Публикации Методическая разработка "Подготовка детей к ВСОШ по Основам Безопасности Жизнедеятельности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Подготовка детей к ВСОШ по Основам Безопасности Жизнедеятельности"
Автор: Хацуков Абубачир Александрович

Методическая программа«Подготовка детей к ВСОШ по Основам Безопасности Жизнедеятельности»Подготовлен: Хацуковым Абубачиром АлександровичемПреподаватель-организатор ОБЖ.Содержание:
  • Пояснение
  • Актуальность разработки программы
  • Концепция программы
  • Цель программы
  • Задачи
  • Этапы реализации.
  • Олимпиада – это…
  • Формы работы с одаренными детьми
  • Основные критерии успешного результата
  • Структура работы с одарёнными детьми
  • Работа с родителями.
  • Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми
  • Мероприятия по реализации программы.
  • Траектория подготовки к олимпиадам по ОБЖ
  • Содержание программы для подготовки к теоретическлму
  • Пояснение:Наличие проблем глобальной безопасности и национальных проблем, изменившихся в сегодняшних условиях, вызывает необходимость корректировки общего образования по ОБЖ, поиска и применения новых педагогических технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.К таким формам можно отнести и Всероссийскую олимпиаду школьников, в номинации которой с 2008 года вошла и олимпиада по ОБЖ.Олимпиада по ОБЖ помогает решать не только просветительские, воспитательные, но и обучающие задачи, формирует у участников навыки самостоятельной познавательной деятельности.Олимпиада по ОБЖ играет важную роль в формировании как технологической культуры школьников, так и культуры их личной безопасности.В предметных олимпиадах и конкурсах участвуют дети, показывающие особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности. Это традиционная форма работы с одаренными детьми. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии его интеллектуально - творческого потенциала. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей надо занимать разными творческими занятиями: олимпиадами, конкурсами, проектами. Каждый человек в чем-то талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одаренность. Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученые, деятели культуры, политические лидеры, руководители производства и др.) обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обычных, «массовых» школах. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в «массовой» школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров. Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творческих способностей и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Однако в современном образовании существует ряд противоречий:- между потенциалом образования в контексте развития детской одаренности и его использованием в практике учебных заведений; - между потребностью организовать работу по подготовке к предметным олимпиадам с одаренными старшеклассниками и отсутствием на практике эффективных методик, средств, методических обоснований этой боты; - между изменившимися условиями развития одаренности ребенка, формирования его личности, образовательной траектории и профессионального выбора и готовностью педагогов работать в этих условиях. Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями. Методические рекомендации «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе» помогут в работе учителям ОБЖ, классным руководителям, заместителям руководителей по воспитательной работе и другим заинтересованным специалистам.Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, а также уметь защищаться от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи культуры безопасной жизнедеятельности. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное.При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач:1. Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.3. Актуализация знаний по предмету «ОБЖ», расширение кругозора.4. Расширение кругозора, формирование личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Задания на все этапы олимпиады составлены на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. При подготовке к олимпиаде необходимо руководствоваться теми требованиями, которые определены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ, а также методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «ОБЖ».Программа разработана на основе комплексной программы «основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией С.Н. Вангородского, В.Н. Латчука, М.И. Кузнецова, Москва «Дрофа», учебник базовый уровень под редакцией С.В. Ким и В.А. Горский, комплексной программы «ОБЖ» А. Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2008 г. и методического пособия Латчука В. Н. «Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности» / науч. ред. Э. М. Никитин. В рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников работа с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности» организована в нескольких направлениях: - Создание материальной базы -Разработка нормативной базы по работе с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности». - Индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми - Сотрудничество с профилирующими организациями На базе МКОУ СОШ №5 имени А.С. Пушкина г.о. Нальчик по работе с одаренными детьми в области «Основ безопасности жизнедеятельности» создана хорошая материальная база для подготовки и проведения практического тура Олимпиады. Начиная с 2014 года по сегодняшний день ученики данной школы становились победителями и призерами муниципального, регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по «Основам безопасности жизнедеятельности».Актуальность разработки программы.Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно - познавательный потенциал.Концепция программы.Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начале общей основной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.Одарённые дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления; - имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.Условно можно выделить следующие категории одарённых детей: - дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями; - дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями; - дети с высокими творческими (художественными) способностями; - дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;- учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому рекомендуется привлекать психологов (если в школах они есть) к работе с участниками олимпиады, но большое значение имеет и юмор наставника, его эмоциональная поддержка. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Ведь на выполнение определенного числа задач отводится строго в определенное время. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во - первых, развитие самого ребенка и, во - вторых, становление его как творческой личности.Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.Цель программы: - выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей в области ВСОШ по «Основ безопасности жизнедеятельности»; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.Задачи: - выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика в области «основ безопасности жизнедеятельности» - проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности. - произвести отбор среди различных систем обучения, тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу; - воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении; - поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники)Этапы реализации.Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 3 года: с 2022 по 2025 годы.Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2022года.Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2022 года, 2023,2024 год) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.Третий этап - констатирующий (второе полугодие 2025 года)Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Для педагога-наставника подготовка к олимпиадам является благодатным полем экспериментальной деятельности. Все творческие находки, методические наработки могут быть внедрены в педагогическую практику и принести весомые результаты.В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом-наставником для подготовки школьников к олимпиадам, следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося. Обобщая свой опыт работы с учениками, которые стали призерами и победителями в олимпиадах всех уровней, можно выделить следующие два подхода: 1. Поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала. 2. Индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, найти ученого-консультанта и т.д., наставник не может и не должен знать все), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам. Формы работы с одаренными детьми.1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.2.Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.3.Индивидуальные занятия с одаренными учащимися лицея педагогов Вузов горда (консультации по необходимости)4.Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам5.Конкурсы, спортивные, военно-спортивные соревнования.6.Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия).Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли внеурочной деятельности;Ожидаемые конечные результаты реализации программы.1.Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.2.Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.3.Развитие потенциала детей.4.Повышение качества подготовки учащихся на всех этапах олимпиады.5.Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.6.Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.Основные критерии успешного результата: 1. Отбор обучающихся. Обычно после самостоятельных работ, тестов, контрольных, после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на ступень выше. 2. Полное прохождение программного материала. 3. Последующее углубление материала. Происходит в любых формах и по любым источникам. Главное - объём знаний, которыми будет владеть обучающийся. 4. Организации самостоятельной работы учащихся. 5. Организации само - и взаимоконтроля. Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась.Структура работы с одарёнными детьми.Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:-выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.-ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности. -переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.Работа с родителями.Родители, семья в системе реализации программы:-учитывать одаренность как сложное явление;-учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;-создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;-оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;-формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:-организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;-привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми:«Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации.«Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:-групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;-соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.-команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.Мероприятия по реализации программы.Найти точку роста.Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.Выявление индивидуальных особенностей.Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.Воспитание лидерских качеств.Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».В своей работе на уроке можно использовать:1.Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.2.Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.3.Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.4.Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.5.Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.6.Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.7.Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.8.Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.9.«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.10.Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.Траектория подготовки к олимпиадам по ОБЖ К настоящему времени сложился стереотип, что в олимпиадах участвуют школьники. А как же педагоги-наставники? Неужели они не участвуют в олимпиадном движении? Почему разрывается логичный тандем «учитель–ученик»?Хотя основной формой подготовки к олимпиадам является самостоятельная работа подростка, то же самое можно сказать и о наставнике: подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя. В чем она заключается? Для начала необходимо четко понять, что такое олимпиада: из каких этапов и туров (теоретический и практический) состоит, какие типы заданий бывают, какие мероприятия кроме непосредственно самих туров входят в программу проведения олимпиады, каково содержание олимпиадных заданий. Четкую систему олимпиадного движения необходимо довести до учеников, показав, к чему они могут стремиться, что их ожидает. Согласно закону «Об образовании» победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз. Всегда есть моменты для стимулирования учеников к участию на олимпиадах.Необходимо разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Любой образовательный процесс обязательно включает в себя воспитательный аспект. