Публикации
"Милосердие и сострадание"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Милосердие и сострадание"
Автор: Светлана Ивановна Тищенко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Милосердие и сострадание"
Автор: Светлана Ивановна Тищенко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная программа № 6
РАЗРАБОТКА УРОКА № 12
ПО КУРСУ
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль Основы православной культуры)
Тема урока: Милосердие и сострадание
Составила: Светлана Ивановна Тищенко,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Радужный
2020
Аннотация.
Урок Милосердие и сострадание проводится в 4 классе по предмету Основы православной культуры 12 уроком по счёту (учебник издательства Просвещение). Этот урок проходит после изучения темы: Заповеди - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству.
Время урока: 1 академический час
Тема Милосердие и сострадание.
Цель данного занятия: раскрыть понятия милосердие и сострадание, обеспечить осознание детьми данных духовных ценностей.
воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь.
Задачи:
Познакомить с понятиями милосердие и сострадание.
Развивать желание совершать добрые поступки.
Воспитывать чувство любви к окружающим людям.
Форма и виды учебной деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник, словарь.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот и начался урок
Он пойдёт сегодня впрок.
Нам надо многое узнать.
И ничего не упускать.
II. Проверка домашнего задания.
- Что рассказывает библия о появлении заповедей?
-Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
-Зачем нужно преодолевать зависть?
- Что помогает в борьбе с ней?
-Какие заповеди вы ещё не называли?
А сейчас послушайте рассказ К. Д. Ушинского Дедушка и внучек
Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колени тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом , то едва мог держать в руке ложку, проносил мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой глиняной миске.
У старика часто слёзы накатывались на глаза , и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держали его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упрёками несчастному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно.
Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребёнок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки.
Что ты делаешь?- спросили они.
Коробочку, ответил он,- чтобы кормить из неё папашу с мамашей, когда они состарятся
Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда больше не обращаться с ним грубо.
Вопросы после чтения:
-Какую из заповедей можно применить к этому рассказу?
-Почему?
III. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.
-Какие качества вы бы применили по отношению к старым, пожилым людям? Выберите карточки с нужными качествами:
- Какие слова вызвали у вас затруднение? (милосердие и сострадание)
- А слышали ли вы когда-нибудь слова МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ?
- Как вы понимаете смысл этих слов? (высказывания детей)
- Эти слова станут темой нашего урока Милосердие и сострадание.
- И сегодня мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия и сострадания, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям и кого можно назвать ближним
IV. Основное содержание урока
- А поможет нам в этом хорошо вам знакомая сказка. Послушайте.
Учитель: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Узнали, из какой сказки эти строчки?
А кто главная героиня сказки?
- Многие из вас читали эту сказку или смотрели мультфильм. И, наверное, каждый из вас фантазировал, какие бы желания вы загадали, если бы у вас оказался этот волшебный цветок?
Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?
Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?
А что ей принесло радость по-настоящему? Давайте вместе вспомним, посмотрев сценку из мультфильма.
Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: Витя. А тебя как?
Девочка: Женя, давай играть в салки?
Мальчик: Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Девочка: Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
Мальчик:Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь.
Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Девочка: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели!
ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
(Для сценки скакалку, костыль и цветик с 1 голубым лепестком.)
(Ответы детей. Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике - семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.)
Почему мальчик стал грустным после того как Женя предложила ему поиграть в догонялки?
(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
А почему такой грустно стала девочка, когда увидела, что Витя нездоров?
(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)
Посмотрите на выражение лица нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?
(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою чувств).
V. Работа со словарями.
1) Исследовательское задание: разбор слова по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово.
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
Слово сострадание близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие – милое сердце.
2)Работа с толковым словарем
- Давайте посмотрим, какое определение дают нам авторы толковых словарей. В толковом словаре В. И.Даля дано следующее толкование: Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле. Готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердность
Выберите одно из положений, которое вам ближе всего.
-А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается (Запись в Книгу мудрых мыслей)
СОСТРАДАНИЕ – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем (Запись в Книгу мудрых мыслей)
VI. Физминутка.
Продолжение работы над темой урока
Диалог с учащимися
- Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?
- Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).
- Иисус Христос говорил: Всякому просящему у тебя – давай.
- Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Что такое МИЛОСТЫНЯ?
МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.
