Публикации Обобщение педагогического опыта «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение педагогического опыта «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Автор: Козлова Людмила Павловна


Обобщение опыта по теме:Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Козлова Людмила Павловна,
учитель высшей категории
МОУ СШ №140, г Волгограда
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………………………3
2. Концепция деятельности……………………………………………………………..4
3. Понятие деятельностного метода в педагогической
и методической литературе.
3.1 Что такое деятельностный подход в образовании?....................................................5-7
3.2. Дидактические принципы в системе развивающего обучения……..………….....8-11
3.3 Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного
и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса………............12
4. Система работы.
4.1Описание возможностей применения технологии деятельностного
метода в Образовательной системе Перспективная начальная школа………………13-14
4.2Моделирование уроков различной целевой направленности
в технологии деятельностного метода…………………………………………………15-22
4.3 Приёмы создания проблемной ситуации…………………………………………..23-24
4.4 Методы постановки учебной проблемы……………………………………………25-26
4.5 Методы решения учебной проблемы……………………………………………….27
4.6 Виды продуктивных заданий………………………………………………………..28
5. Выводы...........................................................................................................................29-30
6. Список литературы………………………………………………………………….31
Приложение №1………………………………………………………………………….32-33
Приложение №2………………………………………………………………………….34-35
Приложение №3…………………………………………………………………………36-37
Приложение №4…………………………………………………………........................38
Приложение №5…………………………………………………………………………39
Приложение №6…………………………………………………………………………40-44
1.Введение.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 17 лет. За это время я работала по традиционной программе Школа России, а в данный момент четвертый год обучения веду по образовательной программе Перспективная начальная школа
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого знаниевого подхода к деятельностному.
Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ Об образовании)
Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
2. Концепция деятельности.
Проблема опыта.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Гипотеза.
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Цель опыта.
- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;
- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.
Основные задачи.
- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;
- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения;
3. Понятие деятельностного метода в педагогической и методической литературе.
3.1 Что такое деятельностный подход в образовании?
Обратимся к истории.
Около 70 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.
Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.
Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".
Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Представителем второй научной школы является В.Джемс.
Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.
Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.
Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".
Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
По мнению В.В.Давыдова …о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть, опираясь на конкретную и разветвленную её теорию)
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Попытаемся сформулировать положения педагогической психологии и дидактики, связанные с деятельностным подходом.
1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Обучать деятельности – это, значит:
-делать учение мотивированным;
-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность);
- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки.
То, что мы называем знаниями, - это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности.
То, что называется навыками, - это способность ученика осуществлять технологическую сторону деятельности учения
2. Еще Л.С. Выготский в книге Педагогическая психология, была говорил о том, что в новой педагогике жизнь раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому. Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Если, по Выготскому, поведение человека представляет собой лишь одну из немногих осуществившихся возможностей, то деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной среды). Иными словами, установки на творчество.
3. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.
Знаменитая зона ближайшего развития у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.
Подведем итог.
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.
3.2. Дидактические принципы в системе развивающего обучения.
Существующая дидактическая система Я.А.Коменского, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В последние годы в работах Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.
1. Принцип деятельности.
Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.
Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире.
Еще Я.А.Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как кучу дров). В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать.
3. Принцип непрерывности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Идея преемственности также не является новой для педагогики, однако до
сих пор она чаще всего ограничивается так называемой пропедевтикой, а не решается системно. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.
4. Принцип минимакса.
Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых. Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся, часто выделяют 2, 4 и т.д. уровня. Однако реальных уровней в классе ровно столько, сколько детей! Возможно ли их точно определить? Не говоря уже о том, что практически трудно учесть даже четыре - ведь для учителя это означает 20 подготовок в день!
Выход прост: выделить всего лишь два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволит сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от двойки, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.
5. Принцип психологической комфортности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя как дома.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Однако психологическая комфортность необходима не только для усвоения знаний - от этого зависит физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, создание атмосферы доброжелательности позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
6. Принцип вариативности.
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.
7. Принцип творчества (креативности).
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Речь здесь идет не о простом придумывании заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное открытие ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных
проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Таким образом, перечисленные дидактические принципы в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в общеобразовательной школе.
3.3Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.
Объяснительно-
иллюстративный
Компоненты
учебной деятельности
Деятельностный
1
2
3
Задаётся педагогом
Цель – предполагаемый результат.
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.
Используются внешние мотивы.
Мотивы – побудители к деятельности.
Опора на внутренние мотивы.
Выбираются педагогом.
Средства – способы осуществления деятельности.
Совместный с учащимися выбор.
Инвариантные, предусмотренные учителем.
