Публикации «ЭДВАРД ГРИГ – СИМВОЛ НОРВЕЖСКОЙ МУЗЫКИ» (методическая разработка лекции - концерта)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ЭДВАРД ГРИГ – СИМВОЛ НОРВЕЖСКОЙ МУЗЫКИ» (методическая разработка лекции - концерта)
Автор: Андрюхина Галина Васильевна

ЭДВАРД ГРИГ – СИМВОЛ НОРВЕЖСКОЙ МУЗЫКИ
(методическая разработка лекции - концерта)
Андрюхина Галина Васильевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУДО ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока
Искусство — это та область человеческой деятельности, которая развивает эмоциональный мир человека.
Основой формирования личности является творчество, освоение различных видов искусства. Эстетическое воспитание активно влияет на формирование положительных качеств духовного и нравственного облика подрастающего поколения.
В системе эстетического воспитания важное место принадлежит музыкальному образованию. Профессиональные учреждения культуры играют в этом основополагающую роль. Но не каждому выпадает счастье непосредственно заниматься искусством, музыкой, живописью обучаясь в ДМШ, ДХШ или ДШИ. И здесь становится очень важным просветительская деятельность школ искусств, которая может и должна оказывать общеобразовательным школам помощь и поддержку в эстетическом воспитании детей. Одной из форм такой работы является проведение лекций- концертов.
При подготовке таких концертов надо учитывать несколько важных аспектов:
1. Подготовка концерта к конкретным музыкально-историческим датам.
Разработчику темы необходимо в контакте с преподавателями-специалистами подобрать в репертуар необходимые для концерта произведения. Обычно эта работа проводится с преподавателями в начале учебного года. Можно и нужно задействовать хор или вокальную группу, иллюстраторов, а также учащихся разных музыкальных специальностей (фортепиано, скрипка, гитара, народные и духовые инструменты, вокалисты).
2. Подготовка концертов для разных отделений школы (фортепианного, струнного, отделения народных инструментов, духовых инструментов).
Здесь разработчик темы должен уже исходить из того репертуара, который предоставлен преподавателями для концерта.
3. Подготовка концертов в школах, имеющих художественные, театральные, хореографические отделения.
Важно привлекать к подготовке этих концертов учащихся и других, не музыкальных специальностей. И не только в качестве слушателей, а непосредственных участников подготовки мероприятия. Художники могут стать оформителями мероприятия, учащиеся театральных отделений - чтецами или ведущими, танцоры – иллюстраторами отдельных музыкальных номеров.
4. При разработке того или иного концерта необходимо учитывать состав слушателей.
Аудитория может быть подготовленной или неподготовленной к восприятию материала. Она может быть различной по возрасту, а может быть и разновозрастной. В момент проведения концерта необходимо учитывать настрой аудитории и стремиться найти с ней контакт.
5. К подготовке концертов необходимо привлекать учащихся музыкального отделения.
Навыки, полученные на занятиях по музыкальной литературе, необходимо закреплять, предлагая учащимся выступать в качестве лекторов. Это раскрепощает детей, помогает им спокойно выступать перед аудиторией, такие навыки помогут учащимся во взрослой жизни. (Д.К. Кирнарская, доктор искусствоведения, профессор выступавшей на семинаре)
В течение 12-ти лет при средней общеобразовательной школе №69 работал филиал МОУДОД Детской школы искусств №8 им. А.В. Воробьёва. В течение всего этого времени для учащихся 69 школы проводились лекции - концерты силами учащихся филиала и его преподавателями. Вначале эти концерты носили эпизодический характер, в дальнейшем они стали систематическими, что позволило сформировать Музыкальный клуб.
В рамках Музыкального клуба появилась замечательная возможность учащимся филиала регулярно выступать в концертах, привыкая к работе на публике с одной стороны и, с другой стороны, учащимся общеобразовательной школы концерты в рамках клубных занятий расширяют кругозор, дают возможность приобщиться к музыкальному искусству через непосредственное восприятие услышанного в концерте.
