Публикации 5 кл -Прямые стежки. строчки, выполняемые прямыми стежками

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: 5 кл -Прямые стежки. строчки, выполняемые прямыми стежками
Автор: Щербатова Галина Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 6Прямые стежки. Строчки,выполняемые прямыми стежкамиСценарий урокаМыски 2013Автор составитель Галина Ивановна Щербатова, учитель технологииПредмет: технологияКласс: 5 Тема: Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежкамиЗадачи урока:
  • воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус;
  • образовательная: познакомить обучающихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями;
  • развивающая: сформировать навыки по выполнению прямых, косых, стежков, пришиванию пуговиц.
  • Методы обучения: объяснительно-наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа, презентация.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: учебник “Технология 5 класс”, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, нитки, хлопчатобумажные лоскуты ткани, линейка, пуговицы. Ход урока1. Организационный моментПриветствие обучающихся, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию, назначение дежурных. Сообщение темы, постановка цели, знакомство с ходом занятия. 2. Повторение пройденного материалаОпрос обучающихся по вопросам:
  • Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении ручных работ?
  • Перечислите инструменты и приспособления для ручных работ.
  • Какие нитки нужны для шитья изделий из хлопчатобумажных тканей?
  • 3. Новый материалШитье — это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Это было одно из первых умений, развитых человеком. Древний человек надевал на себя шкуры животных и все, что попадало под руку: кору, листья, солому, перья, — превращал в одежду. Для него одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, человек хотел отогнать от себя злых духов. Во время ледникового периода одежда его согревала, именно в это время люди научились соединять шкуры. В них протыкали отверстия, через которые протаскивали полоски кожи. Куски меха связывали друг с другом так, чтобы одежда держалась на теле.Позднее человек научился скручивать шерсть и волокна растений в длинные нити. Египтяне ткали легкую материю изо льна и хлопка, которые росли в долине реки Нил. Шерсть пряли для изготовления теплой одежды. Там, где было холодно, одежда закрывала все тело человека и защищала его. До изобретения иглы это была просто ткань, которую обертывали вокруг тела. С развитием цивилизации человеку понадобилось соединять ткани между собой, и он придумал иглу и нить. Более трех тысяч лет назад индусы уже знали, как резать, подгонять по размерам и шить то, что мы сейчас называем одеждой, а в Древнем Египте люди умели не только сшивать ткани, но и прекрасно вышивали.В средние века одежда была простой. Ее шили из двух деталей. Позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много всяких швов. Шили сложные и очень красивые костюмы и платья вручную. Именно тогда люди стали изобретать и придумывать различные ручные швы.Швов очень много, каждый имеет свое назначение и название. Есть швы машинные, которые выполняют на швейных машинах, и ручные, без знания которых невозможно выполнить даже самое простое изделие из ткани.Процесс выполнения ручных швов состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенный промежуток выводят из нее. При этом на ткани остается след нити различной длины, в зависимости от того, на каком расстоянии друг от друга были сделаны оба прокола. Прочитайте загадку на доске и отгадайте ее:Шагает мастерицаПо шелку да по ситцу.Очень мал ее шажок, А зовется он ... стежок!Обратитесь к учебнику (параграф 4.1 стр.135-138 ) и найдите понятие и назначение - стежка, запишите в тетрадь.Ответ: Стежок - переплетение ниток между двумя проколами иглы. Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка. Длина стежка зависит от назначения и применения ручных строчек. Все стежки должны быть ровными, однородными. Расстояние между ними как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани должно быть одинаковым, а нити затянуты равномерно. Речные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Различное направление и положение ниток при выполнении стежков образуют различные строчки. Сметочные и копировальные строчки образуются прямыми стежками, а обметочные и подшивочные - косыми стежками.