Публикации Использование ИКТ в работе педагога.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ в работе педагога.
Автор: Павлов Александр Юрьевич

Использование ИКТ в работе педагога.
Павлов Александр Юрьевич, преподаватель
ГАПОУ ВО Никологорский аграрно-промышленный колледж. (п.Никологоры)
В связи с большим использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями.
Сразу хочется сказать, что информационные технологии – это не цель, а средство и использовать их нужно разумно, излишне не перегружая детей. Не отрывая их от природы, а гармонично дополняя разные сферы: реальную и виртуальную. Что и должно входить в культуру человеческой жизни.
Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
Передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Практика показала неоспоримыепреимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей начальных классов:
- фактор привлекательности: движение, звук, графика способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме;
- новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения; - повышается уровень познавательных возможностей;
- реализуется индивидуальное обучение;
- практическая манипуляция облегчает процесс познания и запоминания;
- компьютер выступает как средство самостоятельной деятельности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения детей, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный ученикам, движения, звук, графика на долго удерживают внимание ребёнка;
- проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- компьютер позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт спутника, рост растений, работа сложных механизмов и другие необычные эффекты - в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Цели и задачи применения ИКТ:
Основнаяцельприменения компьютерных технологий состоит вповышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующиезадачи:
Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства.
Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность в работе с информацией.
Изменение форм и методов учебной деятельности.
Интеграция учебной и творческой деятельности.
Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.
Практическое применение:
создание слайд-презентаций к занятиям;
подготовка индивидуальных карточек для обучения;
подготовка дополнительного материала;
использование готовых электронных учебных материалов.
Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, а так же повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим активатором для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой.
Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, изображения, различные тесты, задания, развивающего характера.
Кроме того, фрагменты мастер-классов, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, графика надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной.
6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
Я считаю, если преподаватель в своей работе использует ИКТ, значит, ему небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, его беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в дополнительном образовании позволяет работать с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему педагогу расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.