Публикации
Сохранение культурных традиций родного села
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сохранение культурных традиций родного села
Автор: Светлана Васильевна Цыганова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сохранение культурных традиций родного села
Автор: Светлана Васильевна Цыганова
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Светлана В. Ц. Сохранение культурных традиций родного села // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей Презентации // URL: (дата обращения: 14.06.2022)
Скачать QR-код
А
Шумбратада, кельгома ялгат!
Шумбра чи, вечковикс оят!
Добрый день, уважаемые участники круглого стола !
Вашему вниманию представляю своё выступление на тему: Сохранение культурных ценностей и традиций села Мордовские Парки Краснослободского района Республики Мордовия.
В новых исторических условиях развития российской государственности одной из узловых проблем, требующих решения, является необходимость обеспечения единства и целостности России, воспитание духовной личности, ориентированной на сохранение ценностей отечественной культуры, бережного отношения к большой и малой Родине, её культурно-историческому прошлому. Отсюда вытекает необходимость формирования и пропаганды идей духовного единства, дружбы народов, патриотизма. Базовые национальные ценности являются основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям чуждых нам культур, религий.
Всем известно, что даже самый маленький уголок России имеет своё историческое прошлое, свои культурные ценности и традиции. Но дело в том, что в настоящее время многое безвозвратно уходит из культурной жизни. Следует обратить внимание на то, что ценность культурных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими– либо материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если потерять их, то, несомненно, встанет вопрос о существовании самого народа. Поэтому вопрос о сохранении культурных ценностей, традиций предков становится одним из актуальнейших в наши дни. Безусловно, наряду с семьёй, основная роль в решении данного вопроса принадлежит школе, как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей. В связи с этим, моя основная задача состоит не только в обучении детей мокшанскому языку, но и в приобщении их к культурным ценностям родного села через различные виды деятельности.
Важное место в моёй работе занимает краеведение. Под моим руководством в школе открыт краеведческий музей. Музей – это хранитель Памяти о наших предках. Он оформлен в виде небольшой избы. Именно такая была обстановка жилой избы мордовскопаркинцев. На данный момент насчитывается более 120 экспонатов. Среди них предметы домашнего обихода, орудия труда, одежда, обувь.
Каждый экспонат здесь имеет свою историю. Знакомство с историей на примере музейных экспонатов, которые были когда-то предметами быта предыдущих поколений людей, помогает нам ближе узнать историю своей страны, историю малой Родины. Ведь музейные экспонаты – это не просто вещи, а свидетели жизни наших предков. Они помогают нам увидеть, понять, как жили они много лет назад.Простая, на первый взгляд, вещь, может рассказать нам о многом: о людях, событиях, обычаях, традициях. Некоторые из них были настоящими семейными реликвиями.
В современных условиях роль школьного краеведческого музея стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музея разнообразны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный и воспитательный процесс. Он не представляет собой мёртвое собрание коллекций. Его можно назвать волшебной машиной времени. Каждый ученик за короткое время, отведённое на урок или мероприятие, может совершить путешествие в минувший век, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить. Например, красивый женский костюм, сшитый руками местных умельцев, является обязательным наглядным пособием при изучении темы Мокшэрзянь щапне (мордовские костюмы) в 5 классе.
При изучении темы Кядьгонят (посуда) знакомлю с посудой, которой пользовались в далёком прошлом наши предки. На этом уроке дети получают не только новые знания о посуде прошлых лет, но и о блюдах, которые в них готовили.
Традиционно провожу в музее и с использованием музейных экспонатов православные праздники: Рождество Христово, Христово Воскресенье, престольный праздник Кузьма и Дамиан. Данные мероприятия также способствуют укреплению исторических традиций, так как они являются частью национальной культуры, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры малой Родины.
Двери музея открыты для всех. Специально подготовленные экскурсоводы проводят экскурсии для учеников младших классов, для гостей школы, знакомят с историческим прошлым села и материальными ценностями. Показывают мастер – классы: Как пользоваться печным инвентарём, Откуда пришли шерстяные носки, Мы печём свой хлеб, Блины на пшённой каше, Этот чудо самовар. Школьники с удовольствием делятся со всеми желающими секретами народного мастерства родного края.