Действия – основной элемент деятельности.
Вариативные, возможность индивидуального выбора.
Уровень усвоения знаний.
Результат – конечный продукт.
Позитивные внутренние личностные изменения
Сравнение результативности с эталонами.
Оценка – критерий достижения цели.
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.
4.Описание системы работы.
4.1Описание возможностей применения технологии деятельностного метода в Образовательной системе Перспективная начальная школа.
УМК ПНШ, реализуя принципы деятельностного подхода, рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
I.Взаимосвязь и взаимозависимость содержания обучения и формируемых способов учебных действий достигается в комплекте:
1. Путем постановки и решения общих задач в рамках разных предметных областей.
2. Путем реализации принципа межпредметных связей: обмена информацией между учебниками посредством перекрестных взаимных ссылок.
3. Комплексными итоговыми работами.
4. Путем включения в корпус учебников системы дополнительных источников информации, использования общей системы учебных словарей.
5. Путем включения в методический аппарат самих учебников организационных форм учебной деятельности.
6. Путем использования воспитательных возможностей, созданной в учебниках коммуникативной учебно-игровой среды.
II. Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках.
Это достигается посредством:
- демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
- выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
- системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
- специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу;
- иллюстративным материалом (круговые диаграммы, таблицы).
4.2Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного подхода.
Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка
в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов
деятельности, позволивших выйти из затруднения.
Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки.
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в
четыре группы ( по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову):
-уроки открытия новых знаний;
- уроки рефлексии;
-уроки-тренинги;
-уроки контроля.
Для планирования и проведения уроков различной целевой направленности М.А. Кубышева предлагает использовать следующие структуры.
Урок открытия новых знаний.
Основные этапы деятельностного метода (структура урока открытия новых знаний).
Цель: формирование новых понятий.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)(1-2 мин.)
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
Хочу, потому что смогу
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
-предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
дети высказываются;
- девиз, эпиграф (С маленькой удачи начинается большой успех);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний. (4-5 мин.)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.(4-5 мин)
Цель:
- обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?, Чего мы ещё не знаем?);
- проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. Открытие детьми нового знания(7-8 мин.)
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
Способы: диалог, групповая или парная работа;
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5. Первичное закрепление.(4-5 мин.)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(4- 5 мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение(7-8 мин.)
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с ранее изученными.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)(2-3 мин.)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
9. Домашнее задание. (Приложение №6)
Уроки рефлексии.
Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
-выявление индивидуальных затруднений;
-локализация места затруднения;
-выявление причины затруднения;
-самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
-анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.
Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:
Во время организационного момента учитель устанавливает тематические рамки
повторяемого содержания.
На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная самостоятельная
деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов
с образцами.
На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют
допущенные ими ошибки.
4.На этапе устранения затруднений организуется выявление причин зафиксированных
затруднений и построение проекта выхода их них.
Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором допущены
ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена
в соответствии с правильным применением алгоритма.
5.На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.
6.На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.
7.Этап повторения проводится в соответствии с технологией.
8.На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки.
Уроки-тренинги
Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которых является групповая работа.
В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – работа в четверках. Наиболее целесообразно
использовать тренинги при обобщении и систематизации знаний учащихся.
Структура уроков – тренингов.
1.Постановка цели.
- Определение основных целей урока.
Чтение эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно прожить урок.
Подкрепление мотивации на работу в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся
за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение
к нему.
2.Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три
варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.
На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.
В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.
3.Работа в парах (четверках).
- Поочередное высказывание мнений.
- Обсуждение.
- Принятие общего решения.
Работа в парах (четверках) требует от ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать.
Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные на уроках, становятся востребованными.
1) Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
Экспертная оценка учителя.
После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.
Самооценка.
Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.
Далее учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь идет по этапам – от 2 к 6. Например, в 1 классе урок-тренинг может включать 5 заданий.
4.Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял.
В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается
соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по теме. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учетом их активности.
Уроки контроля.
Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
- сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
4.3 Приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации.
Тип противоречия.
Приёмы создания проблемной ситуации.
С удивлением.
Между двумя (или более)
положениями
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Между житейским представлением учащихся и научным фактом.
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку.
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
(См. Приложение №1)
4.4 Методы постановки учебной проблемы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия.
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Приём 1.
О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Приём 3. Вы сначала как думали?
Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
(См. Приложение №2)
Подводящий к теме диалог.
1.Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
2.Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается от повторения. (См. Приложение № 3)
Мотивирующие приёмы.
Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
( См. Приложение № 4)
4.5 Методы решения учебной проблемы.
1. Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура
Побуждение
к выдвижению
гипотез
Побуждение к проверке гипотез
устной
практической
Общее побуждение
К любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?
- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?
К плану проверки:
- Как можно проверить гипотезу?
Подсказка
Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы)
Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.
Плана проверки
Сообщение
Решающей гипотезы
Учитель сообщает аргумент или контраргумент.
Плана проверки
2. Подводящий к открытию знания диалог.
( См. Приложение № 5)
4.6 Виды продуктивных заданий.
Типы продуктивных заданий
Особенности применения
На формулирование вопросов темы урока.
Сразу после введения знаний:
- если учебная проблема появилась как вопрос;
- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.
В конце этого или начале следующего урока. (Задайте друг другу вопросы по новому материалу.)
На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.
В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания.
На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение.
Дома по желанию.
5. Выводы.
Итак, подведём итоги нашей работы. Мы выдвигали гипотезу, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом. Выдвинутая гипотеза доказана. Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию. При работе с использованием технологии деятельностного метода учащиеся:
-быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал;
-спокойнее, увереннее отвечают у доски;
-умеют аргументировать свои высказывания;
-умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителями в случае необходимости;
-лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки;
-умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности;
-склонны к исследовательской деятельности;
-у них значительно повышается качество знаний (до 85%).
-увеличилось количество участников и победителей школьных, районных и всероссийских олимпиад.
Следовательно, можно сделать выводы:
1.Реализация программы Перспективная начальная школа через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
2.В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
3.Образовательная система Перспективная начальная школа создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
6. Список литературы.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
2.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении - М: ВИТА- ПРЕСС,2008
3. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ Школа 2000… 2005.
4.Матвеева Е.И., Патрикееева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе //Серия Новые образовательные стандарты - М: ВИТА- ПРЕСС,2011
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.
8. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. – Вып.4. – М.: Баласс, 2000.
9. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения, АККАДЕМИЯ АПК и ППРО, Москва ,2007
Приложение №1.
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.
Урок математики во 2 классе по теме Умножение двузначного числа на однозначное
Учитель
Ученики
- На доске дан ряд чисел. Что это за числа?
- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.
- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7
- Однозначные и двузначные.
Выполняют.
Испытывают затруднение.
Урок русского языка во 2 классе по теме Проверка написания гласной в суффиксах –ек, -ик
Учитель
Ученик
Письмо с сомнением.
Дети мастерят кормушки для птич…к.
- У кого возникло сомнение ? В каком слове?
-Поднимите руки, кто написал е?
-Поднимите руки, кто написал и?
-Наши мнения разошлись.
-Давайте выясним, в какой части слова находится наша проблема?
- Что нужно сделать?
- В какой части слова у вас сомнение?
- Укажите, ударный или безударный гласный звук в суффиксе?
-Какова тема нашего урока?
Дети записывают под диктовку предложение.
В слове птичек.
Разобрать слово по составу.
В суффиксе.
Безударный.
Правописание суффиксов –ек, -ик у существительных

Урок русского языка в 4 классе по теме Глаголы – исключения.
Учитель
Ученики
- Какую тему проходили на прошлом уроке?
- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (даются глаголы)
- А теперь определите спряжение глаголов смотреть и стелить
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы заметили?
- Спряжение глаголов.
Выполняют задание.
- Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – второго.
Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого.
Приложение №2.
Примеры формулирования учебной проблемы.
Урок математики во 2 классе по теме Умножение и сложение; порядок выполнения действий
Учитель
Ученики
-Что вы видите на доске?
(3+3+3+3;
(4+5) +5;
7 +(4+6)
3+5x2
-Назовите значение первого выражения?
-Назовите значение второго выражения?
- Назовите значение третьего
выражения?
- Назовите значение четвертого выражения?
- Почему получились разные ответы.
- Мнения разделились.
- Вы хотите выяснить, кто из нас прав?
Выражения.
12
14
17
16 или 13
Да.
Урок математики во 2 классе по теме Умножение двузначного числа на однозначное
Учитель
Ученики
- Вы смогли выполнить моё задание?
- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия).
- Какова же будет тема нашего урока? ( Побуждение к формулированию проблемы)
- Нет, не смогли.
- В первом случае мы умножали однозначные на однозначные числа, здесь надо умножать двузначные числа на однозначные, а мы этого ещё не умеем (осознание затруднения)
- Умножение двузначного числа на однозначное (учебная проблема как тема урока)
Урок математики в 4 классе по теме Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное
Учитель
Ученик
Даны выражения: 42:3 88:8 168:8 7935:3
- Выполните деление .Запишите в тетрадь только ответы.
