Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии "Снегири" (базовый и продвинутый уровни)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии "Снегири" (базовый и продвинутый уровни)
Автор: Ковалева Эльнара Джаваншировна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАОбразцового коллектива Театра танца «Снегири» (базовый и продвинутый уровни)возраст учащихся: от 7 до 18 летсрок реализации программы: 7 летСоставители:начальник отдела Ковалева Э.Д.,педагог дополнительного образованияСунцова Т.Ф.Новосибирск – 2022РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа образцового коллектива Театра танца «Снегири» (далее ДОП «Снегири») относится к художественному направлению и реализуется в МБУДО «ЦВР «Пашинский» с 2007 года. Данная программа является модифицированной и рассчитана на 7 лет обучения детей от 7 до 18 лет в области народно-сценического танца. Данное направление направлено на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно – эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Нормативно-правовые документыДанная программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);
  • Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.;
  • Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Примерная программа воспитания (утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http: //form.instrao.ru).
  • Актуальность программы: обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно – сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. Цель деятельности по программе: развитие танцевально – исполнительских и художественных способностей учащихся, необходимых для исполнения различных видов народно – сценических танцев, танцевальных композиций народов мира. Задачи деятельности по программе:Предметные:
  • обучить основам народного танца;
  • способствовать овладению навыками выразительного исполнения и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
  • познакомить с терминами и понятиями народно-сценического танца.
  • Метапредметные:
  • развить танцевальную координацию;
  • научить держаться на сцене, владеть основными сценическими навыками;
  • обучить основам самоконтроля, самооценки.
  • Личностные:
  • внести вклад в развитие показателей физической подготовленности с помощью упражнений, способствующих правильному формированию тела и осанки;
  • содействовать развитию музыкального и ритмического слуха;
  • сформировать мотивацию к занятиям хореографией;
  • содействовать воспитанию потребности в саморазвитии, самореализации.
  • Отличительной особенностью данной программы является то, что учебный план составлен с учетом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств и колледжах культуры и искусств. А УП тесно связан с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Танец», «Классический танец», «Современный танец». Приобретенные музыкально – ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Новизна и оригинальность авторских идей заключается в использовании новых форм и путей совершенствования через учебный материал на национальной основе (образы и особенности русского танца), через разнообразные методы достижения цели. ДОП «Снегири» разработана на основе многолетнего практического опыта с разновозрастной категорией учащихся, с учётом их интересов, познавательной активности и творческих возможностей. При разработке программы использован опыт работы педагогов – хореографов: Вагановой А.Я., Шершнева В.Г. Образовательная программа театра танца «Снегири» реализует идею, связанную с развитием и изучением народной культуры в целях сохранения наследия искусства танца. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобщаются к общей эстетической и танцевальной народной культуре.Индивидуальные и возрастные особенности учащихсяМладший школьный возраст (7-10 лет)Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость, эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности психического развития детей 7-10 лет. Необходимо больше использовать игровых приемов; учитывать, что результат работы на первых занятиях влияет на дальнейший эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Более продуктивна работа в парах; желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и не склонным к лидерству детям, т. к. им необходимо повышать самооценку.       Дети этого возраста уже школьники, они могут сравнительно долго удерживать внимание, но, тем не менее, они нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение статического положения для них утомительно, поэтому чередуются движения у станка с движениями по кругу и на середине зала.       Запас двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо организованы и координированы для сложных упражнений. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке упражнений.   Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети жизнерадостны и доверчивы.Эту возрастную группу можно разделить на две подгруппы: 7-8 лет и 9-10 лет. Если с 7-8 летними детьми можно и нужно использовать образы и игровые моменты для поддержания интереса, то с 9-10 летними детьми необходимость в этом отпадает. Но не забывать про красочное описание движения, яркие сравнения, точный и эмоциональный показ. Нет необходимости загружать ребенка мелкими движениями и частой их сменой.       С этого возраста дети начинают видеть свои и чужие недостатки, начинают сравнивать себя с другими. Активные, склонные к лидерству, все больше проявляют себя, а дети более замкнутые, скромные отодвигаются на второй план. Важно не допустить этого и найти индивидуальный подход к ребенку. «Тихих» детей надо чаще хвалить, ставить в пример, помогать им повышать самооценку, становиться увереннее в себе.       Для музыкального сопровождения используется классическая и народная музыка с четким ритмом, детские песни.Младший и средний подростковый возраст (10-14 лет)Этот возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка и физиологической перестройкой всего организма. У подростка возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена настроения, быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно быть осторожным и деликатным в своих высказываниях, не подчеркивать значение результата и не сомневаться в возможностях ребенка. Еще большее значение приобретает индивидуальный подход. Для ребенка это самый трудный, переломный возраст во всех отношениях. Болезненно воспринимают критику. Они пытаются проявлять самостоятельность от родителей, педагога, начинают осознавать себя как личность, поэтому подростков все больше привлекают личностные качества педагога. Теперь они не будут безоговорочно слушаться, и слепо доверяться педагогу. Надо завоевать их уважение, подростки начинают ценить волевые качества, ум, характер, профессионализм педагога. Этот возраст отличается активностью, восприимчивостью, им свойственно стремление к действию, выполнению задания. Если у них опыт занятий танцами, то им легче дается разучивание движений, а если ребенок только начинает заниматься, то настойчивость, работоспособность помогают ему быстро нагнать сверстников. Дети занимаются с увлечением и настойчивостью, занятия проводятся более углубленно, с этого возраста я начинаю требовать от детей точности исполнения. В подростковом возрасте утрачена детская непосредственность, больше внимания уделяю технике исполнения.       