Публикации Педагогическое мастерство учителя – залог результативности воспитания учащихся.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическое мастерство учителя – залог результативности воспитания учащихся.
Автор: Рябова Наталия Викторовна

Педагогическое мастерство учителя –
залог результативности воспитания учащихся
Если говорить о педагогическом таланте, о педагогическом мастерстве, то, вероятно, прежде всего, нужно иметь в виду умение найти подход к детям, умение установить с ними контакт. Не каждому это удается.
Педагогическое мастерство — это не только всесторонняя общая и - методическая образованность учителя, это и умение добиться, чтобы каждое слово дошло до учеников, было полностью ими воспринято, пережито и усвоено. А достичь этого, не владея педагогическим тактом, учитель не сумеет.
Установление контакта с учениками, педагогический такт и педагогическая тактика, это собственно то, с чего начинается, а возможно, и чем завершается педагогическое мастерство.
Эффективность проведения уроков определяется в значительной мере мастерством педагога, его влиянием на учащихся, качеством его подготовки к занятиям. Работа учителя будет достаточно успешной только в том случае, когда он в совершенстве будет владеть педагогической наукой, своим предметом и близкими по содержанию дисциплинами.
Ему необходимо глубокое знание научных основ преподаваемого им предмета, широкое знакомство со специальной литературой, твердое знание стандартов. Всё это даст возможность учителю уверенно чувствовать себя на уроке, глубоко освещать теорию предмета, находить интересные и убедительные примеры.
Пример и авторитет учителя – важное средство успешного обучения и воспитания учащихся. Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и
принципиальность, педагогический такт – вот те черты, который будет
пользоваться большим уважением учащихся.
Чтобы во всем являться примером для учащихся, учитель должен на доске аккуратно и точно оформлять задания, красиво и правильно писать.
Большую роль играет речь учителя, которая должна быть
грамматически правильной, краткой, ясной и логичной.
Правильная речь учителя не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и служит образцом для учащихся. Учителю необходимо следить за построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем учащимся.
Особое внимание следует обращать на темп речи. Иногда учителя говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала. Ученики не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ, начинают нарушать дисциплину.
Чтобы этого избежать, нужно соизмерять темп речи с возможностями
слушателей усваивать сказанное. Речь учителя должна быть неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных для усвоения формулировок. При таком темпе речи учителя ученики не только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи учителю требуется не больше, чем при быстром.
Речь педагога должна быть простой, доходчивой и эмоциональной. С
особым вниманием надо относиться к употреблению терминов и трудных для понимания учащихся слов, их нужно произносить отчетливо, а при надобности и записать на доске. Каждое слово, которое может быть непонятно учащимся, необходимо разъяснить. Нужно стремиться избегать лишних слов, остерегаться неточностей речи.
Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию
хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует
достижению высоких результатов в обучении.
Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины учащихся. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.
Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять
состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность
добиться целей обучения, не травмируя психику ребёнка, - важнейшее
требование к учителю.
Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Ученики очень тонко различают искренность в отношениях.
Велика роль шутки. К веселому, остроумному учителю ученики обычно идут на урок охотно.
Подводя итог выше сказанному, можно отметить тот факт, что педагогу
необходимо постоянно стремиться к повышению своего педагогического мастерства, только тогда его уроки будут эффективны.
HYPER13PAGE HYPER15
2