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением и низкой степенью социализации. Это надо помнить и стараться максимально корректировать негативные стороны характера своего ученика. Подростка, который хочет добиться положительных результатов, можно привлечь, например, к помощи отстающим в классе. Это только один из возможных путей помощи одаренному подростку – дать почувствовать, что его знания необходимы не только для того, чтобы получать дипломы олимпиад. Педагогический такт подскажет еще много путей. Главное – ни в коем случае нельзя давать одаренному школьнику замыкаться со своими проблемами (а их у него предостаточно). Итак, стратегические цели понятны, необходимо разработать тактические шаги. Что делают на олимпиадах школьники? Решают теоретические задачи, выполняют практические задания. Вот от этого и надо отталкиваться. На начальной стадии работы необходимо способствовать развитию у школьников интереса к ОБЖ – предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, необходимо начинать с ними активную внеурочную работу. Планировать занятия стоит следующим образом: примерно 60% времени отводится на решение и разбор задач теоретических туров, 40% времени – на выполнение задач практического тура.Планируя самостоятельную деятельность школьника, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами:• материалы олимпиад различного уровня;• вузовские учебники;• специализированная литература. Принципы педагогической деятельности в работе со способными детьми: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -принцип возрастания роли внеурочной деятельности; -принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Направления, формы и методы работы с учащимися:а) систему преемственных связей среды и методов развития детей; б) создание условий для индивидуализации обучения детей в среднем и старшем звене; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. -подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года; -курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; -индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества; -использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету); -уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач; -использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в учебном кабинете и т.д. Система подготовки участников олимпиады по ОБЖ:-базовая школьная подготовка по предмету;-подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, тестов, поиск информации в Интернете и т.д.);-целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по ОБЖ, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющих опыт участия в олимпиадном движении.Теоретические занятия проводятся на базе образовательного учреждения как индивидуально, так и группами. Практическая часть на базе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов им.А.С.Пушкина» городского округа Нальчик, ПЧ города Нальчик (пожарная безопасность), Управление по делам ГО и ЧС администрации города.Программа по подготовке учащихся к олимпиаде в области ОБЖ.Методическая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса по подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде.Принципы подготовки обучающихся к олимпиаде. 1.Самостоятельность. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности обучающегося, предполагает контроль со стороны учителя. 2.Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
  • Принцип опережающего уровня сложности.
  • Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку с успешными обучающимися по заданиям, которые будут выше по своей сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность обучающемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
  • Анализ результатов прошедших олимпиад.
  • При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и обучающегося. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде, т.к. способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
  • Напутственное слово учителя.
  • На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. «Главное не победа, главное - участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
  • Принцип «ненасилия над психикой».
  • Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Неприемлем принцип «давления» с целью удержать обучающегося, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата. Олимпиада по ОБЖ, без всяких преувеличений, является одним из самых трудных предметных олимпиад. Очень мало предметов, по которым олимпиада проходила бы в двух турах:а) первый тур – теоретический, определяющий уровень теоретической подготовки участников олимпиады;б) второй тур – практический, определяющий:
  • уровень подготовленности участников олимпиады в выполнении приемов оказания первой доврачебной помощи;
  • уровень подготовленности участников олимпиады по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.
  • В заданиях теоретического тура представлены следующие тематические направления:
  • «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»:
  • безопасность на улицах и дорогах;
  • безопасность в бытовой среде;
  • безопасность в природной среде;
  • безопасность на водоемах;
  • безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках);
  • пожарная безопасности правила поведения при пожаре;
  • безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • «Государственная система обеспечения безопасности населения»:
  • единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны;
  • безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;
  • правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
  • «Основы обороны государства и воинская обязанность»:
  • вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации;
  • военно-историческая подготовка; военно-правовая подготовка;
  • государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Тестовые задания предусматривают:
  • выбор правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;
  • без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник Олимпиады вписывает ответ самостоятельно;
  • на установление соответствия;
  • на установление правильной последовательности;
  • тесты выбора, когда маскируется правильный ответ;
  • При составлении тестов используются задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.)Олимпиадные задания практического тура по выполнению приемов оказания первой доврачебной помощи представлены следующими тематическими линиями:
  • первая доврачебная помощь при отморожениях;
  • первая доврачебная помощь при тепловых и солнечных ударах;
  • первая доврачебная помощь при химических и термических ожогах;
  • первая доврачебная помощь при отравлениях;
  • первая доврачебная помощь при поражениях электрическим током;
  • первая доврачебная помощь при кровотечениях;
  • первая доврачебная помощь при ушибах, вывихах, растяжениях;
  • первая доврачебная помощь при переломах;
  • проведение реанимационных мероприятий.