Расширяется объём работы над тренировочными движениями, которые изучаются у станка, на середине, движения рук разнообразнее, всё больше комбинированных движений, с координацией ног, рук, головы, корпуса.             К 14 годам дети способны освоить все основные танцевальные движения у станка и на середине зала.       Для подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Важно учитывать это при формировании репертуара. Лет в 12-14 появляется интерес к противоположному полу, поэтому мальчики и девочки проявляют желания к совместным танцам, не обязательно парным, так как девочки перегоняют в росте мальчиков. Танцы могут быть массовые, техничные, с сольными партиями (у мальчиков-присядки, хлопушки, у девочек-дроби, крутки), пляски, переплясы. Нужны танцы, которые помогут приобрести черты мужественности и силы у мальчиков, нежность и лиризм у девочек. В репертуаре необходимы совместные танцы, которые воспитывают бережное, уважительное отношение к партнеру.       Это трудный возраст для подбора репертуара. Дети сами себя считают уже взрослыми. Действительно, они выросли из детского репертуара, но и взрослый им еще не подходит. У мальчиков и девочек отдельно могут быть индивидуальные композиции.Старший подростковый возраст (14-17) летЭто период завершения физического созревания, когда организм достигает биологической зрелости, поэтому стремление выделиться, обратить на себя внимание, интерес к противоположному полу становится особенно значительными. Отсюда озабоченность своей внешностью, стремление к броским нарядам. Человек, уверенный в себе в таком подтверждении не нуждается.       Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. Этот возраст ценит в себе и других убеждения, кругозор, умственные способности, волю, стремятся к росту, развитию, творчеству, критическому мышлению. Подростки уделяют повышенный интерес к человеческой личности и межличностному общению, которое становится особенно значительным и избирательным.        Физически подростки готовы к большой нагрузке. Они сами уже осознают уровень своей танцевальной подготовки и начинают стремиться к лучшему, тем более, если есть на кого равняться. Они начинают «слышать» свое тело, ощущать работу определенных мышц. Иногда я им предоставляю возможность сделать разминку самим. А когда бывает возможность, то и в младшей группе провести разминку и станок. Некоторые дети осознанно выполняют задание, стремятся к профессионализму, критично подходят к себе и педагогу, которому не прощают слабости.  Дети в этом возрасте сами могут контролировать нагрузку (под наблюдением педагога), они ощущают грань, за которой может быть опасно для здоровья. Продолжаются занятия партерной гимнастикой, где преподается много силовых упражнений на укрепление мышц спины, рук, ног, пресса, гибкость, выворотность, растяжку.Объём и срок освоения программыПериод реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Снегири» (базовый и продвинутый уровень) 7 лет. Объем программы:
  • Для 1-ого года обучения 144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
  • со 2-ого по 4-ый – 216 часов в год, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа;
  • c 5-ого по 7-ой – 288 часов в год, занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 часа
  • (при 9 учебных месяцах в учебном году), продолжительность одного учебного часа (занятия) составляет 45 минут.Особенности организации образовательного процессаПринципы обученияПринцип последовательности и доступности (реализуя этот принцип, ведется обучение детей с азов: игровые упражнения, простейшие шаги и движения под музыку. В процессе обучения появляются ритмичные упражнения, связки, комбинации (от более простых до более сложных), развивающие слух и чувство ритма).Принцип опоры на интерес – один из самых важных, необходимо поддерживать и повышать интерес обучающихся к танцевальному искусству.Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка – необходимо давать каждому ребенку раскрыться в танце (учитывая физические данные каждого); раскрыться как личности.Методы обучения:
  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
  • Данные методы работы в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. Классификация учебных занятий по хореографии в рамках программыОбучающее занятие. Основная задача – освоить отдельные элементы и соединения. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Обучающее занятие является основным. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «основному» движению. В многолетней подготовке данный вид занятия находит наибольшее применение на этапах стартового, базового и продвинутого уровня подготовки при освоении новых композиций.Тренировочное занятие. Главная задача этого вида занятия – подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня мастерства. Такое занятие можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более узконаправленным, насыщается конкретными элементами.Разминочное занятие. В период непосредственной подготовки к конкурсам и выступлениями рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого – разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Показательное занятие. В таком занятии нет необходимости выдерживать «физиологическую кривую». Главное здесь – это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством юных танцоров.Структура занятияЗанятие состоит из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Назначение вводной части занятия – подготовка организма к предстоящей физической нагрузке: организация группы, умеренное разогревание организма, сосредоточение внимания и регулировка эмоционального состояния, занимающихся детей. Содержание - строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, простые прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, упражнения на связь движений с музыкой. Экзерсис у станка.Основная часть занятия упражнения общей и специальной физической подготовки, упражнения для формирования правильной осанки, различные виды ходьбы и бега, прыжки. Упражнения для всех групп мышц и суставов – на силу, гибкость, растягивание. Упражнения в портере. Элементы на гибкость и силу. Работа на середине зала, разучивание комбинаций. Постановочная работа.Заключительная часть занятия снижение нагрузки, упражнения на расслабление, растяжка, подведение итогов.Ожидаемые результатыПредметные:
  • выпускник будет обучен основам народного танца;
  • овладеет навыками выразительного исполнения и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
  • познакомится с терминами и понятиями народно-сценического танца.
  • Метапредметные:
  • будет развита танцевальную координацию;
  • научится держаться на сцене, владеть основными сценическими навыками;
  • будет обучен основам самоконтроля, самооценки.
  • Личностные:
  • будет внесен вклад в развитие показателей физической подготовленности с помощью упражнений, способствующих правильному формированию тела и осанки;
  • будет оказано содействие развитию музыкального и ритмического слуха;
  • будет внесен вклад в формирование мотивации к занятиям хореографией;
  • будет оказано содействие в воспитании потребности в саморазвитии, самореализации.
