Публикации Виртуальная экскурсия по произведению М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виртуальная экскурсия по произведению М. М. Зощенко «Великие путешественники».
Автор: Харчевникова Полина Владимировна

Министерство образования и молодежной политики Свердловской областиГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области«Камышловский педагогический колледж»Дискуссия.«Дискуссия, как форма методической работы учителя начальных классов»МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов (ТиПАМР)Дата 15.10.2021Исполнители: Логвинова П.В.,Семёнова Д.А.,студентки 4 А группыПреподаватель: Устьянцева И.Ю.Камышлов, 2021Цель «Дискуссии» – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы, выявление противоречий между практиками и наукой, овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.Основной смысл "дискуссии" заключается в рассмотрении, исследовании какого либо вопроса. Смысл дискуссии как метода заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы в форме сопоставления идей, мнений, предложенийВ дискуссии нет победивших и проигравших. При вопросах спора применяются факты, отчеты, предоставляются расчеты и убедительные доказательства.Одной из социальных проблем в России является дефицит людей, способных проявлять инициативу, принимать ответственные решения, адаптироваться в новом мире, это явление наблюдается и среди молодых людей.Необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них. Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, быстрой адаптацией к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.Следующей проблемой является то, что в современном обществе появляются молодые люди, способные к самообразованию, самоопределению (самостоятельному выбору своей деятельности), с активной жизненной позицией, направленной на проектирование своего будущего, а массовое образование (школа, а старшая школа в особенности) на современном этапе развития общества формирует лишь способность воспроизводить получаемые знания и наработанные кем-то, когда-то теоретические основы.Перед современной системой образования стоит задача оформления новых педагогических технологий, обеспечивающих решение социально-педагогических задач формирования у молодых людей активной, инициативной и ответственной гражданской позиции.Дискуссия разделяется на несколько видов:
  • Стихийная;
  • Свободная;
  • Организованная.
  • Стихийная дискуссия (параметры не регламентируются).Свободная дискуссия (определяет направления и время выступления).Организованная (проводится по регламенту и в установленное заранее время).В педагогическом опыте разделяют несколько форм дискуссий:
  • Круглый стол (проводится беседа « на равных», участвует небольшая группа, происходит обмен мнениями);
  • Дебаты (формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — соперничающих команд)
  • Судебное заседание (обсуждение, судебное разбирательство);
  • Форум (обсуждение, заседания экспертной группы, в ходе которого происходит обмен мнениями);
  • Симпозиум (формализованное обсуждение- участники предоставляют сообщения со своей точкой зрения; после чего отвечают на вопросы аудитории);
  • Мозговой штурм (поиск оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей).
  • Форма дискуссии представляет собой обмен мнениями во всех его формах. Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 чел.).Роли участников в дискуссии;В процессе дискуссии каждый из участников выполняет определенную роль и строго следует принятым на себя вместе с ролью обязанностям. Для повышения эффективности, распределение ролей должно происходить заранее и один и тот же учение в течение года должен опробовать все роли. Роли должны быть следующими:Ведущий – решает все задачи организации обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех членов группы,Аналитик (критик) – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные предложения, идеи и мысли.Протоколист (секретарь) – фиксирует все, что относится к решению проблемы, обычно представляет мнение группы для всего класса.Наблюдатель – оценивает участие каждого члена группы в дискуссии на основе выделенных заранее (учителем) критериев.Хранитель времени – соблюдает временные рамки обсуждения. В зависимости от формы и целей дискуссии возможны и другие роли. По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к ирективным репликам или высказыванию собственных суждений.8Последовательность этапов дискуссии включает:
  • поиск и определение проблемы (затруднения), решаемые групповыми методами (путем выработки общего подхода, достижения согласия);
  • формулировка проблемы в ходе группового анализа, обсуждения; анализ проблемы;
  • попытки найти решение проблемы (они могут представлять собой;
  • процесс, включающий обсуждение, сбор данных, привлечение дополнительных источников информации и т.д.; группа делает предварительные выводы, проводит сбор мнений и т.д., продвигаясь к согласию).
