Публикации Методическая разработка по теме: Некоторые особенности вокально-хоровой работы с подростками и молодежью на начальном этапе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка по теме: Некоторые особенности вокально-хоровой работы с подростками и молодежью на начальном этапе
Автор: Павлова Елена Юрьевна

СПБ ГБУ Подростково-молодежный центр МИР
Методическая разработка по теме:
Некоторые особенности
вокально-хоровой работы
с подростками и молодежью
на начальном этапе
Составитель:
Павлова Елена Юрьевна
Руководитель клубного формирования
Санкт-Петербург
2022
Деятельность учреждений по делам молодежи предполагает занятия с подростками и молодежью в возрасте от 14 до 35 лет. Так как начальный период занятий пением приходится не на раннее детство, а на значительно более старший возраст, в начальном этапе есть значительные особенности.
Начальный этап – это период формирования первоначальных навыков, развитие которых будет происходить во время всех дальнейших занятий, период формирования основы будущего хора как такого собрания поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выверенные нюансы (П.Г. Чесноков).
Работа с подростками и молодежью на хоровых занятиях включает в себя многообразный комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшее значение имеет умение руководителя создать благоприятную творческую атмосферу на занятиях, сочетать выполнение развивающих певческих задач с развитие музыкального кругозора и эрудиции.
Задачами в вокально-хоровой работе на начальном этапе являются:
Формирование ансамбля хора (частный ансамбль, унисон)
Работа над правильным интонированием (горизонтально-мелодический строй)
Работа над различными нюансами
Работа над дикцией и артикуляцией
Работа над развитием дыхания, выработка цепного дыхания
Работа над звукообразованием
Развитие чувства метроритма
Работа над пониманием дирижерского жеста и т.д.
Нужно отметить, что выделение отдельных задач довольно условно, так как в практической работе перед руководителем стоит цель – сформировать у воспитанников навыки грамотного пения и привить вкус и любовь к хоровому пению. Выполнение задач помогает достижению этой цели, и выполнять эти задачи необходимо в постоянной взаимосвязи, подчиненной красоте хорового звучания.
Начальный период в вокально-хоровой работе является наиболее важным и ответственным, так как именно в этот период формируются основные певческие навыки и очень важно, чтобы с самого начала занятий у воспитанников формировались правильные навыки.
Подростки и молодежь приходят на занятия осознанно, хотят научиться петь, овладеть певческими навыками. Поэтому очень важно, чтобы руководитель ясно представлял себе методику работы, поддерживал в воспитанниках тягу к хоровому пению, укреплял свой собственный авторитет у воспитанников, являясь для них наставником. Руководитель должен четко знать, какие задачи он должен поставить перед хором и перед собой, и какими методическими приемами он может добиться выполнения этих задач. На начальном этапе работы закладываются основы взаимоотношений хора и руководителя, формируется фундамент дальнейшего развития коллектива.
Подростково-молодежный коллектив сильно отличается от детского. Многие жалеют, что не начали заниматься музыкой с детства и хотят добиться максимально быстрого результата. Руководителю необходимо это понимать, проявлять такт и терпение, объяснять воспитанникам неизбежность последовательности овладения навыками, необходимость временных затрат на формирование этих навыков. Очень важно подбирать музыкальный материал, на котором воспитанники могут самостоятельно осознать и почувствовать свое развитие, свои успехи, понять полезность своих занятий.
Еще одной особенностью подростково-молодежного хорового коллектива является большой возрастной разброс в одном хоре, разница в возрасте участников коллектива может составлять 10-15, а иногда и больше лет. Это не является препятствием для совместного овладения знаниями, умениями и навыками, так как физиологически голоса уже сформированы находятся во взрослом состоянии, хотя у подростков еще могут заканчиваться мутационные процессы, и им это необходимо разъяснять. Возрастная разница может осложнить формирование хора, как единого коллектива единомышленников. Руководителю необходимо уделить этому отдельное внимание. Важно объединить хористов общими певческими задачами, общим делом, воспитывать в них уважение к работе товарищей по коллективу вне зависимости от их возраста. С другой стороны нужно приветствовать объединение воспитанников, близких по возрасту в небольшие дружеские ячейки, помочь найти друзей в коллективе, сформировать личные дружеские отношения.
Также особенностью коллектива подростково-молодежного возраста по сравнению с детским является то, что на этапе формирования самых первых навыков интонирования, кантиленного пения, метроритмического восприятия, подстраивания голосов, унисонного пения, голоса хористов уже имеют ярко выраженную тембральную окраску и довольно звучное наполнение. Голоса хуже управляемы, сложнее выстроить унисон, припеть участников коллектива между собой. Эти сложности в работе компенсируются осознанностью, ответственностью и внимательностью хористов, пониманием поставленных задач, старанием.
Начальный этап вокально-хорового воспитания подростков и молодежи является основой для дальнейшего их развития. Руководитель постоянно должен стремиться к самосовершенствованию, искать новые интересные формы работы и каждую минуту помнить о своей ответственности перед начинающими певцами.