Публикации Современный этикет и воспитание культуры поведения у обучающихся.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный этикет и воспитание культуры поведения у обучающихся.
Автор: Володина Елена Николаевна

Володина Е.Н.,педагог дополнительного образования,МАУДО «Дом детства и юношества» Г. Златоуст, Челябинская областьАннотация. Актуальность данной статьи состоит в том, что в ней показаны пути повышения качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, направленные на воспитание культуры поведения обучающихся, на примере реализации дополнительной образовательной программы «Хозяюшка». Статья может быть полезна широкому кругу педагогов, реализующих программы социально – педагогической направленности.Современный этикет и воспитание культуры поведения у обучающихся.В современном обществе все чаще встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой «лик». И. Гёте.Цель: Формирование культуры поведения обучающихся. Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями по теме: этикет, культура поведения. 2. Изучить с обучающимися основы этикета как формы отношения к человеку. 3. Систематизировать наработанный материал по формированию культуры поведения школьников. 4.Развивать у обучающихся навыки культуры поведения в различных социальных ситуациях. Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Этикет совокупность правил поведения.К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.Современный этикет наследует обычаи практически всех народов с древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Этикет – это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность – качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем. Каждый культурный человек должен не знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение, оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.Моя работа педагога дополнительного образования, связанная с воспитанием обучающихся объединения «Хозяюшка» предполагает, прежде всего, пример педагога, создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения и приучаются выполнять правила этикета.Дополнительная программа «Хозяюшка» содержит раздел «Основы этикета», в котором рассматривается и изучается множество вопросов по этому вопросу.В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению – это показатель устойчивости морального мотива, включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека.Из «привычек» складывается образ жизни, способы достижения цели, манера общения – словом, все то, что в конечном счете во многом определяет судьбу человека. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Это актуальный вопрос нашего общества и нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.Формирование культуры поведения – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Считаю необходимостью возрождение в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием детей.В нашем учреждении дополнительного образования в числе наиболее важных стоят задачи формирования культуры личности, высоких нравственных качеств.Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне. Как педагог, несу ответственность за детей и должна контролировать:стиль общения с учащимися, образовательно-воспитательную среду,педагогическую психологию. Элементарные правила поведения, которым учат своих детей родители, служат воспитательным целям. Только зная основные вещи, можно переходить на следующий этап в изучении правил этикета.Дети с невероятной способностью принимают всю информацию, которая их окружает. Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах. Основные правила довольно просты, и детям не составит труда их запомнить. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут казусов. А это способствует повышению самооценки и формированию целостной личности. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным. Эта уверенность, в свою очередь, должна быть основана на его собственных достижениях.Главная цель — научить детей использовать правила поведения. Конечно, правила поведения разнятся в зависимости от места и самого мероприятия. Но это вовсе не говорит о том, что где-то можно не следовать элементарным правилам. Культура поведения должна соблюдаться везде, и именно это должно быть сквозной целью всех занятий.При обучении этикету применяю различные формы проведения занятий:— занятия-беседы строятся в основном на прямом общении педагога и обучающихся. После небольшого рассказа учителя следует вопрос, на который дети должны ответить, используя полученную только что информацию и свои собственные знания (Правила поведения в учреждении, коллективе, за столом, внешний вид, санитария и гигиена и другие).Форма «вопрос—ответ» позволяет обратиться как к каждому обучающемуся, так и к группе. При этом ответы должны быть аргументированы. Занятия-тренинги — новый метод обучения. Основан на рассмотрении одних и тех же ситуаций с разных сторон. Эффективность достигается за счет проигрывания правильных и неправильных линий поведения. Дети самостоятельно находят ошибки и с помощью педагога исправляют их. При такой форме проведения задача педагога - помочь детям двигаться в нужном направлении. Занятия-тренинги позволяют проиграть несколько сценариев на одну тему. Этикет за столом. Дни вежливости. Основы этикетаЗанятия-игры — моделирование реальных событий общественной жизни ( Правила поведения за столом, прием пищи и другие). Это помогает прочувствовать ситуацию изнутри, проанализировать все возможные варианты поведения и определить правильные. Кроме того, материал, поданный в форме игры, воспринимается очень легко и лучше усваивается. В процессе игры ученики делятся либо на группы, либо на пары. Благодаря такому разделению дети учатся взаимопониманию.Благодаря разнообразным методам увеличивается эффективность обучения. Чем разнообразнее будут проходить занятия, тем легче дети будут воспринимать материал. Занятия не должны состоять исключительно из лекционных составляющих, обязательно нужно включать развлекательные элементы.Обучение правилам этикета очень важно на сегодняшний день. Воспитание подлинной вежливости в любой ситуации — это цель как родителей, так и педагогов. Дети должны знать, что следует быть культурными постоянно, независимо от того, где они находятся или с кем разговаривают. Ученики поймут, что с воспитанными людьми приятно общаться всем. Но, что еще важнее, они сами станут культурными людьми. Ставя перед школьниками эту цель, поясняю, что она достигается не за один день или даже год, а требует постоянного самообразования.Правила этикета охватывают широкий спектр человеческой деятельности, поэтому, чем раньше дети начнут их изучение, тем свободнее и увереннее они будут себя чувствовать в жизни.Важно, чтобы материал был действительно усвоен. Благодаря таким занятиям повышаются коммуникативные навыки школьников, они становятся более открытыми и общительными. А это, в свою очередь, влияет и на эффективность всего обучения.Роль этикета в воспитании обучающихся огромна. Важно с детства прививать детям правила поведения. Благодаря привитым нормам поведения, они понимают, как нужно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.Таким образом, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.Литература:
  • Белоусова, Татьяна Вадимовна Всё про этикет. Полный свод правил светского и делового общения / Белоусова Татьяна Вадимовна. - М.: АСТ2020. - 706 c.2. Бриттен, Ф. Этикет для дочек и мам / Ф. Бриттен. - М.: Иностранка / КоЛибри2020. - 235 c.3. В мире этикета. - М.: Мой мир, 2020. - 320 c.4. Васильева, Ярослава Васильевна Современный этикет / Васильева Ярослава Васильевна. - М.: Аргумент Принт2020. - 355 c.5. Виноградова, Ю. В. На свадьбе / Ю.В. Виноградова. - М.: Современная школа, 2019. - 176 c.
  • 6.Кипа, Л.Р. Правила поведения. Современный этикет / Л.Р. Кипа. - М.: Астрель2020. - 885 c.7. Кубрак, Олег Викторович Этикет на все случаи жизни / Кубрак Олег Викторович. - М.: Феникс, 2019. - 770 c.8. Лихачева, Л. С. Школа этикета. Поучения на всякий случай / Л.С. Лихачева. - М.: Средне-Уральское книжное издательство, 2019. - 448 c.9. Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. - М.: Искусство и мода, Внешторгиздат2020. - 132 c.10. Мирзоян, А. Мир этикета. Энциклопедия / А. Мирзоян. - Москва: Наука2019. - 408 c.11. Некрасова, И. Н. В гостях / И.Н. Некрасова. - М.: Вече, 2020. - 176 c...