  • Способы проверки результатов освоения программы стартового уровня Для оценки и анализа качества усвоения программы используется педагогическое наблюдение, которое является основным методом определения результативности у обучающихся на данном этапе освоения программы. Результаты каждого ребёнка оцениваются в процессе выполнения определённых упражнений, элементов в ходе занятий, а также в процессе публичных выступлений.Диагностическая карта заполняется 3 раза в год – входящая диагностика (начало года), промежуточная (конец первого полугодия), итоговая (конец учебного года). Каждый ребёнок оценивается по каждому из указанных параметров по системе: высокий уровень (В)- средний (С) – низкий (Н). В разделе «Методическое обеспечение» приведены критерии и параметры диагностики.В графы ЗУН вносятся основные параметры. Далее на основе диагностической карты составляется наглядный материал диагностики своего объединения - графики, диаграммы и т. п.Указанные в диагностической карте параметры являются общими для каждого года обучения программы стартового уровня. Уровень развития ребёнка по каждому параметру на каждом году обучения определяется исходя из программного материала конкретного года обучения, с учетом ежегодного усложнения навыков.РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Условия реализации программыНабор детей в Образцовый коллектив Театр танца «Снегири» на программу базового уровня осуществляется с 7 лет по заявлению родителей с приложением медицинской справки о состоянии здоровья, также проводится диагностика физических возможностей и способностей детей, с целью грамотного комплектования групп. Набор и перевод детей на продвинутый уровень связан с результатом освоения программы базового уровня, который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как: знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; знание балетной терминологии; знание элементов и основных комбинаций народно – сценического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение исполнять на сцене различные виды народно – сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара; умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках; умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно – сценических танцев; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца; умение понимать и исполнять указания преподавателя; умение запоминать и воспроизводить «текст» народно – сценических танцев; навыки музыкально – пластического интонирования. Занятия проводятся в специально оборудованном зеркалами и станками помещении, с хорошим освещением и вентиляционной системой при температуре воздуха 18-19 градусов.Занятия проводятся под фонограммы и совместно с аккомпаниатором.Материально - техническая база:
  • просторный зал с наличием зеркал и станков;
  • специальное половое покрытие;
  • музыкальный инструмент;
  • ноутбук или компьютер;
  • костюмы;
  • специальная форма и обувь для занятий.
  • Кадровое обеспечение:
  • педагог, имеющий специальное хореографическое образование;
  • аккомпаниатор;
  • костюмер.
  • Учебно-методическое обеспечение:
  • сборники аудио–записей, авторская подборка педагога в MP-3 формате;
  • сборники видео, специальная литература.
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙРАЗДЕЛ 3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯЦель и задачи воспитанияЦель воспитания рамках данной программы – личностное развитие обучающихся 7 – 18 лет. Данная цель ориентирует педагогов МБУДО «ЦВР «Пашинский» не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Важное значение отводится сочетанию усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются приоритетом в воспитательной деятельности и важным фактором успеха в достижении целей воспитания.Задачи воспитания:Воспитывать уважение, ценностное отношение:
  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
  • Направления, формы, виды воспитания:Воспитательная работа с обучающимися по данной дополнительной общеобразовательной программе организуется в рамках учебного процесса, в ходе учебных занятий в форме бесед, во время диалогов, выполнения проблемных заданий, обсуждения ситуаций, возникающих во время общения детей друг с другом, с педагогом. Также воспитательная работа организуется в рамках воспитательных тематических мероприятий согласно «Плану воспитательной работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» на учебный год». Ожидаемые результаты воспитания:Будет внесён вклад в воспитание стремления подростка утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. Созданы такие педагогические условия, в ходе которых особую значимость для подростков приобретёт становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Календарный план воспитательной работы:РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕВ работе с учащимися педагог следует принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения построен от простого к сложному и учитывает индивидуальные особенности обучающихся: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень подготовки каждого ребенка. При работе над программным материалом педагог опирается на следующие основные принципы:
  • целенаправленность учебного процесса;
  • систематичность и регулярность занятий;
  • постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
  • строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
  • С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса. Занятие по народно – сценическому танцу состоит из трех частей: - экзерсис у станка
  • экзерсис на середине класса
  • работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