  • Олимпиадные задания практического тура по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы предусматривают:
  • задания по ориентированию на местности:
  • определение сторон горизонта или азимута на объект;
  • движение по азимуту;
  • движение в заданном направлении;
  • движение по легенде; движение по обозначенному маршруту;
  • задания по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования:
  • укладка рюкзака;
  • добывание огня без спичек;
  • распознавание съедобных и ядовитых растений и грибов;
  • подача сигналов бедствия;
  • задания по преодолению препятствий без специального снаряжения:
  • переправа по горизонтальной веревке;
  • переправа по горизонтальному бревну;
  • переправа по наклонному бревну;
  • переправа по качающимся перекладинам;
  • движение по подвесному бревну;
  • преодоление этапов «Бабочка», «Паутина», «Ромб»;
  • преодоление заболоченного участка по кочкам с помощью жердей;
  • движение по узкому лазу;
  • задание по пожарной безопасности, РХБЗ и комплексной безопасности:
  • решение пожарно-тактической задачи;
  • преодоление зоны радиоактивного заражения;
  • действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ;
  • по применению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • действия по спасению утопающего с помощью спасательного круга или «конца Александрова»;
  • передвижение по местности с соблюдением правил дорожного движения;
  • элементы начальной военной подготовки:
  • неполная разборка и сборка модели автомата (АКМ, АК-74);
  • снаряжение магазина автомата патронами;
  • метание гранаты с места; стрельба из пневматического оружия, определение званий рядового, сержантского и офицерского состава, символики видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
  • Содержание программы для подготовки к теоретическому туру учащихся, возрастная категория которых 10-18 лет.Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государстваРаздел I. Основы комплексной безопасностиТема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни1.1. Пожарная безопасность
  • Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия.
  • Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
  • Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
  • Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
  • Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
  • 1.2. Безопасность на дорогах
  • Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
  • Организация дорожного движения.
  • Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
  • Общие обязанности водителя.
  • Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
  • 1.3. Безопасность в быту
  • Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
  • Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.
  • Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.
  • Соблюдение мер безопасности в быту.
  • 1.4. Безопасность на водоемах
  • Водоемы.
  • Особенности состояния водоемов в различное время года.
  • Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
  • Безопасный отдых у воды.
  • Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
  • 1.5. Опасные ситуации социального характера
  • Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.
  • Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
  • 1.6. Экология и безопасность
  • Загрязнение окружающей природной среды.
  • Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
  • Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
  • 1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
  • Наиболее опасные террористические акты.
  • Правила поведения при возможной опасности взрыва.
  • Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники.
  • Обеспечение безопасности при перестрелке.
  • 1.8. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
  • Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей).
  • Уголовная ответственность за захват заложников;
  • Уголовная ответственность заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
  • Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
  • Ориентирование на местности.
  • Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
  • Подготовка к выходу на природу.
  • Определение необходимого снаряжения для похода.
  • Определение места для бивака и организация бивачных работ.
  • 2.2. Активный отдых на природе и безопасность
  • Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
  • Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
  • 2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
  • Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
  • Акклиматизация человека в различных природных условиях.
  • Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
  • 2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
  • Автономное существование человека в природных условиях.
  • Добровольная и вынужденная автономия.
  • Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
  • 2.5. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде
  • Ориентирование на местности.
  • Способы определения сторон горизонта.
  • Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
  • Подготовка к выходу на природу.
  • Порядок движения по маршруту.
  • Определение места для бивака и организация бивачных работ.
  • Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
  • 2.6. Опасные ситуации в природных условиях
  • Опасные погодные условия.
  • Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.
  • Укусы насекомых и защита от них.
  • Клещевой энцефалит и его профилактика.
  • Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта3.1. Наиболее опасные террористические акты
  • Взрывы в местах массового скопления людей.
  • Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
  • 3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва
  • Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва.
  • Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.
  • 3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении
  • Правила поведения в случае захвата вас в заложники.
  • Правила поведения при нападении с целью похищения.
  • Обеспечение безопасности при захвате самолета.
  • Правила поведения при перестрелке.
  • Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
  • Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
  • Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
  • Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).
  • Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
  • Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
  • Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
  • Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
  • Потенциально опасные объекты.
  • Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
  • Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
  • 4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
  • Военные угрозы национальной безопасности России.
  • Внешние и внутренние угрозы.
  • Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
  • Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, национальной безопасности России.
  • Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
  • Наркотизм и национальная безопасность России.
  • Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера.
  • Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
  • Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуацийТема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
  • Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
  • Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  • Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.).
  • Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
  • 5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
  • Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
  • 5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
  • Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
  • Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
  • Эвакуация населения.
  • Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
  • Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации6.1. Система борьбы с терроризмом. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
  • Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
  • Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
  • Основные принципы противодействия терроризму.
