Публикации
Программа по духовно - нравственному развитию воспитанников учреждений дошкольного образования «САН КЪОМАН ХАЗНА»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по духовно - нравственному развитию воспитанников учреждений дошкольного образования «САН КЪОМАН ХАЗНА»
Автор: Анжела Адамовна Витаева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по духовно - нравственному развитию воспитанников учреждений дошкольного образования «САН КЪОМАН ХАЗНА»
Автор: Анжела Адамовна Витаева
ПРОГРАММА по духовно - нравственному развитию воспитанников учреждений дошкольного образования Гудермесского муниципального района«САН КЪОМАН ХАЗНА» Автор-составитель: Абдрахманова Ж.М., главный специалист СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. /Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики/ Образовательная программа «САН КЪОМАН ХАЗНА» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа ДОУ обеспечивает реализацию Дошкольного аспекта Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Программа направлена на духовно - нравственное воспитание детей средних, старших и подготовительных групп через ознакомление с народным творчеством, традициями, культурой. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Обратиться к истокам народной культуры, творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках. Ещё Ушинский говорил, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём их жанровом многообразии: потешки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Фольклор – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Систематическое и планомерное ознакомление детей с устным народным творчеством оставит в душе ребенка глубокий след, поможет понимать и ценить прошлое своего народа, будет способствовать духовно-нравственному развитию личности, вызовет устойчивый интерес к чеченской культуре, истории, традициям, обрядам, народным произведениям. Цели и задачи реализации Программы Цель:Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством, традициями, культурой.Задачи программы:1) формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;2) приобщение детей к истокам народной культуры.3) познакомить детей с историей чеченского народа, их традициями, с укладом жизни и народной мудростью; 4) познакомить с видами устного народного творчества. 5) развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи, обогащение словарного запаса;6) расширение представления о народных и мусульманских праздниках, традициях и обычаях чеченского народа.7) воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие. Принципы и подходы к формированию Программы При построении программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников использованы следующие базовые принципы: принцип гуманизации: умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие человеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству; принцип дифференциации: создание необходимых условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, с учетом возраста накопленного им опыта; принцип интегративности: установление межпредметных связей, использование фольклорного материала при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края. Индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка; - максимальное использование в воспитании, образовании и обучении культуры региона, народа, нации, общества, страны; принцип научности: состоит в том, что ребенок усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень. Планируемые результаты: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:- использование детьми в активной речи малых форм фольклора: у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;- умение играть в народные подвижные игры, сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге- развита эмоционально-волевая сфера; - воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Содержание программы ориентировано на детей 4-7 лет. Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи духовно-нравственного, патриотического развития ребенка, расширяет знания о малой родине, культуре, традициях, обычаях и быте чеченского народа, предполагает формирование основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.Направления развития: 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Модель организации образовательного процесса в ДОУОсновными формами чеченского народного фольклора являются сказки, загадки, пословицы и поговорки, колыбельные, народные потешки, скороговорки, считалки.Методы реализации программы Наглядный метод используется во время:чтения педагогом рассказов; экскурсий; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; моделирования сказок; просмотр слайд — фильмов, диафильмов, мультипликационных фильмов. Словесный метод наиболее эффективен в процессе:чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; чтения литературных произведений родителями. совместное обсуждение событий, имеющих значение для духовного развития детей и взрослых. Практический метод используется, когда необходимо:организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; посещение памятных мест родного края; организация выставок; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий. Мероприятия, посвященные религиозному празднику – дню рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует); Дню Ашура, Курбан-байрам, Ураза-байрам, дню рождения первого Президента Чеченской Республики А-Х. Кадырова, Дня мира в Чеченской Республике; Дню чеченского языка, Дню чеченской женщины, Дню матери. Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, поэтому нужно уделять большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополняют словарь детей занятия с элементами фольклора, на которых дети знакомятся с атрибутами чеченской избы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используются различные методические и игровые приемы:«Доскажи словечко»Хуьлу иза онда, лекха,Цуьнца оху, боккху мекха.Иза вайна оьшуш бу:Цуьнах олу доцца …(сту)илиИ куралла яла йоллуДелккъехь кхелли буьххье йолу,И, сахьт доцчохь, сахьт а ду.И вай юьйцург…….ю (н1аьна) «Цепочка слов»Подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами:къеда — стогар — чиркх, дечиган кад — поппаран кад — сир диллина кад,дечиг маьнга — диван,к1удал-ведар. «Словесное лото, или Кому что»Карточки с картинками (баба, урчакх, ага, йо1, бер, к1удал и др.). Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики использовать народные игры Нана -п1елгах дада хили,Хьажо – п1елгах хьаша хили, Юккъерчу –п1елгах жухарг хили…Маса хьийза ц1аза п1елг…Вежарех уггар жиманигДов деш хьийза вежаршна:-Нана-п1елг-и дада вац,Хьажо-п1елг – и хьаша вац,Жухарг хир яц юккъера-п1ел,Маса хьийзарх маза-п1елгБохуш боьлху ц1аза-п1елг. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!Малх, малх кхетийта,Дуьне дохдалийта,Мама араялийта,Со ловза вахийта. Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.Дижалахь, жиманиг,Мерзачу набарца,Г1атталахь, жиманиг,К1оргечу хьекъалцаМерза наб кхетийлаЖимачу к1орнина.. Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Использование чеченского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствует развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.Мо-моз-марзалла,Марз-марз-марзделлаСтом-стом-стомара, Сом-сом карийна.Ведда вог1у базарча,Хьаьвзина некъ г1али чу,Чам-чам-чами чу,Г1ай-бала-гали чу,Ахча-бохча-кисан чу,Едда йоьду КебилаМахка т1е-базар чу. Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.- Д1а йоьдарг х1ун ю?- Сийна-сийна къиг ю.- Цуьнан багахь х1ун ю?- Боча, боча б1ар ду.- Вахьадожахь х1ун дер?- К1ел палас лоцар.- Палас бат1ахь х1ун дер?- Мехаца тоьгур.- Маха каглахь х1ун дер?- Пхьере хуттуьйтур.- Пхьар лахь х1ун дер?- Не1ар т1ехьа д1авуллур,- Т1е хи а доьттина. Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: с антонимами, синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита - слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения.Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Загадки предлагаются детям в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Ю.Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, можно загадать загадки о предметах туалета, а затем спросить: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?» Дети выполняют действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, можно загадать детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли. Загадки целесообразно использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же. Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Н.Новикова предлагает фольклорные произведения сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Например, можно причесывать девочек и чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали этот процесс словами потешки. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно – ролевых игр.Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры–забавы с использованием малого фольклора. Можно ввести в игру хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Дети старшего дошкольного возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается десять – пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра - драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям – малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т.д. При работе с фольклором следует учитывать следующие основные принципы:- во-первых, отбирать материал, учитывая возрастные возможности детей;- во-вторых, должна быть интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);- в-третьих, активно включать в деятельность всех детей;- в-четвертых, максимально использовать развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды. Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе ознакомления с пословицами, поговорками и загадками дети овладевают выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями) с помощью различных форм и методов работыПоговорки, пословицы, загадки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Необходимо объяснять детям прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи использовали специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. Новую скороговорку нужно произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читать ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается). Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяется указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им овладели, мы разнообразили задания: произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, менять и темп. Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами:-повторять скороговорки "по заявкам" детей, роль ведущего поручать разным детям;-повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: «шар мелла ши газа…»; второй ряд: «ша даьлла ши шинара»;-если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Литта, титта тилор тай,». Вторая группа: «Тата дийриг татол дай.». Все вместе: «Татин туьтех тилла т1ай, тавди туьйра х1илла дай». Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание. Загадывая детям загадки, желательно повторять их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Можно предложить ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например, «Б1о-о-о-в! боху – бух1а яц. Латта охку-хьакха яц. Т1емаяьлла суна ги-хаал хьайна: х1ун ю и?». Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задавали вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Маж ю, амма адам дац, ма1аш хиларх, сту а бац. Шура яларх етт а бац», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Шура ло – иза етт бу». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Аьттан маж хуьлий?». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (маж яц, ма1аш ю, шура ло), что делало ответ более доказательным. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Т1еда, т1еда – хи а дац, к1айн-к1айн ю и –ло а дац. Моз дацахь а, мерза ю – Гакина и езаш ю» (молоко) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: т1еда, к1айн; хи дац, ло дац. Кудрявцева Е. выделяет несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками: загадывание загадок; отгадывание загадок; доказательство правильности отгадок; сравнение загадок об одном и том же; сравнение загадок о разном. Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости. 2.3. Перспективное планирование деятельности детейПерспективный план по устному народному творчеству в средней группеПерспективный план по устному народному творчеству в старшей группеПерспективный план по устному народному творчеству в подготовительной группеБилгалдаккхар:Хрестомати- Эдилов С.Э. «Берийн бошмашна а, юьхьанцарчу классашна а лерина хрестомати»БКЛ - С-А.М. Аслаханов «Берийн каде ловзарш, физически упражненеш» Перспективное планированиеорганизованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному и патриотическому развитию дошкольников4-5 лет 5-6 лет6-7 лет3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Предметно - развивающая среда. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края, альбомы «Родной край раньше и сейчас», «Моя малая родина», «Ими гордится Родина»); ‒ патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины;‒ книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);‒ музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни); ‒ уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы; ‒ уголков ряженья со специально пошитыми для детей народными костюмами; ‒ спортивных уголков с информацией о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибутами к народным подвижным играм; ‒ мини-лабораторий с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края; ‒ уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые занесены в Красную книгу; ‒ уголков конструирования с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом. В среде детского сада должно найтись место для создания продуктов детского творчества и условия для их демонстрации. Каждая детская работа (вылепленная из глины посуда, разрисованная игрушка или поднос, рисунок куклы в национальном костюме) обладает субъективной значимостью, и ребенок имеет право выставить ее для обозрения сверстниками и взрослыми. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада. В фойе детского сада можно разместить стенды с геральдикой России и Чечни, оформить фотовыставку с достопримечательностями, социокультурными объектами малой родины. Распространены в детских садах мини-музеи. Тематика их разнообразна: «Чеченская изба», «Посуда наших предков», «Народная вышивка», «Украшения», «Старинные изделия из дерева», «Орудия труда», «Народные игрушки», «Бабушкин сундук», «Старые фотографии», «Природа родного края», «Макеты старинных зданий». Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности. Создание такого мини-музея возможно силами работников детского сада, родителей воспитанников, местных жителей. Конечно же, в нем должны быть представлены народные игрушки, наряды, предметы декоративно-прикладного творчества, крестьянская утварь. Любому ребенку захочется узнать для чего нужны прялка (урчакх), сепаратор (т1о боккху маше), к1удал и т.д. Интересно детям будет сравнить современный утюг и утюг на углях. Среда музея положительно воздействует на развитие дошкольников. Им очень нравится, сидя на пеньках, слушать чеченские народные сказки, отгадывать загадки, играть в игры. В свободное время они используют экспонаты мини-музея для сюжетно-ролевых игр. Дети очень любят игрушки. У наших предков одной из любимых игрушек была кукла (тайниг). Как правило, кукла была тряпичной, сшитая руками мам, бабушек или смотанная ребенком. Национальная тряпичная шкатулка-бохча. Эта незамысловатая поделка приобщала ребенка к труду и творчеству. По обычаям, тряпичную шкатулку шила бабушка или мать. В ней хранились разные лоскуты от изделий, цветные нитки, иголки, булавки, могли хранить также и золотые украшения. Такая шкатулка была своеобразным эталоном рукоделия. По ним могли судить о мастерстве самой владелицы, о ее подготовке к труду: умеет ли шить, вышивать вязать. Бохча может стать неотъемлемой частью краеведческого компонента в развивающей предметно-пространственной среде детского сада и присутствовать в каждой группе. Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка также, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом его назначения. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности. Кроме того, на территории детского сада можно создать этнологический уголок, при посещении которого во время прогулок, воспитанники как бы оказываются в другом времени, узнают, как раньше жили в горах, селах. На сельском дворе жили домашние птицы, животные, пчелы; воду брали из родника (она была чистая, прозрачная, вкусная) ее нужно было много для хозяйства и семьи тогда были большие. Крестьяне выращивали кукурузу, тыкву и сами на мельнице мололи муку. Дети были большие помощники в домашних делах. 3.