Публикации Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ
Автор: Альфия Талгатовна Рысаева

Рысаева Альфия Талгатовна, педагог-психолог,МАДОУ «Детский сад №4» г. Стерлитамак, Республика БашкортостанКОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗКоммуникативное развитие современного дошкольника-это начальныйпериод социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития коммуникативной деятельности. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья. Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие тяжелые нарушения речи. В своей работе с детьми мы всё чаще встречаемся с проблемами взаимоотношений между дошкольниками. Возникающие конфликтные ситуации препятствуют нормальному общению детей. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию умений общения. Так как проблема социализации детей с общим недоразвитием речи в общество через формирование коммуникативных качеств является актуальной, мы решили работать в данном направлении.Тема нашей экспериментальной работы «Коммуникативная деятельность как основа успешной социализации детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в условиях реализации ФГОС специального (коррекционного) образования».Цель нашего эксперимента: выявить и апробировать эффективные формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) и разработать программу.Для достижения целимы определили следующие задачи:проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; выявить особенности социализации детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи); определить эффективные формы работы, способствующие развитию коммуникативных качеств у детей с ограниченными возможностями; разработать программу организации коммуникативной деятельности детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) и апробировать в опытно-экспериментальной работе.В ходе работы был проведен анализ научно-методической литературы.Методологической основой исследования являются труды:Ю.Ф. Гаркуши, С.А. Мироновой и др., в которых показана связь речевых трудностей с низким уровнем вербальной коммуникативной активности в общении; Г.А. Волковой, О.С. Орловой, А.Е. Гончарук, В.И. Селиверстова, выявили, что одним из препятствия для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него, как он его оценивает. При этом степень фиксированности на дефекте не всегда коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения;Ю.  Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной в  исследованиях отмечают,что наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким  нарушениям деятельности общения.  При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития  и обучения. В диагностическом исследовании принимали участие воспитанники с нарушением речи старшего дошкольного возраста.  Обследование проводилось по следующим методикам: выявления количественных и качественных показателей самооценки (Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации Е.Е. Кравцовой); методика изучения коммуникативных умений (Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина); метод наблюдения; методика «Картинки» для выявления уровня развития коммуникативных навыков дошкольников (Смирновой Е.А.).В ходе проведенного нами диагностического исследования было выявлено, что дети, обладают средним и низким уровнем развития коммуникативных навыков, и нуждается в их коррекции. На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия педагога-психолога совместно с учителем-логопедом и воспитателем. Педагоги вступают с детьми в межличностное общение, главная цель научить детей говорить о себе, о своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах мыслях и поступках, учиться слушать и слышать другого, быть к нему внимательным, принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность. Воспитатель с целью сплочения и достижения благоприятного межличностного общения и социализации детей, помогает детям переносить полученные знания и навыки на занятиях, в реальную жизнь и реальные взаимоотношения детей.Применяемые нами методы достаточно разнообразны и эффективны: сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия, телесно-ориентированная терапия, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, элементы дискуссии.Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников, мы сделали подборку игр, которые помогают детям учиться общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Эти игры воспитатели включают в повседневную работу.В соответствии с законом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются полноправными участниками образовательного процесса, и только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения и воспитания могут быть решены полностью, поэтому в своей работе мы тесно сотрудничаем с родителями воспитанников. Родители воспитанников были ознакомлены с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными нами при диагностическом исследовании, а также с особенностями детей имеющих нарушения речи. Для них проводятся индивидуальные консультации, семинары и тренинги. Мы считаем, что педагогическая деятельность в данном направлении, значительно улучшит развитие не только коммуникативной сферы детей с ОВЗ, но и психической и личностной сфер в целом. И чем раньше это произойдет, тем более успешным будет результат социализации ребенка.Список литературы
  • Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам собщим недоразвитием речи. Москва 2008г.
  • Гаркуша, Ю.Ф., Коржевина, В.В. Особенности общения детей с
  • недоразвитием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и ихпреодоление / под общед. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Издательство НПО «МОДЭК»,2001. – 256 с.
  • Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет.-М.:Гном и Д,2001.
  • Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. – №1. – С.62-67.
  • Юсупова Г.Х Особенности личностного развития старших дошкольников с недоразвитием речи. Монография Уфа 2005г.