Публикации "Активная познавательная творческая и практическая деятельность учащихся — главная забота учителя на уроке"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Активная познавательная творческая и практическая деятельность учащихся — главная забота учителя на уроке"
Автор: Карпенко Светлана Викторовна

Активная познавательная творческая и практическая деятельность учащихся — главная забота учителя на уроке
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений
Л.Н. Толстой
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. С этим трудно не согласиться. При существующем обучении проблема развития учащихся является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы главным образом зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.
Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности — ученик. В этой связи главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, так как ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит, т. е. мы здесь наблюдаем репродуктивную деятельность. Конечно, и в этом случае нужны определенные способности к обучению, но такое обучение не оказывает существенного влияния, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей. А именно это и есть, по определению В. В, Давыдова, развивающее обучение.
Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом. Уместно в связи с этим привести слова М. Монтеня: "Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный".
Активная познавательная творческая и практическая деятельность учащихся — главная забота учителя на уроке. Спланировать эту деятельность, подготовить необходимые учебные материалы, оборудование — значит, во многом обеспечить успех занятий, их высокую результативность.
II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологической основой работы по данной теме явилась работа П.А Шеварёва Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников, который установил закономерности, вскрывающие причины механического выполнения учащимися ряда действий при решении задач:
учащемуся предлагают однотипные задачи
решение задач сводятся к одним и тем же операциям
эти операции не нужно выбирать
данные задач не являются непривычными
Нарушение хотя бы одной из этих закономерностей побуждает учащихся активизировать свою мыслительную деятельность.
К.Д. Ушинский писал, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и необходимо брать волей. Значит, необходимо, чтобы деятельность учащихся на всех этапах была активной и познавательной.
Г.И. Щукина, исследовавшая проблему познавательного интереса, пишет, что только тогда, когда тот или иной предмет представляются человеку важным, значительным, он с особым увлечением занимается им, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений, связанных с интересующей его областью знаний.
Согласно П.В. Симонову познавательная деятельность направлена на обнаружение новых путей достижения цели. Человек идёт к своей цели, но останавливается, встретив неожиданное препятствие. Для разрешения возникшей проблемы он обращается к мышлению. Ни одна наука не призвана так активно формировать и развивать мыслительные операции как математика. При этом преследуются следующие цели:
формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации и т.д.;
развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
формирование интереса к предмету;
развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность;
подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации, и видение новой функции объекта).
Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача - прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.
Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: усвоение = понимание + запоминание, в основу же должна быть положена следующая формула: овладение = усвоение + применение знаний на практике, которая в полном объёме реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.
Претворяя идею активизации познавательной деятельности, я поставила перед собой следующие основные задачи:
обучение рациональным методам работы с учебником и иной справочной литературой
формирование и развитие мыслительных операций
поддержание интереса или устойчивое положительное отношение к предмету
формирование навыков самостоятельной работы
подготовка учащихся к творческой деятельности
III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Реализация всех целей находит отражение в организации уроков.
Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других — неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный — руки вверх, неверный — руки вперед.
Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредоточиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате через 2—3 мин я получаю класс, полностью подготовленный к работе.
Зарядка может состоять из 2—3 упражнений и проводиться по самым разным темам. Составление комплексов упражнений я поручаю детям. Они это делают с большим увлечением.
На этапе актуализации опорных знаний я применяю различные приемы развития познавательной активности учащихся.
Очень помогают активизировать учащихся во время урока так называемые быстрые диктанты. От обычных математических диктантов их отличают три особенности. Первая — задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее. Второе отличие — изменяющийся темп диктанта. Сначала он медленный, затем убыстряется. Третья особенность — одновременно с классом за закрытой доской работают два ученика. Это дает возможность детям быстро проверить свои ответы.
Хорошо зарекомендовал себя взаимотренаж на уроке. Методика его такова: ученики получают карточки или перфокарты и работают парами. Один из учеников диктует первое упражнение своему напарнику и следит за правильностью его выполнения. Если ответ правильный, предлагается выполнить следующее упражнение, если нет, сообщается правильный ответ. И так до конца, потом напарники меняются ролями. Такую же работу можно организовать в группе (количество карточек равно количеству членов группы). Практика показала, что методика взаимотренажа позволяет не только активизировать мыслительную деятельность учащихся, но и имеет для учащихся большую значимость с точки зрения самоуправления. Кроме этого, достаточно познакомить учащихся с этой методикой один раз и уже не требуется постоянного запуска и присутствия учителя.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Вот несколько видов таких заданий:
1. Программированный опрос (особенно в старших классах)
2. На доске рядом с примерами я предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. Желательно, чтобы по окончании работы у ребят появилось слово.
3. Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки буквы, образующие слово (желательно похвалу).
4. Карточки-тренажёры.
5. Перфокарты для устного счёта
6. Круговые примеры (ответ предыдущего примера используется в задании следующего примера), которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.
Нравится ребятам, когда я даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок — это целый раздел в методике работы с детьми по активизации познавательной деятельности.
Все предложенные приемы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть — из книг, методических пособий, часть придумана. Но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.
На этапе изучения нового материала я использую работу с учебником.
Опыт показывает, что часть учащихся даже к моменту окончания школы не владеет самыми элементарными навыками работы с книгой: не умеет пользоваться оглавлением, предметным указателем, аннотацией. Большие трудности испытывают они в составлении плана, тезисов, конспекта статьи.
Планируя уроки математики, я выделяю те разделы или отдельные вопросы, которые учащиеся будут изучать самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли.
Я учу детей работать с учебником начиная с V класса, т. е. с первого момента, когда дети переступили порог моего кабинета. Мы знакомимся с учебником, его структурой - как расположен учебный материал, заглавия. Учимся пользоваться оглавлением, условными обозначениями: ! обратить внимание, I важно, II очень важно, !! запомнить навсегда.
Для работы с учебником в классе и дома ещё в V классе учащимся предлагается карточка-памятка.
Открой учебник и по оглавлению найди нужный пункт.
При первом чтении выделяй главные мысли.
Не пропускай ни одного незнакомого слова.
При повторном чтении составь план прочитанного.
По составленному плану расскажи о прочитанном.
Запиши в тетрадь тему, главные мысли и иллюстрирующие их примеры.
К VI классу мы учимся записывать в тетради основные вопросы к тексту учебника. Оказалось, что эта работа является невероятно трудной для школьников. Когда я предлагаю эту работу впервые, они с усилием могут поставить3-4 (некоторые лишь 2) вопроса к тексту. Если с классом работать систематически, то к концу VII класса 80—90 % учащихся с этой работой справляются.
Обучение по выделению главного в прочитанном проводится в два этапа. Первый этап состоит в том, что учащиеся, читая текст, выделяют главное, а затем им предлагается план ответа по данному тексту. План дается для того, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное в прочитанном. Ибо выделение главного — это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.
В старших классах, если ученики уже научились выделять основные положения в тексте, я предлагаю найти их самостоятельно, составить план ответа и подготовить ответ по каждому его пункту. В других случаях на уроке можно указать основные теоретические положения, на которых основывается, например, доказательство теоремы, т. е. сообщить идею доказательства, а основную работу по усвоению деталей доказательства предложить учащимся провести самостоятельно.
Если необходимо составить конспект, сделать практическую работу, то в помощь учащимся я предлагаю план. Ребята охотно пишут и читают доклады по истории математики, о математиках, из раздела "Занимательная математика". Работа над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. Вообще, "взгляд назад" после изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном.
Для развития познавательной деятельности и формирования умения работать со справочной литературой, особенно в старших классах, я провожу работу с учебником или другой математической книгой по определенному заданию. Укажу два из них.
1. Задания по конспектированию материала отдельных параграфов или разделов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования.
2. Составление тезисов. Чтобы учащимся легче было выполнять эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов.
Большое значение при активизации познавательной деятельности я отвожу самостоятельной работе учеников.
При закреплении знаний я использую ряд приёмов и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся:
Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений "лучшему математику", дифференциация домашнего задания).
Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
Использование проблемных ситуаций.
Изложение материала блоками.
Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой; анкетирование, тестирование.
Рецензирование ответов по схеме-плану.
Форма выбора ребятами заданий, записанных на доске, также может быть различна. Я часто практикую выбор заданий по цвету или форме прикреплённой рядом с номером задания геометрической фигуры, что позволяет мне выявить и психологические особенности ребенка (добрые обычно выбирают круг), а детям реализовать свою психологическую потребность в самопознании, либо вытягиванием номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв можно предложить ребятам составить слово).
Для активизации деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения, я использую разнообразные виды самостоятельных работ.
Самостоятельная работа с предварительным разбором. Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала аналогичная задача, а затем задание с усложненным элементом.
Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.
Многовариантные самостоятельные работы. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов.
Практические работы и лабораторные работы
Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.