Основными слушателями являлись ученики младших классов 69 школы, учащиеся группы продлённого дня и их родители. Проведено много тематических лекций - концертов: к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (преподаватель Соболевская Л.П.), к 200-летию со дня рождения М.И.Глинки (преподаватель Андрюхина Г.В.), Хочу правды (к 190-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского)- преподаватель Андрюхина Г.В., Что такое ансамбль? - преподаватель Андрюхина Г.В., Песни советского кино (к 100-летию Т.Н.Хренникова – сольный концерт преподавателя МБОУДОД ДШИ № 8 г. Владивостока Верещагиной К.С., музыковедческое сопровождение Андрюхиной Г.В.) и многие другие.
Эдвард Григ- символ норвежской музыки.
Эдварда Грига называют первым норвежским композитором-классиком. Именно он вывел норвежскую музыку на один уровень с музыкой европейских композиторов.
Его музыка тесно связана с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ искренне и задушевно поведал в своих сочинениях всему миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норвегии- так писал о Григе советский музыковед и композитор Борис Асафьев.
Почему же так произошло, что норвежская музыка расцвела лишь в ХIХ веке. Дело в том, что Норвегия долгие годы находилась в подчинении у Дании (XIV – XVIII в.в.) и Швеции (XIX в.). Только в XIX веке пробуждается национальное самосознание. Начинают развиваться литература, музыка, другие виды искусства. Эдвард Григ стал выразителем национальной идеи в музыке, как и его соотечественники Уве Булль – скрипач, носивший имя норвежского Паганини и Генрик Ибсен- драматург.
Как же складывалась жизнь музыканта, прославившего свою, такую суровую, красивую родину, в которой живут смелые отважные люди.
Он родился 15 июня 1843 года в городе Бергене. Отец – шотландец по происхождению, занимал должность британского консула. Мать – норвежка по национальности, была хорошей пианисткой, часто выступала с сольными концертами. В семье царило горячее увлечение музыкой. Именно мать стала для Эдварда первой учительницей. Мать привила Григу любовь к Моцарту и огромное трудолюбие, которое в сочетании с талантом сделали Грига великим норвежским музыкантом.
Маленький Эдвард очень любил заниматься на рояле и для того, чтобы гаммы и упражнения не казались скучными и утомительными, он придумывал занимательные истории и про марширующих солдатиков, и гаммы оживали под его пальцами. Иногда, чтобы больше позаниматься на любимом рояле, он прибегал к уловкам. Однажды, шагая в школу под проливным дождём, он с горечью думал о предстоящих уроках. Эдвард подошёл к водосточной трубе, закрыл зонт и встал под струи воды. Весь промокший он пришёл в класс, учитель изумился внешнему виду Грига и отправил его домой. Именно этого добивал Эдвард: вернуться домой, к любимому инструменту – роялю.
– … Григ, что с тобой? – удивлённо спрашивает учитель. Сдвинув очки на лоб, он рассматривает Эдварда.
Эдвард, опустив голову, глядит, как с его насквозь промокшей одежды на пол стекают струи, нет даже не струи, а потоки воды, и молчит.
– Потрудитесь пойти домой переодеться!
И радостный, Эдвард спешит домой …
Эдвард очень любил слушать сказки о троллях, кобольдах, гномах. Гуляя с отцом по окрестностям Бергена, он даже находил следы их деревянных башмачков. Эти следы вели к входу в пещеру. Эдвард заглянул в неё: тёмный узкий ход вёл, казалось, в самое сердце горы.
Вернувшись с прогулки, Эдвард сразу бросился к роялю. Быстрее, быстрее. Впечатления от увиденного переполняли его. Он бросил руки на клавиши. Ну, конечно. Это таинственная пещера. В дальнем её конце, тесно прижавшись, друг к другу, прячутся тролли и кобольды. Им скучно, хочется, чтобы поскорее зашло солнце, а на небо высыпали крупные звёзды. Тогда они выйдут из пещеры и понесутся по лесу, приминая траву круглыми башмачками.
И рояль понял Эдварда, почувствовал, наверное, то же самое, пророкотал гулкими низкими нотами.
Э. Григ. Шествие гномов
Исполняет Дубровина Юля, класс преподавателя Гринько И.А.
Но Эдвард - взрослеет, он заканчивает школу, и по совету скрипача Уве Буля едет учиться в консерваторию в Лейпциг. В Норвегии к этому времени не было учебных заведений такого уровня.