  • Контртеррористическая операция.
  • Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
  • Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).
  • 6.2. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)
  • Правила поведения в случае захвата вас в заложники.
  • Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения.
  • Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.
  • Обеспечение безопасности при перестрелке.
  • О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
  • 6.3. Государственная политика противодействия наркотизму
  • Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения.
  • Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России.
  • Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом.
  • Профилактика наркомании.
  • Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизниРаздел III. Основы здорового образа жизниТема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
  • Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
  • Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества.
  • Социально-демографические процессы в России и безопасность государства.
  • Особенности физического развития человека;
  • Особенности психического развития человека;
  • развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.
  • Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками.
  • Взаимоотношения человека и общества.
  • Ответственность несовершеннолетних.
  • Основные понятия о биологических ритмах человека.
  • Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека.
  • Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
  • 7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
  • Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.
  • Режим дня и его значение для здоровья.
  • Профилактика переутомления.
  • Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.
  • Рациональное питание.
  • Роль питания в сохранении здоровья человека.
  • Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
  • Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
  • Основные понятия вредных привычек.
  • Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих.
  • Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека.
  • Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека.
  • Профилактика вредных привычек.
  • 8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека
  • Инфекции, передаваемые половым путем.
  • Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества.
  • Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения.
  • Профилактика ВИЧ-инфекции.
  • Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
  • Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов9.1. Семья в современном обществе
  • Законодательство и семья.
  • Основы семейного права в РФ.
  • Брак и семья, основные понятия и определения.
  • Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.
  • Личные права и обязанности супругов.
  • Права и обязанности родителей.
  • Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой доврачебной помощиТема 10. Основы медицинских знаний10.1. Основы медицинских знаний
  • Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
  • Основные правила оказания первой доврачебной помощи при различных видах повреждений.
  • Средства оказания первой доврачебной помощи.
  • Медицинская (домашняя) аптечка.
  • Природные лекарственные средства.
  • Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
  • Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни.
  • Профилактика неинфекционных заболеваний.
  • Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
  • Тема 11. Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях11.1. Правила оказания первой доврачебной помощи
  • Первая доврачебной помощь при отравлении.
  • Первая доврачебной помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки.
  • Правила и способы транспортировки пострадавшего
  • Первая доврачебной помощь при кровотечениях.
  • Способы остановки кровотечения.
  • Оказание первой доврачебной помощи при утоплении.
  • Оказание первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
  • 11.2. Первая доврачебная помощь при остановке сердца
  • Реанимация.
  • Правила проведения сердечно-легочной реанимации.
  • Непрямой массаж сердца.
  • Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос».
  • Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
  • 11.3. Первая доврачебная помощь при ранениях.
  • Понятие о ране, разновидности ран.
  • Последовательность оказания первой доврачебной помощи при ранении.
  • Понятие об асептике и антисептике.
  • 11.4. Правила остановки артериального кровотечения.
  • Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения.
  • Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
  • 11.5. Первая доврачебная помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
  • Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения.
  • Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
  • Основные правила в оказании первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
  • 11.6. Первая доврачебная помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
  • Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия.
  • Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, доврачебная помощь.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой доврачебной помощи при массовых поражениях.
  • Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.
  • Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).
  • Модуль III. Обеспечение военной безопасности государстваРаздел V. Основы обороны государстваТема 10. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны10.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.
  • Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
  • Организация управления гражданской обороной.
  • Структура управления и органы управления гражданской обороной.
  • 10.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы
  • Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.
  • Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
  • Бактериологическое (биологическое) оружие.
  • Современные средства поражения, поражающие факторы.
  • Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
  • 10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
  • Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
  • Порядок подачи сигнала «Внимание всем!».
  • Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
  • 10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
  • Защитные сооружения гражданской обороны.
  • Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.
  • Виды защитных сооружений.
  • Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
  • 10.5. Средства индивидуальной защиты
  • Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.
  • Средства защиты кожи.
  • Медицинские средства защиты и профилактики.
  • 10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
  • Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
  • 10.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
  • Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
  • План гражданской обороны образовательного учреждения.
  • Обязанности учащихся.
  • Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв.
  • Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в.
  • Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.
  • Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
  • Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
  • 11.2. Память поколений — дни воинской славы России
  • Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
  • Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
  • 11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
  • Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты.
  • Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
  • Тема 12. Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
  • Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств.
  • Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.
  • 12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
  • Нормативная база привлечения ВС Российской Федерации к борьбе с терроризмом.
  • Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
  • 12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
  • Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации.
  • Тема 13. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск13.1. Сухопутные войска
  • Сухопутные войска, их состав и предназначение.
  • Вооружение и военная техника сухопутных войск.
  • 13.2. Военно-воздушные Силы
  • Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение.
  • Вооружение и военная техника ВВС.
  • 13.3. Военно-морской флот
  • Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение.
  • Вооружение и военная техника.
  • 13.4. Ракетные войска стратегического назначения
  • Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение.
  • Вооружение и военная техника.
  • 13.5. Воздушно-десантные войска
  • Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
  • 13.6. Космические войска
  • Космические войска, их состав и предназначение.
  • 13.7. Другие войска
  • Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.
  • Тема 14. Боевые традиции Вооруженных Сил России14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
  • Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
  • Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
  • Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
  • Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
  • 14.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений
  • Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
  • Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
  • Тема 15. Символы воинской чести15.1. Боевое Знамя воинской части
  • Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
  • Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
  • 15.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
  • История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
  • 15.3. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащихТема 16. Воинская обязанность16.1 понятия о воинской обязанности
  • Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания.
  • Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
  • 16.2. Организация воинского учета
  • Основное предназначение воинского учета.
  • Государственные органы, осуществляющие воинский учет.
  • Категория граждан, не подлежащих воинскому учету.
  • Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.
  • 16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
  • Время первоначальной постановки граждан на воинский учет.
  • Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет.
  • Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
  • 16.4. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
  • 16.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе
  • Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
  • Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
  • 16.6. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
  • Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.
  • 16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
  • Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям.
  • Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям.
  • Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.
  • 16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе
  • Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе
  • 16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.
  • Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.
  • Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан.
  • Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
  • 16.10. Профессиональный психологический отбор
  • Профессиональный психологический отбор и его предназначение.
  • Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
  • 16.11. Увольнение с военной службы.
  • Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
  • Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.
  • Раздел VI. Основы военной службыТема 17. Особенности военной службы17.1. Правовые основы военной службы
  • Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.
  • 17.2. Статус военнослужащего
  • Общие понятия о статусе военнослужащего.
  • Основные права и льготы военнослужащих.
  • Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего.
  • Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.
  • 17.3. Военные аспекты международного права
  • Общие понятия о «Праве войны».
  • Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою.
  • Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита.
  • 17.4. Общевоинские уставы
  • Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
  • 17.5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
  • 17.6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
  • 17.7. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
  • 17.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
  • Тема 18. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации18. l. Основные виды воинской деятельности
  • Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего.
  • Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.
  • 18.2. Основные особенности воинской деятельности.
  • Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей.
  • Общие виды и основные элементы воинской деятельности.
  • 18.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина.
  • Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.
  • Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.
  • 18.4. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу ивоенной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
  • 18.5. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил РФ
  • Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена.
  • Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
  • 18.6. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
  • Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.
  • Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
  • 18.7. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
  • Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
  • 18.8. Основные обязанности военнослужащих
  • Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
  • Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.
  • Тема 19. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации19.1. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части
  • Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.
  • 19.2. Ритуал приведения военнослужащих к Военной присяге
  • Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего.
  • Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть.
  • Текст Военной присяги.
  • 19.3. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники
  • Порядок вручения стрелкового оружия.
  • Порядок закрепления военной техники и вооружения.
  • 19.4. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку
  • Предназначение ритуала и порядок его проведения.
  • Тема 20. Прохождение военной службы по призыву20.1. Призыв на военную службу.
  • Порядок прохождения военной службы по призыву.
  • Размещение и быт военнослужащих.
  • Тема 21. Прохождение военной службы по контракту21.1. Особенности военной службы по контракту
  • Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту.
  • Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
  • 21.2. Альтернативная гражданская службаТема 22. Размещение и быт военнослужащих
  • Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок.
  • Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды.
  • Распределение времени в воинской части, распорядок дня.
  • Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие.
  • Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
  • Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
  • Тема 23. Суточный наряд
  • Общие обязанности лиц суточного наряда.
  • Суточный наряд.
  • Общие положения.
  • Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте.
  • Дежурный по роте.
  • Основные обязанности дежурного по роте.
  • Тема 24. Организация караульной службы
  • Организация караульной службы, общие положения.
  • Часовой, неприкосновенность часового, основные обязанности часового.
  • Тема 25. Строевая подготовка
  • Строевые приемы и движение без оружия.