  • Преподавание народно – сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений. Образцы диагностических материаловДиагностическая карта ________________ уч. годКритерии оценки предметных компетенций для обучающихся 7-12 лет:Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).Цель: выявление уровня развития чувства ритма. Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий. Средний дошкольный возраст. Критерии уровня развития чувства ритма: 1. Движение. 1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями: высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого; низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки. 2) соответствие движений ритму музыки: высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения; средний – выполняет движения с ошибками; низкий – движения выполняются неритмично. 3) соответствие движений темпу музыки: высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения; средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей; низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием. 4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами): высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение метра и ритма. 1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках: высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения; средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием. низкий – беспорядочные хлопки. 2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок. Старший дошкольный возраст. Критерии уровня развития чувства ритма: 1. Движение. 1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма): высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. 2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. 3) соответствие ритма движений ритму музыки: высокий – чёткое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично. 4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение ритма. 1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 3) воспроизведение ритма песни шагами: высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием. 4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.3. Творчество. 1) сочинение ритмических рисунков: высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием. 2) танцевальное: высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенкаКоординация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.3 балла - правильное одновременное выполнение движений.2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.1 балл - неверное выполнение движений.Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Обучающимся предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл).4-7см – средний уровень (2 балла)8-11см – высокий уровень (3 балла).Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.2 балл – средняя подвижность позвоночника.1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога). Упражнение «Кто из лесу вышел?» После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки (отражение в движении характера музыки). Упражнение «Заведи мотор».Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой). Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3). Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».Развитие чувства ритма.Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.Упражнения с ладошками.Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. 1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.3 балла – точно передает ритмический рисунок.Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок. Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.Критерии оценки предметных компетенций для обучающихся 14-18 лет Критерии оценки ключевых компетенций для обучающихся всех возрастовИнтерес ребёнка к занятиям в объединенииВ (высокий)– ребёнок с удовольствием посещает занятия в объединении, активен на занятиях, пропускает занятия только по уважительным причинам, ответственно относится к любым поручениям педагога.С (средний) – ребёнок регулярно посещает занятия в объединении, но на занятиях проявляет среднюю активность, не проявляет интереса к воспитательной работе в объединении.Н (низкий)- ребёнок посещает занятия без интереса (возможно, по настоятельной просьбе родителей), довольно часто пропускает занятия без уважительной причины, не выполняет поручений педагога.Интерес родителей к занятиям ребёнка в объединенииВ (высокий)– существует устойчивый контакт с родителями (родители часто посещают занятия, интересуются успехами ребёнка, стараются оказать помощь ребёнку, существует телефонный контакт педагога и родителей, родители являются постоянными участниками внеучебной деятельности в объединении);С (средний)– существует достаточный контакт с родителями (родители проявляют невысокий уровень собственного интереса к занятиям ребёнка, но хорошо идут на контакт по просьбе педагога, могут оказать посильную помощь занятиям ребёнка, педагогу, достаточно редко посещают занятия);Н (низкий)– контакт с родителями совершенно отсутствует, за исключением начального этапа – записи ребёнка в объединение. Как правило, родители плохо идут на контакт, не отвечают на телефонные звонки.Уровень коммуникативной культуры ребёнкаВ (высокий)– ребёнок легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, адекватно реагирует на конструктивную критику педагога и сверстников, с удовольствием принимает участие во внеучебной деятельности, общение педагога с ребёнком зачастую выходит за рамки учебных занятий, ребенок открыт, спокоен перед педагогом.С (средний) – ребёнок идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается свободно, терпит критику педагога, но не всегда – критику сверстников, с удовольствием принимает участие во внеучебной деятельности, общение с педагогам, как правило, не выходит за рамки учебной деятельностиН (низкий) – ребенок сложно идет на контакт с другими членами объединения, большую часть времени на занятии молчит, проявляет низкую активность, болезненно реагирует на конструктивную критику педагога и сверстников, избегает внеучебного общения с другими ребятами, общение с педагогом ограничено.Дополнительные материалы см. в приложении*Список литературы
  • Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. Орел: Труд, 1999.
  • Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел: Труд, 1999. – Т. 1; 2004 – Т. 2.
  • Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. М.: 1976.
  • Климов А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981.
  • Ткаченко Т. Народный танец. М.: Искусство, 2018.
  • Ткаченко Т. Народные танцы. М.: Искусство, 2018.
  • Богданов Г. Русский народный танец. М.: 1995.
  • Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002.
  • Власенко Г. Танцы народов Поволжья. Самара: СГУ,2002.
  • Гербек Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: №1.
  • Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Ферменянц Е., Народно- сценический танец, ч.1. М.:1976.
  • Королева Э. Хореографическое искусство Молдавии. Кишинев, 1970.
  • Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967.
  • Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962.
  • 15.Лопухов А., Ширяев А, Бочаров А. Основы характерного танца, Л.М.,1939.
  • Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 2001.
  • Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5.
  • Надеждина Н. Русские танцы М., 2018.
  • Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969.
  • Стуколкина И. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. - М., 1972.
  • Уральская В. Поиски и решения. - М.: Искусство, 1974.
  • Устинова Т. Русские народные танцы. М., 1950.
  • Хворост И. Белорусские народные танцы. - Минск, 2018.
  • Чурко Ю. Белорусский народный танец. - Минск, 1970.
  • ПриложениеПриступая к изучению танца той или иной народности, необходимо ознакомить учащихся с этнографическими особенностями, географическим положением страны, музыкальным наследием, повлиявшим на формирование танцевального искусства. Дополнительный материал для подготовки рабочих программ Первый год обучения Основные задачи и навыки: 1.Осваиваются простейшие элементы и движения народно – сценического танца у станка и на середине зала. 2.Вырабатываются первоначальные представления о характере исполнения изучаемых движений. 3.Вырабатываются элементарные навыки танцевальной координации движений: -постановка корпуса, ног, рук и головы (у станка и на середине); понятие «противоход»; -позиции ног: 5 свободных; 5 прямых; 2 закрытых; -позиции и положения рук: подготовительное положение (руки опущены вдоль корпуса); 1, 2, 3 позиции (аналогичны позициям рук в классическом танце); 4-я позиция (руки на талии). Эти позиции рук характерны для всех национальностей. Движения у станка Изучение движений у станка начинается лицом к палке; по мере усвоения материала – за одну руку. 1.Plie по I, II, V позициям, а также по I прямой позиции. 2.Battement tendu из V позиции «носок-каблук». 3.Battement tendu jete с pour le pied. 4.Подготовка к «веревочке» - скольжение работающей ноги по опорной. 5.«Каблучное» движение: подготовка к «каблучному»; маленькое «каблучное». 6.Flic- flac из V позиции во всех направлениях. 7.Перегибы корпуса: - в I прямой позиции на вытянутых ногах на всей стопе назад; - на plie с ногой, открытой в сторону, к ноге и от ноги. 8. Releve lent на 900 с сокращением стопы. 8. Grand battement jete, в соответствии с изучением на уроке классического танца. Середина Русский народный танец Освоение Русского народного танца происходит в течение всего периода обучения. Русский народный танец должен быть представлен достаточно широко, так как его развитие тесно связано с историей нашего народа, с его бытом и обычаями. 1.Открывание и закрывание рук из подготовительного положения в 4-ю позицию (через 1-ю и 2-ю позиции); два положения кисти на талии: - ладонь; - кулачок. 2. «Гармошка» из стороны в сторону с plie и без plie. 3. «Ковырялочка» из III свободной позиции: -в сторону; -назад (с поворотом на 1800). 4. «Припадание» в сторону из III свободной позиции. 5. Подскоки. 6. Русский бег. 7. «Перескоки». 8. «Молоточки». 10.Простой русский ход с носка в продвижении вперед и назад. 11.Переменный ход в продвижении вперед и назад. 12.Поясной русский поклон. 13.Притопы: - одинарные; - двойные; - тройные. 14.Перетопы с «противоходом». 15.Хлопушки в парах. Белорусский народный танец 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Основные положения рук. Позиции ног. Основные положения в паре. 3.На первом году обучения предлагается изучение танцев: «Бульба», «Крыжачок» и танцев в характере польки (полька «Янка»): -основной ход танца «Бульба»; -основной ход танца «Крыжачок»; -притопы; - «перескоки»; - «припадание» с акцентом у колена опорной ноги. Танцы народов Прибалтики 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Основные положения рук. Позиции ног. Основные положения в паре, тройках. 3.Основные движения: - подскоки, галоп и их сочетания; - прыжки с вытянутыми и поджатыми ногами. Украинский народный танец 1.Изучение движений Закарпатских танцев. Знакомство с музыкальным материалом. 2.Основные положения рук и ног. Положения в паре. 3.Основные движения: - основной ход; - приставной шаг из стороны в сторону с пружинящими движениями в коленях; - «тропитки»; - «трясунки»; - dos- a- dos на различных движениях. Материал для класса мальчиков 1. Одинарные фиксирующие и скользящие хлопки и удары: -в ладоши; -по бедру; - по голенищу сапога. 2. Присядки: - «мячик» по I прямой и I свободной позициям; - полуприсядка по I свободной позиции с выносом ноги на каблук в сторону в пол (на месте); - полуприсядка по I свободной позиции с выносом ноги на воздух вперед и в сторону (на месте); - «разножка» в сторону на ребро каблука (у палки). 3. Прыжки: - трамплинные прыжки (с вытянутыми ногами и с согнутыми в коленях ногами с двух ног на две); - с согнутыми назад ногами и одновременным ударом ладонями по голенищам. Украинский народный танец «Коломийка» 1. «Присядка-винт» по I прямой позиции с вырастанием на каблучки двух ног (противоход – бёдра). 2. Прыжок «разножка» (в воздухе широкая II позиция). Белорусский народный танец 1. Присядка «мячик» по I прямой позиции с продвижением из стороны в сторону. 2. Полуприсядка по I прямой позиции с выведением согнутой ноги вперед в пол и на 350. Второй год обучения Основные задачи и навыки: 1.Изучаются движения у станка (кроме rond de jambe par terre и battement fondu). 2.Развитие элементарных навыков танцевальной координации движений. 3.Все движения и комбинации движений начинаются с открывания рук (I-II позиции, т.е preparation). Изучается 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной). Со II полугодия постепенно соединяются движения ног с переводом рук. 4.Разучиваются несложные танцевальные связки или этюды. Движения у станка 1.Plie – с переходом из позиции в позицию через поворот стоп. 2.Battements tendu – «носок - каблук» с окончанием в plie на каблук. 3. Battements tendu jete pour-le-pied в сочетании с притопами. 4.Подготовка к «веревочке»: -разворот бедра в закрытое - открытое положение; 5. «Каблучное» - маленькое с 2-м ударом. 6.Опускание на колено – у каблука опорной ноги (с поворотом к палке). 7.Перегибы корпуса – в I прямой позиции на вытянутых ногах на полупальцах. 8.Рas tortille одинарное; 9.Flic-flac - из V позиции в V позицию во всех направлениях с ударом подушечкой стопы. 10.Battement releve lent и battement devellope - с сокращением стопы с окончанием в demi-plie на каблук. 11.Grand battement jete - во всех направлениях из V позиции с окончанием в demi-plie на каблук. Середина Русский народный танец 1.