Холодный ветер дует прямо в лицо, холодит щёки и нос, но Эдвард до боли в глазах вглядывается в еле заметную тёмную полоску на горизонте.
Там осталась Норвегия, его родной город, дом, где провёл он детство. Под напором северного ветра поскрипывают мачты корабля; он стремительно взлетает на гребень волны, потом падает вниз. И Эдвард, чтобы удержаться на ногах, хватается за борт.
Но вот уже пропала тёмная полоска, вокруг корабля безбрежное море.
Эдвард поворачивается, идёт в каюту. Он нащупывает в кармане твёрдый лист бумаги и, наверное, в тридцатый раз перечитывает строки протокола:
Ученика Эдварда Грига полагать с 31 августа 1858 года выбывшим из школы с целью получения образования музикуса…
Ему пятнадцать лет, и он едет в город Лейпциг поступать в консерваторию…
Годы учения в консерватории не радовали Грига до момента пока он не стал учеником Игнаца Мошелеса- прекрасного, умного, тонкого музыканта и замечательного педагога, который раскрыл талант Грига. Всё новые и новые сочинения выходят из - под пера музыканта. По окончании консерватории он возвращается в Берген.
Господин Григ из Бергена, учащийся консерватории, проявивший себя как превосходный пианист, может быть так же причислен к лучшим ученикам по композиции… И дальше: Господин Григ обладает в высшей степени значительным музыкальным талантом. Было бы весьма желательно, чтобы он получил возможность развивать этот талант в полной мере и во всех направлениях…
Много времени уделяет Григ композиции. Темой его произведений стала суровая норвежская природа, быт и сказания о норвежском народе…
… Норвегия. Тяжёлые тёмные волны холодного Северного моря, вздымаясь в ввысь, падают на скалистый берег, разбиваются об него и, откатываясь назад, собираются с силой, чтобы, разбежавшись, опять ударить в гранитную грудь утёсов.
Хмурое небо низко нависает над непроходимыми лесами, и в звенящем безмолвии лишь с сухим треском ломается под тяжестью снега ветка дерева…
Мелодия, мелодия возникла вдруг, она будто соткана из стона волн, из тишины зимних лесов, и Эдвард, торопясь, записывает её. Потом проигрывает на фортепиано.
Э.Григ Баллада.
Исполняет концертмейстер школы Миночкина Е.П.
Позднее в жизни Грига произошли большие перемены. Он едет погостить к родственникам в Данию и в одном из домов знакомится с замечательной девушкой по имени Нина. У неё был прекрасный голос. Она подошла к Григу и сказала, что хотела бы спеть и его романсы. Нина стояла на сцене, смотрела в переполненный зал, но видела только Эдварда, и лишь для него одного звучал её голос.
В 1868 году он из-за болезни должен был на время покинуть родину и именно в это время родился очень норвежский, необыкновенно красивый фортепианный концерт. Это сочинение- тоска по родине, по её суровой, сдержанной, неброской красоте.
Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром ор. 16 a-moll (фрагмент в исполнении Ванна Клиберна) запись из Большого зала Московской консерватории
Одно из самых замечательных сочинений Грига связано с театром. Это музыка к драме Генрика Ибсена Пер Гюнт Эдвард вскрыл пакет и почувствовал волнение. Пакет был от великого норвежского драматурга Генриха Ибсена.
Пьесы его Григ хорошо знал, много раз с наслаждением смотрел в театрах Норвегии и Дании. И вот Ибсен посылает Эдварду новую пьесу, просит сочинить к ней музыку. Называется пьеса Пер Гюнт. Григ открывает первую страницу, начинает читать… Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке, затерявшейся среди густых лесов. Здесь его дом, старая мать, Сольвейг – девушка, которая его любит.
Но не мила стала больше Пер Гюнту родная сторона. В далёкие страны решил отправиться он. Ведь там, думал Пер Гюнт, где большие города, тёплое море. Жаркое солнце, жизнь приятна и легка. Много лет путешествовал Пер Гюнт. Видел египетские пирамиды, гостил в таинственном волшебном царстве горного короля.