  • Строевая стойка, повороты на месте и в движении.
  • Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
  • Выход из строя и возвращение в строй.
  • Подход к начальнику и отход от него.
  • Строи отделения. Развернутый строй, походный строй.
  • Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
  • Тема 26. Огневая подготовка
  • Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка.
  • Смазка и хранение.
  • Подготовка автомата к стрельбе.
  • Меры безопасности при стрельбе.
  • Тема 27. Тактическая подготовка
  • Основные виды боя.
  • Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою.
  • Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения.
  • Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки
  • Использование Интернета для подготовки к занятиям с одаренными детьми по ОБЖОБЖ Источники для подготовки ВсОШОфициальные интернет-ресурсы: Модуль «Основы комплексной безопасности»
  • Федерация спортивного ориентирования России – Литература  
  • МЧС России – Безопасность граждан
  • ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) – Библиотека  
  • МВД России – Памятки для граждан
  • Федеральное агентство лесного хозяйства – Медиагалерея – 
  • ГКУ города Москвы «Система 112» –  
  • РЖД – Безопасность на транспорте – 
  • Управление «К» МВД России – 
  • Лига безопасного интернета – Энциклопедия безопасности  
  • Лаборатория Касперский – Об угрозах  
  • Роскомнадзор – Методические материалы по вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных в сети «Интернет» для несовершеннолетних разных возрастных категорий  
  • Роспотребнадзор – Для граждан
  • ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора
  • Модуль «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»
  • МЧС России – Безопасность граждан
  • ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) – Библиотека  
  • ФБУ «Авиалесоохрана» – Информирование населения
  • Гидрометцентр России – Типовой перечень и критерии опасных метеорологических явлений  
  • ГКУ города Москвы «Система 112» – 
  • Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации»
  • Национальный антитеррористический комитет:
  • Рекомендации по правилам личной безопасности
  • Террористические и экстремистские организации и материалы
  • Уровни террористический опасности   
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации – Советы профессионалов – 
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет – Материалы для скачивания
  • Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России – Родителям и детям  
  • Модуль «Основы здорового образа жизни»
  • Официальный ресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации «Портал о здоровом образе жизни» – 
  • Информационный портал Роспотребнадзора «Здоровое питание»  
  • ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора – 
  • Роспотребнадзор – Для граждан
  • Модуль «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи»Всё о первой помощи – Учебно-методический комплекс Модуль «Основы обороны государства»
  • Минобороны России  
  • Список рекомендуемых учебников:
  • Аюбов Э.Н., Прищепов Д.З., Муркова М.В., Невелёва С.В. Основы безопасности жизнедеятельности (8-9 классы). Русское слово – учебник.
  • Аюбов Э.Н., Прищепов Д.З., Муркова M.B., Тараканов А.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности (10-11 классы). Русское слово – учебник.
  • Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (10-11 классы). ВЕНТАНА-ГРАФ, Просвещение.
  • Рудаков Д.П. и другие; под научной редакцией Шойгу Ю.С. Основы безопасности жизнедеятельности (8-9 классы). Просвещение.
  • Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности (5-9 классы). Просвещение.
  • При составлении данной программы использованы:- методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2001; методическое пособие Латчука В.Н. «Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности» / науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2008.- учебники и учебные пособия под редакцией Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Татарина, Б.И. Мишина, В.А. Васнева.Основы безопасности жизнедеятельности. 5,6,7,8,9,10,11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений;Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся.Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Тестовый контроль, 10-11 кл.Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников и др.Армия государства Российского и защита Отечества / под ред. генерал-полковника В.В. Смирнова.- М.; Просвещение, 2004.Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни/ Л.В. Баль.-М.; Просвещение, 2005.Безопасность дорожного движения: 5-9 кл.; учеб.- нагл. пособие (комплект плакатов): в 2 частях/ под ред. А.Т. Смирнова.- М.; Просвещение, 2008.Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей:-9 кл.: (пособ. для учащихся)/ под ред. А.Т. Смирнова.- М.; Просвещение, 2008.Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс, учебник для учащихся 5,6,7,8.9 классов, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.; Просвещение, 2009.Методические рекомендации для учителей 5,6,7,8,9,10,11 классов, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.; Просвещение, 2009.Методика преподавания курса «основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя/ И. К. Топоров. - М.: Просвещение, 2000.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву»// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М.; 1998-2007.