Простые переводы рук из позиции в позицию. 2.Земной русский поклон. 3. «Гармошка» в повороте. 4. «Припадание» с двойным ударом. 5. «Веревочка»: -простая; -двойная; -с переступанием. 6. «Маятник» в прямом положении. 7. «Моталочка» в прямом положении. 8. «Переборы» подушечками стоп. 9.Шаги: - со скользящим ударом;- с подбивкой на каблук. 10.Дробные выстукивания: - дробная «дорожка»; - «двойная дробь»; - «ключ» дробный (простой, с одним и двумя двойными ударами). 10. Вращения: - на двух подскоках полный поворот; - «припаданием» на месте. Белорусский народный танец Изучается на примере белорусских полек «Крутуха» и «Трясуха». 1. Основное положение рук и ног. 2. Основное положение в паре. 3. Основной ход польки «Крутуха». 4. Основной ход польки «Трясуха». 5. Галоп. 6. Вращения на месте и в продвижении (на основе движений танцев «Крутуха» и «Трясуха»). 7. Подвороты и вращения в паре. Украинский народный танец 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Основные положения ног. 3.Основные положения рук. Изучается: I положение (руки раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2-й позицией). II положение (руки раскрыты в сторону между 3-й и 2-й позициями). 4. «Веревочка»: - простая; - с продвижением назад. 5.Притопы: - одинарный; - двойной (перескок с двумя поочередными ударами стоп по 1-й прямой позиции). 6. «Голубцы» одинарные в сторону с притопом. 7. «Дарижка проста» («припадание» - шаг в сторону с последующим переступанием по V свободной позиции). 8. «Переменный шаг» Итальянский танец «Тарантелла» 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Основные положения ног. 3.Основные положения рук. Изучается 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной). Движения рук с тамбурином. 4.Battements tendu jete вперед: - с шага и ударом носком по полу (pique) – с продвижением вперед, назад; - удар носком по полу (pique) с подскоком – на месте, с продвижением назад; - поочередные удары носком и ребром каблука по полу с подскоками – на месте, с продвижением назад. 5. Jete-pique (на месте и с отходом назад на plie). 6. Jete «носок-каблук» поочередно (с подскоком). 7. Соскоки на полупальцы в V позиции на рlie (и на месте и в повороте). 8.Pas echappe (соскоки на II позицию). 9.Бег - pas emboite - на месте, с продвижением вперед. 10. Основной ход с pas ballone (c фиксацией на cou-de-pied). 11. Подскоки на demi-plie на месте и с поворотом: - на полупальцах по V позиции; - на одной ноге с ударами ребром каблука и носком по V свободной позиции. 12. Pas de basque - тройные перескоки с согнутыми вперёд коленями на 900 (на месте и в продвижении вперед, назад, с поворотом). 13.Проскальзывание назад на одной ноге на demi-plie с выведением другой ноги вперед на носок (на месте, с продвижением назад). Материал для класса мальчиков Русский народный танец 1. Двойные (сдвоенные) хлопки и удары: - хлопок и удар по бедру; - два удара по бедру; - хлопок и удар по голенищу сапога; - два удара по голенищу сапога. 2. Присядки: - «мячик» по I свободной позиции в продвижении и в повороте; - полуприсядка с выносом ноги в сторону и вперед на воздух с продвижением; - «разножка» вперед-назад и с поворотом корпуса «противоход»; - «гусиный шаг». 3. Прыжки с поджатыми ногами и с ударом по голенищу сапога. Украинский народный танец 1. Основной ход танца «Ползунец». 2. Полуприсядка с продвижением в сторону и открыванием ноги на 150 Третий год обучения Основные задачи и навыки: 1.Повторение и закрепление пройденного материала в более сложных сочетаниях. 2.Усложняется координация рук, ног. Активно включается работа корпуса. Темпы движений остаются умеренными. 3.Движения объединяются в композиционно развёрнутые этюды. 4.Формируются навыки выразительного исполнения движений. 5.Изучается 5-я позиция рук (руки скрещены перед грудью, у девочек - левая рука сверху) и 6-я позиция рук (под затылок). Движение у станка 1.Рlie - добавляется резкое demi-plie. 2.Вattement tendu: - с работой опорной пятки; - «носок-каблук» с demi-ronde. 3.Вattement tendu jete: - с работой опорной пятки; - «веер». 4.Подготовка к веревочке» - разнообразные сочетания переноса ноги и поворотов бедра, вносится ритмическое разнообразие в движения. 5. «Каблучное» - маленькое во всех направлениях: - duble; - c demi-rond; - большое каблучное. 6.«Качалочка». 7.Rond de jambe par terre: - подготовка - rond de pied; - с выведением на носок и каблук. 8.Вattement fondu: - на всей стопе на 45о в сторону; - вперед-назад с demi rond. 9.Перегибы корпуса: - лицом к станку с plie на полупальцах; - одной рукой за палку в I прямой позиции (полупальцы). 10. «Штопор». 11. Flic-flac: - c подскоком на опорной ноге; - с переходом на рабочую ногу. 12. Вattement developpe на demi-plie с последующим одинарным ударом опорной пятки. 13.Grand battement jete - «ножницы». Середина Русский народный танец Усложняются сочетания ранее пройденных элементов: 1.Боковая «моталочка». 2. «Веревочка»: - с «косичкой»; - с «косыночкой»; - с «ковырялочкой»; - синкопированная; - в повороте (по точкам). 3. Дробные выстукивания с продвижением. 4. Вращения: - русский бег в повороте («бегунец»). Для девочек – работа с платочком: основные положения рук с платочком и переводы из позиции в позицию. Украинский народный танец 1. Положения в парах, тройках. 2. Ходы хороводные: сочетания простых и переменных шагов, на полупальцы с выносом ноги на каблучок. 3. Рas de basque: - на трех переступаниях; - на 45о вперед. 4. «Бигунец». 5. «Похид-вильный» - стелящиеся прыжки вперед в длину. 6. «Дорижка плетена» («припадание» - шаги в сторону с последующими поочередными переступаниями в перекрещенное положение спереди и сзади). 7. «Выхилясник» с «угинанием» . 7. «Веревочка» в повороте. 8. «Подбивка» из стороны в сторону. 9. «Голубцы»: - подряд в движении из стороны в сторону; - с продвижением в сторону с поворотом на полкруга. 10. Подготовка к вращению и вращение на месте «обертас». Итальянский танец «Тарантелла» 1. Основные ходы: - с pas ballonne c последующим открыванием ноги вперед; - шаг-подскок (одна нога поднимается в attitude вперед). 2. Рas balanсe. 3. Jete на носок с demi rond. 4. «Веер» и «веер» в повороте (разучивается у станка). 5. Pas echappe - соскоки на II позицию с переходом на одну ногу, другая нога в attitude вперед; так же с вращением в этом положении вокруг себя. 6. Поочередные выбрасывания ног вперед в attitude и с разворотом на 180о (через резкий наклон корпуса вперед и с остановкой с открытой ногой в attitude вперед). 