  • На первом этапе осуществляется выбор темы. Тема может быть предложена преподавателем, подсказана конкретной ситуацией/событием или определена на основе предварительной беседы. Для обеспечения результативности дискуссии предполагается глубокое изучение вопроса, который будет обсуждаться.Второй этап — это собственно проведение дискуссии.Дискуссия открывается вступительным словом ведущего. Он объявляет тему, дает ее обоснование, выделяет предмет спора — положения и суждения, подлежащие обсуждению. Участники дискуссии должны четко представлять, что является пунктом разногласий, а также убедиться, что нет терминологической путаницы, что они в одинаковых значениях используют слова. Поэтому ведущий определяет основные понятия через дефиницию, контрастные явления, конкретизаторы (примеры), синонимы и т. п. Стороны аргументируют защищаемый тезис, а также возражения по существу изложенных точек зрения, задают вопросы разных типов.Успех дискуссии во многом зависит от ведущего, которому необходимо:
  • заинтересовать участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый студент не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать;
  • не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы сформировалась атмосфера искренности и откровенности;
  • стимулировать активность участников, задавать острые, активизирующие вопросы, если спор начинает гаснуть. В этом помогают следующие приемы: парадокс, неожиданное суждение, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу;
  • неожиданный вопрос;
  • реплика – краткое возражение, замечание с места, которая тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
  • сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели;
  • не исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям;
  • когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, переадресовать слушателям;
  • корректировать, направлять дискуссионный диалог на соответствие его цели, теме, подчеркивая то общее, что есть во фразах спорящих;
  • выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
  • Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Для студентов крайне важно помнить о правилах спора, к которым относятся:
  • прежде чем выступать, следует определить, какова необходимость вступать в спор; необходимо тщательно продумать то, о чем будете говорить; краткое и ясное изложение своей точки зрения: речь должна быть весома и убедительна;
  • лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты; если доказана ошибочность мнения, следует признать правоту своего «противника». Не упорствуйте в отрицании доводов оппонента, если они ясны и очевидны.
  • начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение собеседника действительно противоречит вашему;
  • вначале приводите только сильные доводы, а о слабых говорите после и как бы вскользь;
  • следите за тем, чтобы в ваших рассуждениях не было логических ошибок;
  • необходимо помнить о культуре общения, уметь выслушать другого, уловить его позицию, не повышать голос, не прерывать выступающего, не делать замечаний, касающихся личных качеств участников обсуждения, избегать поспешных выводов; не следует вступать в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии. В процессе спора старайтесь убедить, а не уязвить оппонента. Умейте сохранить спокойствие и самообладание в споре, постарайтесь найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонации.
  • На третьем заключительном этапе подводятся итоги дискуссии. В конце отмечается, достигнут ли результат, формируется вариант согласованной точки зрения или обозначаются выявленные противоположные позиции, их основная аргументация. Ведущий в заключительном слове характеризует состояние вопроса, а также отмечает наиболее конструктивные, убедительные выступления, тактичное поведение некоторых коммуникантов. На данном этапе студентам предлагается оценить результативность дискуссии по следующим критериям:
  • системность, точность и логичность изложенных аргументов;
  • последовательность, ясность и полнота сделанных выводов;
  • умение слушать оппонентов, принимать и оценивать их позицию;
  • владение культурой речи, степень включенности в дискуссию каждого участника и проявления интереса к обсуждаемым вопросам.
  • Чтобы дискуссия была успешной, она должна подчиняться определенным правилам. Они необходимы для предотвращения несчастий, из-за которых во всем мире дискуссии не могут быть плодотворными: бесконечные монологи, затягивание времени, уход от темы, монопольное право на истину.Дискуссия требует строгого распределения времени. Время — чрезвычайно большая ценность. На каждое выступление в дискуссии отводится не более 3 минут. По истечении этого времени выступающему дается шанс кратко завершить свою мысль и аргументы, после чего он лишается слова. Для изложения мнения эксперта или программного выступления отводится от 5 до 15 минут.Дискуссия должна дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. От выступающих требуется аргументировано излагать и защищать свои суждения, при этом обсуждая не людей, а их позиции.Приложение 1.Методическая разработка дискуссиидля администрации образовательных учреждения.Дискуссия«Опасная шалость»Оборудование: на доске тема занятия, чистые листы и ручки для малых групп на столах.Эпиграф:«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай,что рядом с тобой человек».Сухомлинский В. А.Цель: формирование у обучающихся осознания ответственности за шалости и правонарушения, учить противостоять проявлениям бесцельного и безответственного поведения и уберегать себя от того, чтобы быть вовлеченным в подобные ситуации.Задачи:
  • Учить давать оценку своим поступкам и действиям.
  • Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.
  • Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.
  • Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.