Прошло время. Покрылось морщинами лицо Пер Гюнта. Поседели его волосы. Но нигде не смог отыскать он своё счастье. И тогда вспомнил Пер Гюнт Норвегию. Страну, где родился. Клубящийся над лугом туман. Ледяные ключи, бьющие из-под корней громадных столетних дубов. Короткое северное лето, когда ночи тихи и светлы, а от ветерка, наполненного ароматами трав, кружится голова.
Приехав в Норвегию, узнал Пер Гюнт, что давно умерла его мать, развалился дом, где он жил когда-то. И только одна Сольвейг ждала его, верила, что вернётся…
А песня Сольвейг – невесты Пер Гюнта – вызывала слёзы. Одиноко несётся её голос в переполненный зал. Тихая, полная грусти песня, похожая на маленькое озеро, заросшее нежными кувшинками…
Весна пусть пройдёт, и зима пусть придёт,
Увянут цветы, снегом их занесёт.
Но ты придёшь ко мне, верю я, верю я,
Милый мой друг…
Э.Григ. Песня Сольвейг из музыки к драме Ибсена Пер Гюнт. Исполняет Максименко Екатерина Сергеевна, концертмейстер, учащаяся 7 класса фортепианного отделения Новикова Александра, концертмейстерский класс преподавателя Сатлаевой Л.Е.
Однажды Григ получил письмо из глухой горной деревушки. И долго разбирал наползающие друг на друга строчки.
Я совершенно не знаю нот, но с детства старался в точности подражать игре разных музыкантов. Сейчас мне восемьдесят лет, и я очень боюсь, что мою музыку схоронят вместе со мной, – было написано в письме.
Григ очень долго добирался до засыпанной снегом затерянной деревушки, где жил старый скрипач. И провёл в ней несколько недель. Каждый день с восходом солнца Эдвард доставал нотную бумагу, карандаш, терпеливо ждал, пока старик настроит скрипку.
То грустно, то весело поёт скрипка. Под искусным смычком музыканта оживают старинные танцевальные, свадебные, колыбельные мелодии – слоты. Волнуясь, бережно переносит их Эдвард в свою тетрадь. А, вернувшись в Тролльхауген, обработает для фортепиано, навсегда сохранив для своего народа эти замечательные мелодии…
Норвежский танец ля мажор. Исполняют Шарабарина Анна, Васина Анастасия, учащиеся 5 класса фортепианного отделения (класс преподавателя Табачниковой И.А., Тивоненко Л.В.)
Летом 1907 года Грига пригласили дать несколько концертов в Англии. Хотя Эдвард плохо себя чувствовал, он верил, надеялся, что сможет дирижировать оркестром.
– Эти концерты возвратят мне силы, – говорил он Нине.
– Мне шестьдесят четыре года, я ведь ещё не очень стар.
Но поездка не состоялась…
… Звонили колокола. Колыхались на осеннем ветру поднятые над домами Норвегии скорбные чёрные флаги. Медленно, не сдерживая слёз, шли за гробом Грига жители его родного Бергена….
Но для миллионов слушателей Григ останется певцом поэтической, суровой, сдержанной норвежской природы, рассказчиком северных легенд о мужественных людях своей родины, сказок о гномах и троллях.
Э.Григ Поэтическая картинка ор.3 №1 e-moll
Исполняет учащаяся фортепианного отделения 6 класса Фисюн Наталья, класс преподавателя Андрюхиной Г.В.
Список использованной литературы
1. Асафьев Б.В. Эдвард Григ. Л. Советский композитор, 1984
2. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1991
3. Левашова О.Е. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М. Музыка,1975
4. Мар А. Кобольды живут в Норвегии. М. Малыш, 1991
5. Музыкальная жизнь, № 11,2002 Финн Бенестад, Даг Шельдеруп-Эгге. Пер Гюнт
6. Музыкальная жизнь, №8, 2008. Рауф Фархадов. Камерная жизнь камерного мастера.
7. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для детских музыкальных школ. Первый год обучения М. Музыка, 2007
8. Шорников М. Музыкальная литература. Учебник для детских музыкальных школ. Первый год обучения. Ростов на Дону. Феникс, 2002
HYPER13PAGE HYPER15
17