нравственным содержанием.