Работа по заданному алгоритму приучает учащихся, испытывающих затруднения в изучении математики, к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.
Сквозная контрольная работа. Готовится несколько комплектов задач различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простой задачей. Решив ее, учащийся берет следующую, и так в течение всего урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием. Учитель выдает следующую карточку только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таких уроках присутствует дух соревнования "кто быстрее и лучше", что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и способных.
Тесты (с выборкой, графические тесты, тесты с продолжением)
При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически, они не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний. Поэтому я провожу уроки – семинары.
Класс разбивается на 6-8 групп, причем в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Для них я провожу специальную консультацию. Каждой группе дается задание (текст учебника и примеры из учебника и подбор одного упражнения из дополнительной литературы для самостоятельной работы класса). На уроке представителям каждой из групп предоставляется слово для подробного разбора упражнений. Затем проводится самостоятельная работа по теме.
Для развития мыслительной и творческой деятельности я использую занимательные задачи. Они способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива в деятельности учащихся. Решение занимательных задач – это эффективный способ вооружить детей теми приёмами умственной деятельности, которые необходимы при этом: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация. Предлагая учащимся занимательные задачи, я формирую у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваю их. Решать занимательные задачи можно и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. Кроме занимательных задач, мы решаем задачи, содержание которых связано с материалом, изучаемым (либо уже изученным) по другим дисциплинам. Развитие личности учащегося невозможно без интегрированных уроков или элементов интеграции.
На уроках обобщения и систематизации знаний учащиеся повторяют уже пройденный материал, что может привести к снижению интереса и активности. Поэтому такие уроки я провожу в игровой форме: уроки-путешествия, уроки-соревнования, такие как Счастливый случай, Поле чудес, Умники и умницы, Морской бой, Крестики-нолики и т.д. Эти уроки мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности.
Важную роль в своей работе я отвожу рационализации домашних заданий. Это домашние задания:
с предварительным разбором
с пояснением учителя
дифференцированные
творческие (кроссворды, творческие работы, стихи, сообщения, доклады, создание компьютерных презентаций)
контрольные работы (в старших классах)
IV.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Изменение позиции учителя:
1) переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т. е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;
2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
3) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
4) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
5) организует работу ученика с учеником или с источником знаний;
6) организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;
7) создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
8) создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
9) организует гуманную систему взаимоотношений учитель — ученик, ученик — учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении;
10) организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.
2. Основная часть работы выполняется на уроке, разгружая учащихся при подготовке домашнего задания.
3. В классах, где последовательно и целенаправленно осуществлялась работа по вооружению учащихся умениями и навыками самостоятельной работы, качество знаний повышается. Ученики участвуют в математическом конкурсе Кенгуру, олимпиадах, Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество, с увлечением изучают элективные курсы по математике (Наглядная геометрия в 6 классе, Комбинаторика в 7 классе).
4. Мотивацией обучения стали знания, а не оценка.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (2020-2021 учебный год)
ноябрь



Долг и ответственность
24%
14%
12%
Самоопределение и
самосовершенствование
85%
82%
84%
Собственное благополучие
70%
64%
84%
Престижность
83%
28%
24%
Избегание неприятностей
44%
38%
40%
Содержание учебной деятельности
52%
48%
36%
Отношение к процессу учения
32%
24%
20%
май



Долг и ответственность
26%
18%
16%
Самоопределение и
самосовершенствование
85%
86%
84%
Собственное благополучие
68%
60%
80%
Престижность
83%
30%
28%
Избегание неприятностей
40%
38%
34%
Содержание учебной деятельности
54%
48%
38%
Отношение к процессу учения
34%
24%
24%
5. Сравнительные результаты качества знаний при 100% успеваемости
успеваемость
качество
2003/2004 учебный год
100%
51%
2004/2005 учебный год
100%
51%
2005/2006 учебный год
100%
51,5%
2006/2007 учебный год
100 %
VI. РЕЗЮМЕ
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью - говорил Л.Н. Толстой.
В 21 веке нужен не просто грамотный специалист, но и личность, умеющая творчески мыслить. Интерес к знаниям, к познавательной деятельности, привычки учиться, способствует гармоническому развитию личности, создаёт почву для самообразования.
Учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на имеющиеся знания и опыт, вооружать их учебно-познавательным аппаратом, уметь оценивать и анализировать свою деятельность - вот цель моих уроков.
HYPER13PAGE HYPER15
- 1 -