Запись в Книгу мудрых мыслей
- Ребята, а есть ли поступки милосердия в наши дни?
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств попали в беду?
Работа с текстом Притча о добром самарянине с. 42- 43
(Самаряне – это этническая группа близкая к иудеям, верующая в своих богов, за что и презиралась иудеями. Впоследствии многие самаряне стали последователями веры Иисуса Христа.)
Просмотр видеоролика
- Что можно сказать о самаряне? (он добрый, помог ближнему)
- Чему учит притча? (Нужно помогать ближнему).
- Найдите в тексте ответ на вопрос: Кто такой ближний?
(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)
(Запись в Книгу мудрых мыслей)
Вывод: Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Нельзя поступать по принципу: Как ты ко мне, так и я к тебе!
Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)
VII. Закрепление полученных знаний
- Ребята, можно ли научиться быть милосердным?
- А что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- А сейчас представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Работают в группах. Зачитывают законы по группам.
( Вывешиваем на доске. Например: 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен накормить бедного или подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать кормушку для птиц. 3. Не проходить мимо бездомных животных. Приносить их в больницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь или накормить и т.д.)
Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашему уроку.
- О чем мы сегодня говорили? С какими новыми понятиями вы познакомились?
Предлагаю составить синквейн (по группам) со словами: сострадание, милосердие.
Возможные синквейны учащихся:
Сострадание.
Милосердие.
Любящий, отзывчивый.
Сочувствовать, переживать, помогать
Мы должны проявлять сострадание
Переживание.
Добрый, переживающий.
Проявлять, поддерживать, любить.
Помогать нуждающимся в помощи.
Забота.
Вывод:
Святитель Игнатий Брянчянинов говорил:
Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
- Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.
-А завершить урок я бы хотела отрывком древней баллады Вейнсбергские жёны:
Среди грохота и воя, средь бушующих огней,
Милосердие простое груды золота ценней…
Самооценка учащихся.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
Меня удивило…
Я узнал, что…
Мне пришлось по душе…
Мне запомнилось…
Я считаю, что…
Я хотел бы узнать…
IX. Задание на дом (на выбор):
1). Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать.
2). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении вами милосердия.
зависть
милосердие
забота
жадность
правдивость
честность
сострадание
доброта
хитрость
ответственность
жестокость
уважение
Средняя общеобразовательная программа № 6
РАЗРАБОТКА УРОКА № 12
ПО КУРСУ
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль Основы православной культуры)
Тема урока: Милосердие и сострадание
Составила: Светлана Ивановна Тищенко,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Радужный
2020
Аннотация.
Урок Милосердие и сострадание проводится в 4 классе по предмету Основы православной культуры 12 уроком по счёту (учебник издательства Просвещение). Этот урок проходит после изучения темы: Заповеди - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству.
Время урока: 1 академический час
Тема Милосердие и сострадание.
Цель данного занятия: раскрыть понятия милосердие и сострадание, обеспечить осознание детьми данных духовных ценностей.
воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь.
Задачи:
Познакомить с понятиями милосердие и сострадание.
Развивать желание совершать добрые поступки.
Воспитывать чувство любви к окружающим людям.
Форма и виды учебной деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник, словарь.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот и начался урок
Он пойдёт сегодня впрок.
Нам надо многое узнать.
И ничего не упускать.
II. Проверка домашнего задания.
- Что рассказывает библия о появлении заповедей?
-Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
-Зачем нужно преодолевать зависть?
- Что помогает в борьбе с ней?
-Какие заповеди вы ещё не называли?
А сейчас послушайте рассказ К. Д. Ушинского Дедушка и внучек
Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колени тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом , то едва мог держать в руке ложку, проносил мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой глиняной миске.
У старика часто слёзы накатывались на глаза , и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держали его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упрёками несчастному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно.
Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребёнок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки.
Что ты делаешь?- спросили они.
Коробочку, ответил он,- чтобы кормить из неё папашу с мамашей, когда они состарятся
Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда больше не обращаться с ним грубо.
Вопросы после чтения:
-Какую из заповедей можно применить к этому рассказу?
-Почему?
III. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.
-Какие качества вы бы применили по отношению к старым, пожилым людям? Выберите карточки с нужными качествами:
- Какие слова вызвали у вас затруднение? (милосердие и сострадание)
- А слышали ли вы когда-нибудь слова МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ?