-Вы смогли выполнить задание?
- В чем были затруднения?
- Что вы предлагаете?
-Какова тема урока?
Трудно устно выполнить деление последнего выражения.
Попробовать выполнить вычисление письменным приемом в столбик.
Урок русского языка в 4 классе по теме Глаголы – исключения.
Учитель (приём 6)
Ученики
- Итак, что вы хотели сделать?
- Какое правило применили?
- Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
- Определить спряжение глаголов.
- Правило о спряжении.
- Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила).
- Глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока)
Приложение №3.
Подводящий к теме диалог.
Урок русского языка в 4 классе по теме Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Учитель
Ученики
На доске записаны слова гнал, ч…стил.
- Что общего в этих словах?
- По каким признакам можно определить , что это глаголы прошедшего времени?
-Есть ли орфограмма в первом слове ?
- Есть ли орфограмма во втором слове?
-Какая орфограмма?
-В какой части слова ?
- Сформулируйте тему урока.
Это глаголы прошедшего времени.
По наличию суффикса- л.
Нет.
Да.
Безударный гласный.
В суффиксе.
Написание безударных суффиксов глагола прошедшего времени.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме Для чего люди выращивают культурные растения?
Учитель
Ученик
- На лугу и в лесу нас окружают растения, которые мы называем…
-Почему?
- В огороде растут…
- Как вы думаете, какова тема урока?
Дикорастущие.
Растут сами. Их никто не сажает, за ними никто не ухаживает.
Культурные растения. Их посадил человек. Он сам ухаживает за ними.
-Для чего люди выращивают культурные растения?
Урок русского языка в 3 классе по теме Безударные гласные в приставках
Учитель
Ученики
- Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал и др.
- Поставьте ударение.
- Подчеркните безударные гласные.
- В каких частях слова находятся безударные гласные?
- Обозначьте их.
- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?
- А какого правила о безударных гласных ещё не учили?
- Значит, какая сегодня тема урока?
Записывают слова.
Ставят ударение.
Подчеркивают.
- В корне и приставке.
Обозначают.
О безударной гласной в корне.
- Наверное, о безударных гласных в приставках.
Безударные гласные в приставках (тема).
Приложение №4.
Мотивирующие приёмы.
Урок математики в 1 классе по теме Вычитание. Знак минус
Учитель
Ученик
Даны выражения на сложение и одно на
вычитание.
- Почему вы не повесили на елку шар с
выражением( 5-2)?
- Вы, хотите узнать, как называется и что
обозначает эта математическая запись?
Такое выражение мы еще не решали.
Да.
Урок математики во 2 классе по теме Произведения и множители
Учитель
Ученик
Даны выражения: 1)25-5 2)82+10 3)2x9
-Прочитайте выражения разными способами.
- Можем ли мы прочитать 3- е выражение так же как предыдущие?
-А хочется ли вам научиться читать выражения несколькими способами?
Разность чисел 25 и 5
Уменьшаемое 25, вычитаемое 5.
Сумма чисел 82 и 10.
1 –ое слагаемое 82, 2-ое слагаемое 10.
Нет, еще не умеем.
Да.
Приложение № 5.
Подводящий к открытию знания диалог.
Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова
Учитель
Ученики
Использует подводящий диалог.
- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.
Почему птичка так называется?
- Запишите ловит мух
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову муха. Выделите корень.
- Подберите однокоренные слова к слову ловит. Выделите в них корень.
- Есть ли корни -мух- и -лов- в слове мухоловка?
- Так сколько же корней в слове мухоловка?
- Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.
Формулирует вопрос: сколько корней в слове мухоловка?
- Она ловит мух.
- Да, есть.
- Два корня.
- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)
Урок русского языка во 2 классе по теме Проверка написания гласной в суффиксах –ек, ик
Учитель
Ученик
- Я знаю, что вы любите исследовать и наблюдать. У вас на парте лежит карточка с таблицей.
Единст. число
Мн. число
Кузнеч…к
кузнечики
кузнечик
Сыноч..к
сыночки
сыночек
-Исследуйте и понаблюдайте за суффиксами в словах.
-Сделайте вывод., в каком случае надо писать -ек, а в каком _ик.
- Где можно проверить наше предположение?
Дети работают в парах.
В слове кузнечик во мн. ч. буква и в суффиксе остается. В слове сыночек во мн. ч.е убегает.
- В учебнике.
Приложение № 6
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (на основе деятельностного подхода).
Цель урока: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов глагола прошедшего времени.
Задачи урока:
- формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;
- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.
