Публикации «Формирование здоровьесберегающей среды в иноязычном образовательном процессе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование здоровьесберегающей среды в иноязычном образовательном процессе».
Автор: Романенко Алена Алексеевна

Формирование здоровьесберегающей среды в иноязычном образовательном процессе.
Романенко Алена Алексеевна,
МБОУ СОШ №1 с УИОП имени имени княжны Ольги Николаевны Романовой г. Новый Оскол Белгородская обл.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в то же время это самая главная ценность любого государства.
По мнению губернатора Белгородской области Евгения Савченко, здоровье ребёнка - это залог его полноценной жизни, счастливой семьи, предмет радости родителей, родных и близких. Здоровье детей - главная ценность любого государства, первоочередная забота властей.
Человек должен осознать, что он сам в большой степени несёт ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.
Данной проблемой занимались такие учёные, как А.А. Леонов, Н.М. Амосов, Д.А. Фарбер, Л.Н. Волошина и др.
Исторический опыт свидетельствует, что во все времена учеба была трудным делом.
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач.
Стрессовые ситуации стали почти постоянными спутниками обучения в школе. Среди множества причин потерь здоровья учащихся можно выделить наиболее значимые: школьная незрелость, учебные перегрузки, авторитарная педагогика, недостаточный учёт учителями индивидуальных особенностей школьников и другие.
Основные проблемы современной школы связаны с заботой о здоровье учащихся.
На практике выделяется 3 источника угрозы для здоровья учащихся:
Гигиенические факторы (освещённость, соответствие размеров мебели, состояние сантехнического оборудования и т. д.), зависящие в большей степени от администрации школы.
Организационно – педагогические (состояние учебной нагрузки, психологический климат в коллективе).
Психолого – педагогические (стиль общения, мастерство учителя, т. е. увеличение двигательной активности учащихся, предупреждение утомляемости), зависящие от учителя [Ковалько 2004: 25 – 28].
Особенность здоровьесберегающего обучения и воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность должна стать доминирующей при обучении на уроках иностранного языка, определяющей поведение детей, их стремление вести здоровый образ жизни. И образ жизни самого педагога может лечь в основу будущего поведения детей [Сократов 2003: 44].
Многочисленные авторы: М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, С.М. Тромбах, А. И. Дикая, Н.М. Попова, Г. М. Сапожникова, И.Г. Скачков, В.А. Шишкина М.М, Кондратьева, М.М. Безруких, В.И. Дёмин, Л.О. Наватикян, Л.И. Ковалёва и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на учебную деятельность и умственную работоспособность учащихся, является здоровье, которое в свою очередь зависит от организации учебного процесса [Ковалько 2007: 63 – 65].
Было выявлено, что процесс сохранения здоровья детей на уроках иностранного языка будет протекать в условиях городской школы наиболее эффективно при использовании следующих здоровьесберегающих технологий:
а) технологии личностно-ориентированного обучения, технологии дифференцированного обучения, игровых технологий, технологии активного обучения;
б) если в учебно-воспитательном процессе целенаправленно и систематически формируется культура здоровья как неотъемлемый компонент общей культуры ученика;
в) если педагоги учитывают специфику и возможности учебных занятий по иностранному языку;
г) если учитель и родители осознают здоровье ученика как общечеловеческую ценность;
д) если учащиеся демонстрируют активное отношение к ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Мы можем утверждать, что без грамотного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.
Школа использует здоровьесберегающие технологии, если в школе постоянно целенаправленно создается здоровьесберегающее пространство, поскольку этот процесс имеет начало, но не имеет конца, также как и укрепление своего здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Литература:
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: ВАКО, 2017. – 298 с.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм. – 2012. – 114 с.
Севрук А. И. Здоровьесберегающий урок. - М.: Школьные технологии, 2018. – С. 200 – 207
Сократов Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей. – М.: Воспитание школьников, 2016 - С. 44
А.А. Романенко, 2022