- Как вы понимаете смысл этих слов? (высказывания детей)
- Эти слова станут темой нашего урока Милосердие и сострадание.
- И сегодня мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия и сострадания, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям и кого можно назвать ближним
IV. Основное содержание урока
- А поможет нам в этом хорошо вам знакомая сказка. Послушайте.
Учитель: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Узнали, из какой сказки эти строчки?
А кто главная героиня сказки?
- Многие из вас читали эту сказку или смотрели мультфильм. И, наверное, каждый из вас фантазировал, какие бы желания вы загадали, если бы у вас оказался этот волшебный цветок?
Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?
Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?
А что ей принесло радость по-настоящему? Давайте вместе вспомним, посмотрев сценку из мультфильма.
Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: Витя. А тебя как?
Девочка: Женя, давай играть в салки?
Мальчик: Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Девочка: Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
Мальчик:Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь.
Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Девочка: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели!
ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
(Для сценки скакалку, костыль и цветик с 1 голубым лепестком.)
(Ответы детей. Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике - семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.)
Почему мальчик стал грустным после того как Женя предложила ему поиграть в догонялки?
(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
А почему такой грустно стала девочка, когда увидела, что Витя нездоров?
(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)
Посмотрите на выражение лица нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?
(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою чувств).
V. Работа со словарями.
1) Исследовательское задание: разбор слова по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово.
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
Слово сострадание близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие – милое сердце.
2)Работа с толковым словарем
- Давайте посмотрим, какое определение дают нам авторы толковых словарей. В толковом словаре В. И.Даля дано следующее толкование: Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле. Готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердность
Выберите одно из положений, которое вам ближе всего.
-А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается (Запись в Книгу мудрых мыслей)
СОСТРАДАНИЕ – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем (Запись в Книгу мудрых мыслей)
VI. Физминутка.
Продолжение работы над темой урока
Диалог с учащимися
- Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?
- Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).
- Иисус Христос говорил: Всякому просящему у тебя – давай.
- Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Что такое МИЛОСТЫНЯ?
МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.
Запись в Книгу мудрых мыслей
- Ребята, а есть ли поступки милосердия в наши дни?
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств попали в беду?
Работа с текстом Притча о добром самарянине с. 42- 43
(Самаряне – это этническая группа близкая к иудеям, верующая в своих богов, за что и презиралась иудеями. Впоследствии многие самаряне стали последователями веры Иисуса Христа.)
Просмотр видеоролика
- Что можно сказать о самаряне? (он добрый, помог ближнему)
- Чему учит притча? (Нужно помогать ближнему).
- Найдите в тексте ответ на вопрос: Кто такой ближний?
(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)
(Запись в Книгу мудрых мыслей)
Вывод: Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Нельзя поступать по принципу: Как ты ко мне, так и я к тебе!
Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)
VII. Закрепление полученных знаний
- Ребята, можно ли научиться быть милосердным?
- А что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- А сейчас представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Работают в группах. Зачитывают законы по группам.
( Вывешиваем на доске. Например: 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен накормить бедного или подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать кормушку для птиц. 3. Не проходить мимо бездомных животных. Приносить их в больницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь или накормить и т.д.)
Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашему уроку.
- О чем мы сегодня говорили? С какими новыми понятиями вы познакомились?
Предлагаю составить синквейн (по группам) со словами: сострадание, милосердие.
Возможные синквейны учащихся:
Сострадание.
Милосердие.
Любящий, отзывчивый.
Сочувствовать, переживать, помогать
Мы должны проявлять сострадание
Переживание.
Добрый, переживающий.
Проявлять, поддерживать, любить.
Помогать нуждающимся в помощи.
Забота.
Вывод:
Святитель Игнатий Брянчянинов говорил:
Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
- Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.
-А завершить урок я бы хотела отрывком древней баллады Вейнсбергские жёны:
Среди грохота и воя, средь бушующих огней,
Милосердие простое груды золота ценней…
Самооценка учащихся.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
Меня удивило…
Я узнал, что…
Мне пришлось по душе…
Мне запомнилось…
Я считаю, что…
Я хотел бы узнать…
IX. Задание на дом (на выбор):
1). Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать.
2). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении вами милосердия.
зависть
милосердие
забота
жадность
правдивость
честность
сострадание
доброта
хитрость
ответственность
жестокость
уважение