7.Dos a dos на различных движениях. 8.Скольжение в позе arabesque (вперед, назад, вращение вокруг себя). Венгерский народный танец 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Основные положения рук: - на талии внутренним ребром ладони; - «наматывание» - кисть вокруг другой кисти перед грудью (руки согнуты в локтях). 3. Ходы: - «чардаш»; - с каблука. 4.Соскоки на 1-й и 2-й прямые позиции с хлопками перед грудью. 5. «Ключ» со 2-й закрытой позиции. 6. Перескоки из стороны в сторону с ноги на ногу с «переступанием»: - в I прямой позиции; - «в крест» назад. 7. «Отскоки» назад на одной ноге (другая нога выбивается вперед на 450). 8.Подскок на одной ноге и с двойным ударом каблука другой ноги, вынесенной вперед на 300. Материал для класса мальчиков Русский народный танец 1.Тройные (строенные) хлопки и удары: - скользящий хлопок и два удара по бедру; - скользящий хлопок и два удара по голенищам сапог; - фиксирующий хлопок и два удара. 2. «Присядки»: - «разножка» вперед-назад с поворотом на 1800; - «закладка». 3.Прыжки на двух ногах с одновременным сгибанием одной ноги вперед, другой ноги назад в свободном положении и ударом ладонью по подошве. Украинский народный танец 1. «Тынок» на месте и с поворотом (прыжок). 2. «Ползунок» вперед и в сторону на каблук. 3. Револьтад (разучивается у станка). 4. Большой «голубец» (разучивается у станка). Венгерский народный танец 1. «Лего боказо» – прыжок с разведением ног в стороны и ударом внутренними ребрами сапог по I прямой позиции. 2. Хлопушки фиксирующие и скользящие: - в ладоши; - по бедру; - по голенищу; - по каблуку (простые сочетания ударов) Четвертый год обучения Основные задачи и навыки: 1.Освоение более сложных танцевальных комбинаций с широким использованием ракурсов. 2.Развитие силы и выносливости учащихся. 3.Работа над выразительностью и выявление творческой индивидуальности учащихся. 4.Активное формирование навыков ансамблевого исполнения. Движение у станка 1.Plie - в прямых позициях и на полупальцах: - «винт» в I прямой позиции (с двумя разворотами бедер). 2.Battement tendu - из выворотного в прямое положение в сторону II позиции. 3.Battement tendu jete - на demi- рlie: - с piques на рlie с работой опорной пятки во всех направлениях; - balancoire на рlie с работой опорной пятки. 4.Подготовка к «веревочке» - пройденные ранее движения исполняются на полупальцах. 5. «Каблучное»: - «большое» duble; - «большое» с demi-rond. 6. Rond de jambe par terre - «восьмерка». 7. Вattement fondu на полупальцах. 8. Перегибы корпуса: - одной рукой за палку в I и IV прямых позициях на двух ногах и одной ноге. 9. Рas tortille двойное. 10. Вattement developpe - резкое двойным ударом опорной пятки («венгерское»). 11. Flic- flac c переступанием. 12. Grand battement jete - с переходом на рабочую ногу и ударом подушечкой опорной ноги. Середина Русский народный танец 1. Шаги и «припадания» собираются в связки, добавляются подвороты, flic и другие связующие движения. 2. Игра с платочком у девушек. 3. «Веревочка»: - с открыванием ноги на каблук; - с перекатами через каблучок; - с полным поворотом на полупальцах. 4. Прямая и боковая «моталочка». В качестве дополнения и развития уже выученных движений предлагается собрать этюдную работу на основе танца «Полянка». Молдавский народный танец Изучение возможно на основе любого танца по усмотрению преподавателя, например, «Жаворонок»: - быстрые переступания по I прямой и III свободной позиции (на месте и в продвижении в сторону, в повороте); - броски ноги вперед с подскока на опорной ноге и сгибанием другой ноги к колену опорной; - тройные переборы ногами; - tombe вперед с наклоном корпуса; - переборы с выносом ноги на каблучок; - синкопированные подскоки и соскоки на одну и две ноги. Разнообразие движений и связок движений зависит от задач, поставленных преподавателем. Венгерский народный танец 1. Движение рук: круговые поочередные непрерывные движения внутри согнутых перед собой рук ладонями вперед одной рукой (мужское движение). 2.Положения корпуса и рук в парном танце («Чардаш»). Ходы «чардаш» в паре. 3. «Боказо» («ключ»): -жесткий (отскок с акцентированной приставкой в I прямую позицию одинарные и двойные (через паузу); -мягкий (согнутой ногой в сторону с подъемом на полупальцы). 4. «Люлька» (с движением рук). 5.Резкие тройные полуповороты бедер и ног по V свободной позиции и соскоком на одну ногу в полуприседание. 6. «Цифро» («веревочка» с подъемом на полупальцы (с акцентированным окончанием и подряд). 7.Вращения в паре и подвороты в паре. Польский народный танец 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. Изучаем на примере танца «Краковяк». 2.Положения ног и рук. Основные положения в паре. 3.Притопы: -одинарные; -двойные (перескок с последующим притопом). 4. «Ключ» одинарный и двойной. 5. Ходы: - подскоки и бег; - шаг с последующим броском (jete) ноги вперед и соскоком в полуприседание на две ноги в I прямую позиции. 6. «Цвал» (галоп). 7. «Голубец» одинарный и двойной с притопом. 8. Рas balance. 9. «Кшесаны» с притопом. 10. Pas de basque. Материал для класса мальчиков Русский народный танец 1. Удары комбинированные: - хлопушечный «ключ»; -удары по подошве сапога и об пол. 2. Присядки: - присядка в соединении с ударом по голенищу сапога ладонью; - «качалочка»; - «закладки». 3.Прыжки: - «стульчик». Венгерский народный танец По желанию преподавателя и возможностям учеников могут быть изучены основные ходы и движения мужского танца «Понтозоо». В урок включаются комбинированные хлопушки Венгерского народного танца. Пятый год обучения Основные задачи и навыки: 1.Освоение сложных танцевальных комбинаций, этюдов. 2.Формирование навыков осознанного освоения элементов народного танца. 3.Формирование бережного отношения к хореографическому наследию в связи с началом изучения академического танца и областных особенностей Русского танца. Движения у станка 1. Plie - сочетания выворотных и прямых позиций, резких и мягких 2. Battement tendu: - с переходом с опорной ноги на рабочую; - c увеличенным количеством переводов стопы «носок – каблук. 3.Вattement tendu jete - с balancoire через проскальзывание опорной ноги. «Каблучное» - с «ковырялочкой» на 90о. 4.Rond de jambe par terre: - «восьмерка» - с разворотом пятки опорной ноги. 5. Вattement fondu на 90о. 6. Flic- flac: с пружинящими переступаниями на полупальцах (цыганское); duble flic.