Обратитесь к учебнику (параграф 4.1 стр.135-138 ) и найдите понятие и назначение - строчки, запишите в тетрадь.Ответ: Строчка - это ряд повторяющихся стежков. Одинаковые стежки, следующие друг за другом, образуют шов. Копировальные стежки - “силки” используют для перевода контуров деталей на другой слой ткани, т. е. на парную деталь или на симметричную сторону цельной детали. Они представляют собой те же сметочные стежки, но при прокладывании их нитки не затягиваются, а образуют небольшие петли высотой 1—1,5 см. Длина стежка в петле в этом случае составляет 0,3—0,5 см, а расстояние между стежками — 0,5—0,7 см. После прокладывания силков детали кроя раздвигают, силки растягивают и разрезают. В результате контур выкройки получается сразу на обеих одинаковых деталях (или симметричных сторонах).Подшивочными потайными стежками называются стежки, не видимые ни с лицевой, ни с изнаночной стороны изделия. Ими пользуются для прикрепления подогнутого края, например для подшивания низа платья, или юбки. В ручном шве, выполненном потайными стежками, нитка проходит на длине 0,5 см внутри подгиба обрезного края на расстоянии 0,2—0,3 см от линий сгиба, затем выводится наружу, захватывает одну-две нитки основного слоя ткани на половину его толщины так, чтобы стежки не были заметны с лицевой стороны, снова вводится внутрь подгиба на 0,5 см и т. д. Во время подшивания изделие (или его деталь) должно лежать на столе в таком положении, чтобы нижний край был обращен к работающему.Обметочные косые стежки служат для предохранения срезов ткани от осыпания; их прокладывают слева направо, огибая срезы. Это стежки постоянного назначения. Иглу все время вводят с низу ткани, а выводят на лицевую сверху. Расстояние от края изделия 5мм. Стежки выполняются нитками в цвет ткани.Петельные стежки применяют при обметывании прорезных и изготовлении нитяных петель. Обметывая петлю, иглу вводят в ткань снизу на незначительном расстоянии от срезов (0,2—0,4 см в зависимости от толщины ткани); затем нитку, идущую от ушка, накидывают на конец иглы слева направо, и образовавшуюся петлю затягивают. Затяжка всех стежков должна быть равномерной. Стежки прокладывают слева направо на равных расстояниях один от другого. Пришивание пуговиц . Пуговицы служат не только для застегивания, но и для отделки. Они должны сочетаться с цветом основного материала. Пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают на ножке из ниток, высота которой должна соответствовать толщине ткани. Для образования ножки пуговицу в процессе пришивания держат на некотором расстоянии от материала. Ножку несколько раз обкручивают ниткой. Пуговицы с четырьмя отверстиями пришивают тремя-пятью стежками в каждую пару отверстий. Пришивают пуговицы хлопчатобумажными нитками № 50, 60, сложенными вдвое. Физкультминутка (Презентация).Девочки, в параграфе 4.1 найдите правила выполнения ручных работ:Ответ: Правила выполнения ручных работ.
  • Толщина меловых линий, проведенных на ткани, не должна превышать 0,1 см.
  • Стежки временного назначения выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, хорошо видными на ткани.
  • Нитки закрепляют в начале и в конце строчки. В начале - узелком на нитке, в конце - двумя-тремя стежками.
  • Строчки постоянного назначения выполняют нитками в цвет ткани.
  • Длина ручных стежков должна соответствовать технологическим требованиям.
  • Сметочные стежки удаляют после стачивания деталей.
  • Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
  • Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.
  • Закрепление изученного материала
  • Давайте и мы научимся выполнять различные швы, ведь именно они помогут нам шить и вышивать. Создадим лоскут - копилку для ручных стежков и строчек, используя образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, нитки, хлопчатобумажные лоскуты ткани.Обучающиеся выполняют на лоскуте ручные стежки и строчки, используя приложения, образцы, пришивают пуговицы. Контроль учителем за правильностью организации рабочего места, правильность выполнения приемов выполнения работы, соблюдения технических условий, правил техники безопасности.
  • Анализ урока
  • Что нового узнали?
  • Что нового научились делать?
  • Работа по карточкам
  • - Выставление оценок.- Домашнее задание: повторить запись в тетради, создать фантазию из пуговиц, изучить параграф 4.1