Используемые педагогические технологии:
- технология деятельностного подхода;
- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;
- информационно - коммуникативные технологии
Ресурсы:
-персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
-М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык учебник, 4 класс, Москва Академкнига/учебник, 2009г.
-карточки для работы в парах;
-карточки для исследования.
Ход урока.
I.Организация начала урока.
Цели:
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
-Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь!
- Учитесь, смекайте, активными будьте!
И к знаниям вы откроете путь! (Слайд 1)
-Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
II. Актуализация опорных знаний
Цели:
- организовать актуализацию знаний учащихся об особенностях степной зоны;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Гнал, кр_чать, в тетрад_, чист_л.( Слайд 2)
-Посмотрите на экран и подумайте, какое задание можно предложить, используя эти слова.
(Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово).
-Найдите лишнее слов? Какое же? ( В тетради)
- Почему? Докажите.( В тетради- существительное, а остальные слова глаголы)
-Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. ( В тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)
Слово исчезает.
- Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)
- Почему? Ведь слово кричать - это глагол .( Кричать- это глагол в начальной форме, а начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола.)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик).
Слово исчезает.
-Какие слова остались? (Гнал, чистил.)
- Что общего в этих словах? (Это глаголы прошедшего времени.)
- По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?
( По вопросам и наличию суффикса - л.)
-Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)
- Есть ли орфограмма во втором слове? (Да.)
- Какая орфограмма? ( Безударный гласный.)
- В какой части слова ? ( В суффиксе.)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Запишите в тетрадь.
Ш.Открытие нового знания.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Дети объясняют какую букву они вставили.
- Объясните, как проверить данную орфограмму. (Возникает затруднение.)
-Как вы думаете, какова тема урока?( Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.)(Слайд 3)
- Какую цель поставим ? (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.) (Слайд 4)
- Проблема обозначена. Подскажите, что делать дальше? ( Понаблюдать за глаголами, исследовать.)
- У вас на парте лежит карточка. Значит, вам предстоит работа в парах.
-Наш девиз работы в парах: Работая вместе, помогаем друг другу!
-Выполните задание. Понаблюдайте за данными глаголами. Может быть, вы установите закономерность, от чего зависит написание безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Работа в парах. Обучающиеся выполняют задание, устанавливают закономерность. Делают выводы. (Приложение 1)
-Какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом - л- пишется тот же суффикс, что и перед - ть в начальной форме.)
-А надо ли определять спряжение у глаголов в начальной форме? (Нет. Достаточно ,только поставить глагол в начальную форму.)
Если дети не смогут сделать вывод , то учитель предлагает им:
- подчеркнуть орфограммы безударной гласной, находящиеся перед суффиксом - л- у глаголов прошедшего времени , и суффиксы , находящиеся перед - ть в начальной форме;
- сравнить в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой;
-сделать вывод о написании суффиксов глаголов прошедшего времени.
- Знания добыли . Как же мы будем рассуждать, чтобы применить их?( Составим пошаговый алгоритм.)
Обучающиеся составляют алгоритм. (Слайд 5)
- Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола прошедшего времени?( Надо поставить глагол в начальную форму.)
- Следующий шаг? ( Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.)
- Что надо сделать после этого? ( В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - написать тот же суффикс, который стоит в начальной форме.)(
-Где мы можем проверить свое предположение? ( В учебнике.)
-Откройте учебники и проверьте правильный ли мы сделали вывод.( Обучающиеся читают правило на стр. 96.)
- Давайте вернемся к глаголу чистил. Использую алгоритм, объясните написание орфограммы.( Чистил- орфограмма безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени. Чист_л -чистить- читсил.)
IV. Физминутка
.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
V. Первичное закрепление.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
- Сейчас используя новые знания, проверим себя.
Работа по учебнику (стр. 96, упр. 70)
1 вариант - 1-3 предложения.
2 вариант- 4-6 предложения.
Проверка с комментированием. (Обучающиеся объясняют написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени.)
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Перед вами лежит две карточки, выберите то задание, с которым вы считаете, что справитесь. (Приложение 2)
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.
Взаимопроверка по эталону. (Слайд 6, 7)
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какими способами?
- А теперь мы все знаем о глаголе?
VI. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какими способами?
- А теперь мы все знаем о глаголе?
- Запишите в тетради на каждой строчке буквы любые четыре буквы.
- Подберите глагол прошедшего времени на каждую букву, чтобы охарактеризовать наши действия на урок.( Например: с- слушал, р - рассуждал,
м - м, п - писал.)
- Скажите , пожалуйста, использовали ли вы новые знания?
- В каких словах?
Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что скрывается под словами русский язык
Оценивание.
- Спасибо за урок!
HYPER13PAGE HYPER15
2