В процессе такой кропотливой работы с детьми, я поняла, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только образовательные и воспитательные функции, но и развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся, формирует
практические навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности. Следует отметить, что дети с удовольствием занимаются поисковой краеведческой деятельностью в рамках кружка Культура родного края с 3 по 9 классы. Поисковая краеведческая деятельность даёт материалы для исследовательских и проектных работ. Одним из увлекательных исследовательских работ была Мокшень Калма, что в переводе означает мокшанский могильник. Он является археологическим памятником мордвы- мокши XI-XIII вв., где неоднократно проводились раскопки, начиная с 1950 года. Часть найденных артефактов передана в наш музей. С данной работой было интересно познакомиться не только учащимся школы, педагогам, но и ею заинтересовались местные жители. Этой работой нельзя было не заинтересоваться, так как могильник находится в непосредственной близости от нашего села. Многие предполагают, возможно, в погребениях находятся останки их предков, живших в те далёкие от нас времена. При выполнении работы выяснено, чем занимались наши предки, как жили, какими орудиями труда и предметами быта пользовались, в каком состоянии была культура. Также выполнены работы: Диалекты нашего села, Прозвищная культура малой Родины, Мокшанский национальный костюм, Этнокультурные ценности моей семьи и другие.
С огромным энтузиазмом участниками кружка выполнены проекты: Обряд материнского благословения села Мордовские Парки, Обряд сватовства, Обрядовые блюда кенженят (ноготки) и шапама лофца (кислое молоко), Народные умельцы нашего села, Традиции празднования Рождества и многие другие.
С данными исследовательскими и проектными работами учащиеся нашей школы участвовали во всероссийских, межрегиональных, республиканских и муниципальных научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях, где завоёвывали призовые места.
Заканчивая своё выступление, хочу сказать, чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа – необходимо соприкосновение их с народным искусством, с традициями, которые духовно обогащают ребенка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Именно мы должны донести до наших детей культуру своего народа, воспитать их в национальных традициях своего родного края.
Светлана В. Ц. Сохранение культурных традиций родного села // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей Презентации // URL: (дата обращения: 14.06.2022)
Скачать QR-код
А
Шумбратада, кельгома ялгат!
Шумбра чи, вечковикс оят!
Добрый день, уважаемые участники круглого стола !
Вашему вниманию представляю своё выступление на тему: Сохранение культурных ценностей и традиций села Мордовские Парки Краснослободского района Республики Мордовия.
В новых исторических условиях развития российской государственности одной из узловых проблем, требующих решения, является необходимость обеспечения единства и целостности России, воспитание духовной личности, ориентированной на сохранение ценностей отечественной культуры, бережного отношения к большой и малой Родине, её культурно-историческому прошлому. Отсюда вытекает необходимость формирования и пропаганды идей духовного единства, дружбы народов, патриотизма. Базовые национальные ценности являются основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям чуждых нам культур, религий.
Всем известно, что даже самый маленький уголок России имеет своё историческое прошлое, свои культурные ценности и традиции. Но дело в том, что в настоящее время многое безвозвратно уходит из культурной жизни. Следует обратить внимание на то, что ценность культурных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими– либо материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если потерять их, то, несомненно, встанет вопрос о существовании самого народа. Поэтому вопрос о сохранении культурных ценностей, традиций предков становится одним из актуальнейших в наши дни. Безусловно, наряду с семьёй, основная роль в решении данного вопроса принадлежит школе, как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей. В связи с этим, моя основная задача состоит не только в обучении детей мокшанскому языку, но и в приобщении их к культурным ценностям родного села через различные виды деятельности.
Важное место в моёй работе занимает краеведение. Под моим руководством в школе открыт краеведческий музей. Музей – это хранитель Памяти о наших предках. Он оформлен в виде небольшой избы. Именно такая была обстановка жилой избы мордовскопаркинцев. На данный момент насчитывается более 120 экспонатов. Среди них предметы домашнего обихода, орудия труда, одежда, обувь.
