Публикации
Конспект занятия в подготовительной группе " Зимующие птицы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в подготовительной группе " Зимующие птицы"
Автор: Максименко Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в подготовительной группе " Зимующие птицы"
Автор: Максименко Наталья Юрьевна
«Детский сад комбинированного вида №92 города Кемерово»Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"Составила Максименко Н.ЮКемерово 2022Цели занятия:1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3.Развивать мелкую моторику рук.4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.Оборудование: картинки птиц, снежинки. Елка, семечки, ягоды, сало, шишки. Шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.Ход занятия:Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)А сейчас назовите признаки зимы.Дети: Снижение температуры, гололедица, снегопад, изморозь, метель, вьюга, пурга.Воспитатель: На улице зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Сегодня мы поговорим о птицах, Воспитатель: скажите, каких мы знаем птиц.Дети: перелетные и зимующиеПрослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!Снежная сказка.Проплясали по снегамСнежные метели.Снегири снеговикамПесню просвистели.У заснеженной реки,В снежном переулкеЗвонко носятся снежки,Режут лёд снегурки.Воспитатель: Ребята, какие снежные слова вы запомнили?- Снег, снежные, снегурки, снеговик…- Молодцы, все снежные слова вспомнили. Воспитатель: Скажите, кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?-Правильно, снегирь он зимующая птица. Обратите внимание, на то, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас. Летом снегири живут в хвойных лесах, поэтому мы их летом не видим. Снегири питаются летом почками, ягодами, а так же плодами которые произрастают в лесу. В летнее время года они не испытывают нехватки в пище, поэтому и не стремятся никуда улетать. А не замечаем мы их летом, потому что они преимущественно обитают высоко в кронах деревьев.Воспитатель: Ребята, посмотрите, с принцессой Снежинкой прилетели еще птицы, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.Воспитатель: А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?Дети: это перелетные птицыВоспитатель: Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.Воспитатель: Давайте рассмотрим наших птиц:Снегирькрасногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.Дятел.знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.Воробейодин из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.Синицасанитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.Воронашумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.СорокаСорока имеет черные с металлическим, зеленым или синим отливом перья на спине, голове и груди. Все остальные части тела покрыты белоснежным оперением. Но каждый год в весенне-летнее время происходит линька, во время которой все цвета тускнеют, приобретают сероватый оттенок и практически сливаются. Сороки - едва ли не самые интеллектуально развитые птицы на Земле. Они способны проявлять печаль; у сорок существует несколько социальных ритуалов. Некоторые сороки способны имитировать голоса других птиц, животных, насекомых, преследуя свои цели. Например, сороки имитируют стрекот саранчи как манок для этого насекомого. Сороки единственные из птиц способны узнавать себя в зеркале.КлестПримечателен своеобразным строением клюва. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Подобно , использует клюв для ла́занья. Клюв не очень толстый, более вытянут, менее загнут, слабее перекрещивающиеся концы его длиннее и тоньше.Воспитатель: «Разрезные картинки» А принцесса снежинка проверит как вы знаете зимующих птиц. Я вам сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.- Молодцы, хорошо справились с заданием.Воспитатель: назовите их.А сейчас давайте проведем физкультминутку.Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)Вот присела на минутку, (Присели.)Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы воробьи, синицы, сороки, дятлы, вороны круглый год живут у нас?(ответы детей)Воспитатель: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Какой праздник мы с вами недавно отметили?Дети: новый годВоспитатель: Правильно, новый год, а сегодня принцесса снежинка украсила елочку для птиц.-На елке висят гирлянда из сала, рябины, хлеба.-Какую птицу мы посадим к рябине?Дети: снегиряВоспитатель: Правильно снегиря.А какую птичку мы посадим к хлебу?Дети: сорокуВоспитатель: Правильно, сороку.А кто любит сало, какая птица?Дети: синицаВоспитатель: Правильно, синица.Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).Послушайте стихотворение З.Александровой«Новая столовая»Мы кормушку смастерили,Мы столовую открыли.Воробей, снегирь-сосед,Будет вам зимой обед.В гости в первый день неделиК нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.Три вороны были в среду,Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краёв -Стая жадных воробьев.В пятницу в столовой нашейГолубь лакомился кашей.А в субботу на пирогНалетело семь сорок.В воскресенье, в воскресеньеБыло общее веселье.Воспитаель: ребята, каких птиц мы услышали?-Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили. Воспитатель : А еще принцесса снежинка хочет вам загадать загадки. Попробуем отгадатьДети : да Отгадайте загадкиЗимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это - … (снегири)Правильно, снегири.Послушайте еще:Прилетели, сели, Песенку пропели,Две подружки, две сестрички ,По прозванию - ... .(Синички).Воспитатель: Молодцы, отгадали загадкиВоспитатель: скажите, что вы сегодня узнали на занятии. Что нового вы узнали.Дети : Молодцы.Воспитатель: Принцессе снежинки понравилось у вас в гостях она полетит к себе в лес и расскажет о таких больших и умных детях, чтоб другие гости из ее леса приходили к вам в гости. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю разукрасить наших п птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? синичка.-А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.Мы кормушку смастерили, (Удары кулачками друг о друга сверху.)Мы столовую открыли… (Раскрыть ладошки.)В гости в первый день недели (Поочередно загибать пальцы на обеих руках,К нам синицы прилетели. Начиная с мизинцев.)А во вторник – посмотри –Прилетели снегири.Три вороны были в среду,Мы не ждали их к обеду.А в четверг, со всех краев –Стая жадных воробьев.В пятницу, в столовой нашей,Голубь лакомился кашей.А в субботу на пирогПрилетело семь сорок.В воскресенье, в воскресеньеБыло общее веселье. (Хлопки в ладоши, удары кулачками.) Работаем аккуратно.Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.-Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.-Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.