  • Вattement developpe – резкие с двойным ударом опорной пятки в
  • момент открывания ноги. 9.Grand battement jete: - с двойным ударом подушечкой опорной ноги; - с balancoire на 900; - с grand rond de jambe jete Середина Русский народный танец 1. Ход кадрильный (с каблучка). 2. Вращения: - через каблучки; - «бегунец» с перескоком. 3. «Игра с платочком» (у девушек). Выученные ранее элементы соединяются в развернутые комбинации, которые усложняются за счет увеличения темпа. За полный курс обучения народному танцу обучающимися освоены наиболее распространенные рисунки танца, положения рук, ходы и движения, которые встречаются повсеместно. На следующем этапе обучения обучающиеся должны познакомиться с характерными особенностями танцев разных областей России, так как общие движения, рисунки, положения рук, ходы приобретают свою окраску, свой ритмический пульс в зависимости от географических, этнографических и музыкальных компонентов культуры данного края. Областные особенности русского народного танца Юг России (Курская область) Изучается танец «Тимоня». 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. Характерный рисунок танца. 2.Основные характерные движения рук (женские и мужские). 3.Основные ходы, шаги и элементы танца «Тимоня». Урал Изучается танец «Шестёра» 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. Характерные рисунки танца. 2.Основные положения рук, ног. Поклон. 3.Основные ходы, шаги и элементы танца «Шестера»: Запад России Изучается танец «Смоленский гусачок». 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Основные характерные движения рук. 3.Основной ход и элементы танца «Смоленский гусачок». Молдавский народный танец «Хора», «Молдавеняска». 1.Основные положения рук, ног, корпуса. Положение в парном танце. 2.Ходы: - подскоки и бег (в сочетаниях); - «дорожка»; - шаг или прыжок в сторону на вытянутую ногу на полупальцы или в полуприседание с подбиванием другой ноги, подводящейся к икре сзади (jete в сторону с продвижением); - шаг вперед или назад с подъемом на полупальцы и подниманием другой ноги; - шаг в сторону с выведением другой ноги в перекрещенное положение на 450. 3. Шаг-соскок с ребра каблука на всю стопу в полуприседание и броском согнутой ноги назад на 450 (900). 4. «Ключ». 5. Вращения в паре. Польский народный танец 1. «Отбианэ» (вперед). 2. «Голубец» в повороте. 3. Dos a dos на различных сочетаниях движений. 4. «Обертас» - характерное вращение с наклоном корпуса (на месте). Дополнительно к движениям танца «Краковяк» можно взять основные ходы и движения других польских танцев, например, «Мазур» и «Ходзоны». Испанский народный танец «Арагонская хота» 1. Основные положения и позиции ног, рук и корпуса. Переводы рук. 2. Основной ход: - высокий pas de basque с перескока по I свободной позиции (высокий); - тройной бег. 3. Рas de basque по I прямой позиции с pigue. 4. Рas balanсe: - из стороны в сторону; 5.Pas tombe вперед и назад с последующим переступанием 6. «Ковырялочка». 7. Шаг в сторону с подскоком (на plie), подведение другой ноги к икре сзади. 8. Pas ballonne вперед, с последующим шагом и подведением другой ноги сзади. 9. «Понта та кона»– подскок с ударом другой ноги со свободной III позиции спереди с последующим отскоком в сторону (sissonne ouverte в сторону и тройным (pas de bourree) переступанием). 10.Тombe-coupe (из позы в позу) в IV свободной позиции. 11.Соскоки в V позиции с jete-passe в сторону на 900. 12.Поворот на одной ноге (en dedans с замаха другой ногой (900) в перекрещенном положении. 13.Dos - a - dos на различных движениях и связках. Материал для класса мальчиков Русский народный танец 1.Хлопушки – усложнение техники хлопушек: комбинирование различных ударов, хлопушечных «ключей» с дробными выстукиваниями и продвижением во время исполнения. 2.Присядки: - «ползунок» с выносом ноги на воздух вперед и в сторону; - «разножка» на каблуки в стороны через полупальцы во II закрытой позиции; - усложнение техники присядок и «закладки» в комбинации. 3.Прыжки: - preparation к большим прыжкам; - большой прыжок «разножка». Курс сценического танца Курс сценического танца изучается два последних года как дополнительный материал для особо способных учащихся. К изучению предлагается: польский сценический танец («Мазурка»); венгерский сценический танец. Задачи и навыки: 1.Осваиваются простейшие элементы и движения. Вырабатываются первоначальные представления о характере, манере и стиле исполнения изучаемых движений. 2.Знакомство с музыкальным материалом. 3.Разучиваются несложные танцевальные связки, этюды (из 2-3-х движений). Середина Польский сценический танец «Мазурка» 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Положение рук и ног. 3.Волнообразное движение руки. 4.Поклоны. 5.«Ключ» (одинарный, двойной). 6.«Заключение» (одинарное). 7.Pas balance. 8.Перебор (pas de bourree) по I прямой позиции с demi-plie. 9.Pas marche. 10.Pas gala (вперед). Венгерский сценический танец 1.Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.Положение рук и ног. 3. «Ключ» (одинарный, двойной). 4. «Заключение» (одинарное). 5.Поклоны. 6.Pas balance с подъемом на полупальцы. 7.Battement developpe вперед: -с последующими шагами; -с шагом на полупальцы и подведение другой ноги в V открытую позицию сзади. 8.«Голубец» - прыжок с двойным ударом стоп по I прямой позиции. 9.Переборы (pas de bourree) по I прямой позиции на полупальцах с demi-plie. 10. «Веревочка» с проскальзыванием на полупальцах (на месте, с продвижением назад)