Публикации ФОРМИРОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Автор: Яшкина Евгения Андреевна

УДК 37.376.3.Яшкина Евгения Андреевна, учитель-логопед(evgeniyayashckina@mail.ru)Россия, Волгоград, МОУ «Детский сад №100»ФОРМИРОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИВ статье описывается атрибутивный словарь у детей с общим недоразвитием речи и система коррекционно-логопедической работы, позволяющая сформировать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словарь прилагательных в соответствии с возрастом. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, атрибутивный словарь, формирование атрибутивного словаря, онтогенез, вербальные парафразии.Своевременное овладение правильной речью имеет значение для успешного обучения в школе, для формирования личности.Одним из компонентов речевого развития является словарь. Развитие словаря является важным условием для всестороннего развития ребенка, так как присваиваемый опыт ребенком в онтогенезе, отображается в речевой форме и прежде всего в значениях слов.Развитие лексики формирует понятия, накапливает и уточняет представления об окружающей действительности. Усвоение лексического значения слова протекает на основе операций анализа, синтеза, обобщения.Для детей с общим недоразвитием речи, как отмечают многие исследователи, характерна недостаточно сформированная речевая функциональная система, бедность лексического запаса, который характеризуется недостаточно сформированным предметным, глагольным, атрибутивным словарем.Атрибутивный словарь – это словарь имен прилагательных.У детей с речевыми нарушениями употребление атрибутивного словаря вызывает наибольшее затруднения, так как он формируется в онтогенезе позже остальных частей речи.Обогащение словаря происходит во время знакомства с новыми предметами и их признаками. Познание окружающего мира ребенком осуществляется в процессе речевой и неречевой деятельности при общении с взрослыми, а также при непосредственном взаимодействии с тем, что окружает его [3].Раньше всего детьми с общим недоразвитием речи усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Долго у них отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду не распространённости этих форм в русском языке.Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Вместе появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются. Согласование прилагательного с существительным осуществляется сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем [7].Характерной особенностью словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафразиях. Проявление неточности или неправильного употребления в речи детей с общим недоразвитием речи многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с общим недоразвитием речи используют слово в определенной ситуации, слово не вводится в контекст. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.Замены прилагательных указывают на то, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Самыми частыми являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий и т.д. Одновременно со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков [6].Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались Р. И. Лалaева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкoва, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.Несмотря на то, что многие авторы занимались изучением словаря, количество работ, эта проблема остается актуальной.Объект исследования: процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Предмет исследования: особенности атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Цель исследования: выявление особенностей формирования атрибутивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Исследование имеет следующие задачи:1. Анализ литературных данных с позиции комплексного подхода к проблеме.2. Экспериментальное исследование с целью изучения формирования атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.3. Разработка и апробации приемов коррекционно-логопедической работы, направленной на формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.4. Анализ результатов проведенного эксперимента, с целью определения эффективности выбранных приемов коррекционно-логопедической работы.Для решения основных задач исследования был проведен эксперимент.Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Детский сад № 100 города» Волгограда.Для обследования детей была разработана методика, основанная на материалах Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Методика изучения лексики» [5] и О.А. Козыревой «Логопедические технологии» [4]. Методика включала следующие задания: исследование объема пассивного и активного словарей, группировка слов, подбор синонимов и антонимов к словам, подбор антонимов к слову в контексте, объяснение значения слова, дополнение предложения словом, образование прилагательных от имен существительных, образование притяжательных прилагательных.Цель методики: выявить уровень сформированности атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Для выявления уровня атрибутивного словаря детям предлагалось показать или назвать на картинке определенное прилагательное, назвать определенную категорию, к которой относятся прилагательные на картинке (цвет, размер, качество и т.д.), подобрать синонимы и антонимы к картинкам (большой – огромный, белый – черный), назвать антоним исходя из контекста, дополнить предложение прилагательным, образовать прилагательные от имен существительных по картинкам (деревянная матрешка, стеклянный стакан), образовать притяжательные прилагательные по картинкам (лисий хвост, заячьи следы).После обработки результатов диагностики был подсчитан общий уровень сформированности атрибутивного словаря. Семеро детей (58%) старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют средний уровень, пятеро (42%) показали низкий уровень сформированности атрибутивного словаря, высокого уровня не показал ни один ребенок.Логопедическая работа по формированию атрибутивного словаря представляет собой целенаправленный, организованный, поэтапный процесс. При этом нами учитывался ряд закономерностей развития речи, учитывались общие этапы логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [9].Работа по формированию атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилась по следующим направлениям:1. Обогащение атрибутивного словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики.2. Закрепление и уточнение атрибутивного словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.3. Активизация атрибутивного словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должновойти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях [5,8].Исходя из результатов обследования и выделенных направлений логопедической работы по формированию атрибутивного словаря, был составлен индивидуальный план [1]. Также нами были разработаны конспекты занятий, в основу которых были положены материалы из методического пособия К. Е. Бухариной «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей 5 - 6 лет с ОНР и ЗПР». В конспектах указывались последовательность этапов и задания для них. Каждое занятие по формированию атрибутивного словаря проводилось в три этапа: организационный момент, основной этап, подведение итогов занятия [2].Создавая определенную ситуацию, актуализируя знания детей, формируя дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности, создавая условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, мы формируем положительное отношение к процессу обучения, который становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить атрибутивный словарь, активизируя речевую деятельность.По окончанию коррекционной работы, атрибутивный словарь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был обследован ещё раз по той же методике, которая применялась при проведении первого обследования, но с аналогичными заданиями. Проведение коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию атрибутивного словаря дало положительные результаты. Диаграмма, на рисунке 1, наглядно показывает повышение уровня сфрмированности атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, участвующих в эксперименте. Рис. 1 Сравнительные результаты диагностики сформированности атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, %Таким образом, в процессе исследования у детей был выявлен недостаточный уровень атрибутивного словаря для своего возраста. Следовательно, дети нуждались в специализированной работе, направленной на формирование атрибутивного словаря, которая показала свою эффективность и результативностьСписок литературы
  • Баландина Е.А., Басаргина Л. В.: Проектирование образовательной программы. Изд.: Учитель, 2013 г.
  • [Электронный ресурс]. URL: .
  • Бухарина К.Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей 5 – 6 лет с ОНР и ЗПР» - Издательство: Владос, 2016г. – 110 с.
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. –112с.
  • [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0383/1_0383-1.shtml.
  • Козырева О. А. Логопедические технологии / О. А. Козырева. – Ростов на/Д: Феникс, 2017. – 192 с.: ил. – (Библиотека логопеда)
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) –СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  • [Электронный ресурс]. URL:http://pedlib.ru/Books/5/0231/5-0231-47.shtml.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи - СПб., 2003.
  • [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml.
  • Сидоренко Е. А. Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2008. – №5 –С. 73 - 78.
  • [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru.
  • Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С., Струнина Е.М.\ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  • [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5-0220-1.shtml.
  • Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80с.
  • [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0349/3_0349-1.shtml.