Публикации Дети и компьютер

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дети и компьютер
Автор: Роскошная Алла Николаевна

Дети и компьютер
Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками.
Сегодня мы попытаемся разобраться: компьютер - добро или зло? развенчаем некоторые устойчивые мифы, которые окружают данную проблему, и ответим на животрепещущий вопрос родителей способствует ли компьютер развитию личности или, напротив, сдерживает ее и формирует зависимость? Итак, давайте разберем все попорядку.
Миф 1 Общение с компьютером портит детское здоровье
Мы живём в XXI веке, должны знать, что самое главное: как влияет компьютер на детский организм, и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.
Нагрузка на зрение. Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. До 3 лет не рекомендуется допускать ребенка до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. Начиная с 5 - 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день) под присмотром родителей. Для подростка 10-16 лет желательно не более 2 часов в день с перерывами по 15-20 минут. Выпускникам надо делать перерывы дважды в течение первого часа работы и трижды в течение второго. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И помните, необходимо делать перерывы между компьютерными занятиями, желательно подвижные. Не разрешайте перекусывать за компьютером.
Психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Как? В работе следует делать перерывы и дозировать время проведения за компьютером. Запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
Излучение. У современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор и сам системный блок их не производят. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.
Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть сколько хочешь. Осваивая совмесно с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут.
Миф 2 Все компьютерные игры приносят только вред
Поистине, гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно, может сбить с толку любого из нас. Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры с ребенком. Важно правильно выбрать игру, посоветовать ее своему ребенку и возможно поиграть самому. Выбирайте игры – приключения, где герой проходит по страницам повестей и рассказов, игры стратегические, в которых приходится принимать решения по изменению стратегии в ходе игры, развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию, обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, графические игры, связанные с рисованием, конструированием
Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной. Правильно подобранные игры помогают ребенку научиться планировать свои действия, добиваться улучшения своих результатов. Главный в выборе игры принцип Лучше меньше, да лучше.
Миф 3 Компьютер – только для игр и развлечений
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста. Компьютерные игры помогают в развитии интеллекта детей, способствуют формированию моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности, развивает ребёнка всесторонне, а образовательный ресурс для детей школьного возраста поистине безграничен. Важно помнить – информационные современные технологии это не весь мир, а только его маленькая часть и в развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Увлечение ребенка компьютером не перейдет в болезненную зависимость, если родители уделяют этому должное внимание. В том случае, когда ребенок сидит за компьютерными играми постоянно и у него пропадает интерес ко всему остальному, вот тогда профессионалы говорят о зависимости.
Вбольшей степени ккомпьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, неприверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят ввиртуальном мире отдушину исчитают свое пребывание всети или успехи вкомпьютерной игре самоутверждением.
Вследствие этого подросток пытается жить вдругом мире— виртуальном, где все возможно, все дозволено, где онсам устанавливает правила игры. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости насоциальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. Нафоне социальной дезадаптации иуглубления вмир виртуальной реальности могут появиться повышенная агрессивность иасоциальное поведение.
У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.
Можно выделить основные типы компьютерной зависимости:
зависимость от Интернета (сетеголизм). Проявляется бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким.
зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) в свою очередь подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности); неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
Как понять, что ваш ребенок стоит у этой черты?
Я предлагаю вам пройти тест на детскую интернет-зависимость.
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых друзей?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста – психотерапевта.
Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков:
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости у детей является правильное воспитание. При этом важно не ограничивать ребенка в его действиях(например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему-то или иное занятие, или увлечение для него не желательно.
Введите четкий режим. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы. Реагируйте спокойно и терпеливо, детей помладше отвлекайте другими занятиями.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, это может только углубить проблему и отдалить его от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, отрывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми.
Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
Контролируйте занятость у ребенка (кружки, широкие интересы, спорт). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры.
Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Если вы видите, что у ребенка проявляются яркие признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту. Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины.