Публикации Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы
Автор: Климченко Светлана Рэмовна

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №9 р.п. ПЕРЕЯСЛАВКА
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО учителей зам. Директора директор школы
начальных классов по УВР ______ __________
от_____. 20____г. Е.В. Ульянова В.С. Кушнир
протокол №___ _____. 20____г. от ____.20___г.______ Р.Н.Ушакова приказ № ____
Рабочая программа
логопедических занятий
для обучающихся 3-7 классы
Составила:
Учитель – логопед: Васкевич О.В.
р.п. Переяславка 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Составление программы руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, Письмом Министерства образования РФ от 20 июня 2002 года № 29/2194-6, приказами органов управления образованием и здравоохранением, Положением о логопеде данного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе:
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 3-7 классы - под ред. В.В.Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
• АООП 1-4, 5-9 классов
• Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год
• Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год
• Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 /2015 учебный год.
Логопедическая работа в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с общим недоразвитием речи.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, Программа логопедических занятий для обучающихся 3 – 7 классов VIII вида имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цель данной программы:
Коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.
На групповые логопедические занятия по расписанию. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут.
Занятия проводятся:
В 3 классе - 3 часа в неделю;
В 4 - 5 классах – 3 часа в неделю;
В 6 - 7 классах – 2 часа в неделю.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с 3 по 4 классы. Задачей этого раздела является:
устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
Программа включает разделы, направленные на:
формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов;
дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство.
проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 5-7 классах. Которая направлена на:
коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как: Ударение, Безударные гласные, Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную деятельность значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
3 класс
(3 часа в неделю - 102 часов в год)
Обследование.
Предложение. Звуки речи.
Слоговая структура слова. Ударение.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
Мягкий знак в слове.
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Дифференциация согласных.
Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
Предложение.
Текст.
Предлоги.
Обследование.
Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1.Определить звуки по беззвучной артикуляции
Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.
Чтение слов, запись слов под диктовку.
Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
Определить место звуков в словах.
Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
Игра в лото.
Диктанты.
Вставка пропущенных букв в тексте.
Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
12.Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Лексические темы с учётом регионального компонента:
Осень - особенности дальневосточной осени.
Овощи и фрукты - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
Мебель - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
Посуда.
Насекомые.
Профессии.
Семья.
Животные леса, Детёныши диких животных - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
Зимующие птицы - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
Зима - особенности зимы родного края.
Весна - особенности весны родного края.
Растения весной - растительный мир дальнего Востока.
Труд на селе - ознакомление с трудом местных жителей.
Домашние животные.
4 класс
(3 часа в неделю - 102 часа в год)
Обследование.
Звуковой анализ. Слоговая структура слова.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
Мягкий знак в слове.
Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
Ударение.
Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
Родственные слова.
Предлоги.
Текст.
Обследование.
Приемы работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса.
Формирование буквенного гнозиса.
Развитие зрительной памяти.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
5.Устранение семантической дислексии.
6.Коррекционная работа на лексическом уровне.
7. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.
Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:
для слогового синтеза: слоговые кубики;
для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую пару звуков;
для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы сравнивать образец буквы с наложенным и зашумленным изображением, отличать правильное изображение на карточке от сходного.
Лексические темы с учётом регионального компонента:
Осень - особенности дальневосточной осени.
Овощи и фрукты - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
Мебель - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
Посуда.
Насекомые.
Профессии.
Семья.
Животные леса, Детёныши диких животных - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
Зимующие птицы - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
Зима - особенности зимы родного края.
Весна - особенности весны родного края.
Растения весной - растительный мир дальнего Востока.
Труд на селе - ознакомление с трудом местных жителей.
Домашние животные.
5 класс
(3 часа в неделю – 102 часа в год)
Обследование.
Предложение.
Предлоги.
Звуковой анализ. Твёрдые и мягкие согласные.
Состав слова. Словосочетание. Предложение. Текст.
Обследование.
Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.
Методическое обеспечение программы для 5 класса:
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
6 класс -7 класс
(2 часа в неделю – 68 часов в год)
6 класс.
Обследование
Гласные первого и второго ряда.
Дифференциация звонких и глухих согласных.
Состав слова.
Имя прилагательное.
Обследование.
Подведение итога - написание диктанта.
На каждом занятии по совершенствованию связной речи:
- выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;
составление сложных предложений из простых;
переконструирование простых предложений в сложные;
конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
3класс.
Обучающиеся должны знать (с учетом индивидуальных особенностей):
Алфавит;
Гласные и согласные;
Знать названия предметов, действий, признаков;
Правописание предлогов;
Правила написания предложений;
Наизусть 4-5 стихотворений.
Обучающиеся должны уметь (с учетом индивидуальных особенностей):
Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:
текст и набор предложений;
текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста;
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
предложения по данным словам в начальной форме, по вопросам;
распространять предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
находить предложения в сплошном тексте.
Анализировать слова по звуковому и слоговому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные.
списывать предложения, небольшие тексты; писать под диктовку слова, предложения, тексты (20-25 слов).
понимать содержание прочитанного.
4класс.
Обучающиеся должны научиться:
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
владеть навыком плавного осознанного чтения;
уметь писать под диктовку слова с безударными гласными, парными согласными; предложения, тексты (25-35 слов), знать и применять на практике изученные правила орфографии;
владеть навыками диалогической речи.
5класс.
Обучающиеся должны уметь:
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
Анализировать текст:
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
выделять родственные слова из текста;
писать под диктовку (35 – 45 слов).
6 - 7 классы.Обучающиеся должны уметь:
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
Анализировать текст:
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части;
устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
определять последовательность и связность предложений в тексте;
устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
составлять план связного высказывания.
Самостоятельно строить связные высказывания:
устанавливать последовательность развёртывания высказывания (план);
отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Вести диалоги по учебной теме:
самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
согласовывать слова в словосочетании и предложении;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
составлять план связного высказывания;
конструировать повествовательное сообщение;
различать части речи; образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласнымио, е.

Список используемой литературы в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: Просвещение, 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: Просвещение,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: Просвещение, 1969.
5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство, 1999.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо, 2003.
10. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
11. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Учебные пособия для работы с детьми:
И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.