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанниковВ федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы дошкольной организации, формируемая участниками образовательных отношений «может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность». Данный нормативный документ дает возможность коллективу любого детского сада активно сотрудничать с социумом и родителями воспитанников и сделать все возможное для того, чтобы не дать нашим детям забыть о своем историческом и культурном прошлом. Важно объединить образовательное пространство детского сада с образовательным пространством семьи и социума. Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса, а родители — законные представители (согласно закону «Об образовании в Российской Федерации») своих детей. Следует привлекать их к взаимодействию. Родители могут помочь в поиске необходимых материалов: справочной информации, фотографий, иллюстраций, предметов быта, литературы; изготовлении наглядных пособий; оформлении выставок. Знакомство в свободное время с краеведческими материалами создает условия для развития ребенка под наблюдением взрослого, развития его самостоятельности, общения со сверстниками, а также получения им знаний о: ‒ своей семье, об обязанностях каждого члена семьи, значении семейных традиций, об увлечениях членов семьи, совместном отдыхе; ‒ правилах, нормах общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях; ‒ истории и культуре родного края, достопримечательностях, социокультурных объектах, местах, где трудятся взрослые, выдающихся людях; ‒ природе своего края (растениях, животных, в том числе, занесенных в Красную книгу); ‒ родной стране (государственных символах, президенте, столице, особенностях природы, историческом прошлом). Система взаимодействия с родителями включает:Рекомендации по проведении педагогического обследования Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала дошкольников.Педагогическое обследование 2 раза в год: в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (апрель). С детьми 4-5 лет педагогическое обследование проводится только в конце года. В середине года допускается проведение тематической проверки (декабрь, январь). Педагогическое обследование проводится индивидуально. Продолжительность индивидуального педагогического обследования не должна превышать 10-15 минут.Во время проведения обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не указывать на ошибки, чаще говорить слова «Очень хорошо», «Молодец» и т.д.Детям предлагаются задания с учетом возрастных особенностей. Задания объясняются на чеченском языке.При обследовании новый материал не дается.Педагогическое обследование проводится с помощью рабочих тетрадей, раздаточного и демонстрационного материала. Наглядность, необходимая при обследовании должна готовиться заранее. За каждое задание проставляются баллы, в конце педагогического обследования баллы складываются и делятся на количество заданий.Оценка выполнения заданий:5 баллов (высокий уровень) – ребенок отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослого, отвечает быстро и охотно. 3-4 балла (средний уровень) – на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно. 1-2 (низкий уровень) – на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно. Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам: 4-5 лет Разыгрывать простейшие чеченские народные сказки и инсценировать чеченские народные песни.Иметь элементарные представления о народных праздниках, обрядах, традициях.Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы…).Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.5-7 летУчаствовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.Разыгрывать чеченские народные сказки Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)Багаж народных игрМетодика выявления уровня владения детьми устным народным творчествомДля выявления у детей уровня понимания фольклорного текста используются критерии: умение воспринимать текст (при помощи метода диалога «вопрос-ответ»): понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента; понимание значения образных слов при восприятии текста на слух; умение и навыки рассказывания наизусть, способность отвечать на вопросы по тексту. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе: 1-2 – низкий уровень; 3-4 – средний уровень; 5 – высокий уровень. Для выявления уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора использовались следующие показатели: Знание чеченских сказок, рассказов, стихотворений Литература:Масаева З.В. Программа курса «Мой край родной», Махачкала, 2014 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г.Нохчийн халкъан барта кхолларалла Эдилов С.Э. «Берийн бошмашна а, юьхьанцарчу классашна а лерина хрестомати» С-А.М. Аслаханов «Берийн каде ловзарш, физически упражненеш» Джамбеков Ш.А. «Чеченский фольклор» Грозный, 1990 Амаева Т.Б. «Чеченские малые фольклорные жанры». Тбилиси, 1985 Студенецкая Е.Н. «одежда чеченцев и ингушей в XIX-XX вв.» Грозный, 1985 Алироев И.Ю. «история и культура чеченцев и ингушей» грозный 1994 Приложение 1 Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»1. Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, былины?____2. При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?______________3. Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?___________4. Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете? ________________________________________________________________________________5. Какие используете с детьми? С какой целью? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Загадываете ли детям загадки? Как часто?_______________________7. Какие потешки Вы знаете?_____________________________8. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?____________________9. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?__________________________________