Каждый экспонат здесь имеет свою историю. Знакомство с историей на примере музейных экспонатов, которые были когда-то предметами быта предыдущих поколений людей, помогает нам ближе узнать историю своей страны, историю малой Родины. Ведь музейные экспонаты – это не просто вещи, а свидетели жизни наших предков. Они помогают нам увидеть, понять, как жили они много лет назад.Простая, на первый взгляд, вещь, может рассказать нам о многом: о людях, событиях, обычаях, традициях. Некоторые из них были настоящими семейными реликвиями.
В современных условиях роль школьного краеведческого музея стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музея разнообразны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный и воспитательный процесс. Он не представляет собой мёртвое собрание коллекций. Его можно назвать волшебной машиной времени. Каждый ученик за короткое время, отведённое на урок или мероприятие, может совершить путешествие в минувший век, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить. Например, красивый женский костюм, сшитый руками местных умельцев, является обязательным наглядным пособием при изучении темы Мокшэрзянь щапне (мордовские костюмы) в 5 классе.
При изучении темы Кядьгонят (посуда) знакомлю с посудой, которой пользовались в далёком прошлом наши предки. На этом уроке дети получают не только новые знания о посуде прошлых лет, но и о блюдах, которые в них готовили.
Традиционно провожу в музее и с использованием музейных экспонатов православные праздники: Рождество Христово, Христово Воскресенье, престольный праздник Кузьма и Дамиан. Данные мероприятия также способствуют укреплению исторических традиций, так как они являются частью национальной культуры, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры малой Родины.
Двери музея открыты для всех. Специально подготовленные экскурсоводы проводят экскурсии для учеников младших классов, для гостей школы, знакомят с историческим прошлым села и материальными ценностями. Показывают мастер – классы: Как пользоваться печным инвентарём, Откуда пришли шерстяные носки, Мы печём свой хлеб, Блины на пшённой каше, Этот чудо самовар. Школьники с удовольствием делятся со всеми желающими секретами народного мастерства родного края.
В процессе такой кропотливой работы с детьми, я поняла, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только образовательные и воспитательные функции, но и развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся, формирует
практические навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности. Следует отметить, что дети с удовольствием занимаются поисковой краеведческой деятельностью в рамках кружка Культура родного края с 3 по 9 классы. Поисковая краеведческая деятельность даёт материалы для исследовательских и проектных работ. Одним из увлекательных исследовательских работ была Мокшень Калма, что в переводе означает мокшанский могильник. Он является археологическим памятником мордвы- мокши XI-XIII вв., где неоднократно проводились раскопки, начиная с 1950 года. Часть найденных артефактов передана в наш музей. С данной работой было интересно познакомиться не только учащимся школы, педагогам, но и ею заинтересовались местные жители. Этой работой нельзя было не заинтересоваться, так как могильник находится в непосредственной близости от нашего села. Многие предполагают, возможно, в погребениях находятся останки их предков, живших в те далёкие от нас времена. При выполнении работы выяснено, чем занимались наши предки, как жили, какими орудиями труда и предметами быта пользовались, в каком состоянии была культура. Также выполнены работы: Диалекты нашего села, Прозвищная культура малой Родины, Мокшанский национальный костюм, Этнокультурные ценности моей семьи и другие.
С огромным энтузиазмом участниками кружка выполнены проекты: Обряд материнского благословения села Мордовские Парки, Обряд сватовства, Обрядовые блюда кенженят (ноготки) и шапама лофца (кислое молоко), Народные умельцы нашего села, Традиции празднования Рождества и многие другие.
С данными исследовательскими и проектными работами учащиеся нашей школы участвовали во всероссийских, межрегиональных, республиканских и муниципальных научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях, где завоёвывали призовые места.
Заканчивая своё выступление, хочу сказать, чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа – необходимо соприкосновение их с народным искусством, с традициями, которые духовно обогащают ребенка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Именно мы должны донести до наших детей культуру своего народа, воспитать их в национальных традициях своего родного края.