  • Ход дискуссииЗдравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашей дискуссии.Вся наша жизнь состоит из хороших и плохих поступков. За хорошие хвалят, за плохие наказывают.Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о детских шалостях и их последствиях. Тема нашей дискуссии «Опасная шалость».Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «шалость»?Техника «Мозговой штурм»Словари определяют шалость как шутливую проделку, поступок ради забавы, веселую проказу, баловство, озорство, дурачество.Рассмотрим одну ситуацию.Два мальчика решили пошутить над другом. Спрятали зимнюю шапку и спокойно ушли домой. Максим не найдя шапки, вынужден был идти домой без нее, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день Максим заболел и не пришел в школу.Ребята, можно это назвать шалостью?Ответы детейВывод: Да, это шалость, которая влечет за собой неприятные последствия. Действия мальчиков могут рассматриваться как злонамеренный поступок.Обратимся к словарю С.И. Ожегова, и посмотрим, какое определение к слову «злонамеренный поступок» дается в нем.«Злонамеренный поступок – это умышленное причинение вреда людям или окружающей среде»Сейчас мы посмотрим поучительный и красочный мультфильм«Опасная шалость». Действие картины разворачивается в кукольном городке, жизнь которых очень похожа на реальную жизнь людей. Все те же проблемы, шалости детей, которые порой выливаются в весьма опасные приключения. Что из этого вышло, и чем закончилась эта история, вы узнаете прямо сейчас.Просмотр мультфильма «Опасная шалость»Страна:СССР Год выпуска:1954 Продолжительность: 00:09:53Жанр:мультфильм, короткометражка Режиссер:Евгений РайковскийКраткое содержание мультфильма: Два мальчика играли в футбол на лужайке, когда мяч выскочил на проезжую часть. Но вместо того, чтобы вернуть его обратно, старший из мальчиков принялся хвастаться своими навыками прямо посреди дороги. Это привело к тому, что их игрушка случайно попала в грузовик с собакой. Лишившись мяча, друзья решились на опасную авантюру. Они спрятались на обочине, поджидая встречный автомобиль, чтобы прицепиться к бамперу и догнать собаку. Прицепившись к машине двух кукол так весело катались. Но машина остановилась, чтобы помочь грузовику. Тогда мальчишки забрались внутрь машины, чтобы внимательно рассмотреть ее содержимое и случайно нажали на газ. Никем не управляемая машина мчится вперед. Вдогонку отправляется милиционер. На мотоцикле он достигает машину и спасает мальчиков от неминуемой катастрофы.После просмотра мультфильма – деление на группы. Ведущий задает вопросы таким образом, чтобы при ответе на них побудить обучающихся занимать определенную ролевую позицию.Вопросы для обсуждения.
  • группа «Свидетели»
  • Оценить поведение двух мальчиков? Как надо было бы поступить?Могли ли они предвидеть последствия?
  • группа - «Защитники»
  • Чем объяснить совершенное действие мальчишек?
  • группа «Жертв»
  • Какой ущерб нанесли мальчики владельцу автомобиля?
  • группа - «Судьи»
  • Это шалость или преступление?Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь мальчиков к ответственности?Какое наказание они понесут?Вывод: Герои мультфильма совершили правонарушение. Они подвергли не только свою жизнь опасности, но и жизнь других людей. И подвели водителя. Дорогие ребята, запомните, ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю это опасно!Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь о их последствиях. В подобных ситуациях часто приходится слышать такие слова как «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…».Ведущий: Теперь рассмотрим вопрос, чем опасна шалость.Сейчас мы с ребятами приведем вам еще несколько примеров, а вы разберитесь, где говорится о шалости, а где правонарушение.
  • ученик: Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа, и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это..? (ответы детей) (шутка или шалость)
  • ученик: Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это …? (ответы детей) (опасная шалость)
  • ученик: Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди.
  • Учитель. Как вы назовете поступок Саши? Почему? … (ответы детей) (правонарушение, как мелкое хулиганство)
  • ученик: Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное здание сгорело дотла. Материальный ущерб был очень большой.
  • Ведущий: Как вы назовете поступок ребят? Почему? … (ответы детей) (правонарушение).Ребята, почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?Ответы детейЧтобы шалость не оказалась правонарушением, сначала надо сто раз подумать, а потом сделать.Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).Каждый гражданин несет ответственность за свои поступки, в том числе и за противоправные. А сейчас хотелось бы подвести итог сегодняшней беседы.ЗаключениеСерьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что вы теперь будете задумываться над своими поступками, и ваша детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение. ПОМНИТЕ, незнание закона не освобождает от ответственности.РефлексияПритча "Все в твоих руках"Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
  • Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
  • Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
  • Всё в твоих руках.
  • Памятка.
  • Прежде думай, а потом делай.
  • Учись управлять своими эмоциями.
  • Представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место.
  • Делай то, за что не будешь испытывать чувство вины.
  • Помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.
  • ЗаключениеДискуссии, умело включенные в систему воспитательной работы, при условии их творческой организации, оказывают сильное влияние на формирование цельного научного мировоззрения и убеждений; воспитывают активность и самостоятельность суждений учащихся; приучают их всесторонне оценивать моральные, интеллектуальные, политические проблемы, мотивы поведения своих сверстников и старших; вырабатывают умение слушать, понимать других.Содержательные дискуссии в яркой эмоциональной форме дают возможность использовать воспитательную силу положительного примера, обаяние нравственного идеала, способствуют самопознанию и вызывают желание совершенствовать свои качества, стимулируют самовоспитание. Участие в дискуссии помогает развитию критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, умению спорить и размышлять, проверять правильность своих взглядов и убеждений.Список литературы.1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов - на - Дону: Изд - во «Феникс», 2003. - 544 с.2. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. Пособие для студентов вузов / Автор -составитель И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 4731 с.3. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 480 с.4. 5. 6. 7.