Публикации Формирование положительных мотивов обучающихся на уроках математики в свете новых требований ФГОС.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование положительных мотивов обучающихся на уроках математики в свете новых требований ФГОС.
Автор: Валентина Николаевна Локтионова

Формирование положительных мотивов обучающихся на уроках математики в свете новых требований ФГОС.Локтионова Валентина Николаевна (учитель математики, МБОУ «СОШ№1 р.п.Самойловка») Успешное формирование положительных мотивов учения тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности обучающихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности и сформированности различных учебных умений, навыков. Данному вопросу уделяют достаточно большое внимание. Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется у всех предметников в процессе учебных действий. Цель и содержание урока определяются в основном составом тех умений, которыми владеют ученики. Отдельным учителям на своих уроках удается обратить любую форму активности обучающихся в познавательную потребность обучающихся. Для поддержания мотивации к учебной деятельности они добиваются, чтобы обучающийся начинал действовать. Для этого создаются ситуации различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия); игрового, к которым относятся познавательные игры; эмоционального с успехом и увлеченностью учебным материалом. Отбор содержания учебного материала для уроков учителя проводят с учетом того, что информация должна быть для обучающихся интересной, доступной для понимания. Задания подбирают с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматривают своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях применяют информационно-компьютерные технологии, печатные материалы с использованием электронных носителей (инструкционные карты, дидактический материал), используют фрагменты урока на дисках.  Учебный материал подается в такой форме, чтобы вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, активизировать познавательный интерес. Отдельные обучающиеся получают интеллектуальное удовольствие от решения проблемных вопросов, вопросов дискуссионного характера, проявляют интерес к обобщениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. У многих учителей разработаны различные варианты карточек – заданий, которые с интересом обучающиеся используют на уроках. Разработаны комплекты тестовых контрольно оценочных работ, которые включают в себя различные виды контроля: входной, текущий, рубежный и итоговый. В групповой работе обучающиеся подводятся учителями к вопросам, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работают  на уроках,  общаясь с товарищами, оказывая помощь, прислушиваясь к их мнению, что очень важно для каждого. На уроках в последнее время отмечается повышенный интерес обучающихся к проводимым опытам, особенно когда они выполняют эти опыты самостоятельно (экспериментальная работа по опытам Фарадея, определение выталкивающей силы, изучение коллекции минералов, и проведение опытов на реакции обмена по химии). Но объяснение практических моментов урока невозможно осуществить без теоретических знаний. Здесь хорошо видна взаимосвязь – теории и практики. Эти фрагменты уроков помогают педагогам легче осуществлять индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны обучающихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике. Рефлексивно-оценочный этап  у всех предметников связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Но в последнее время многие уделяют подведению итогов так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Этот этап  служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости. Итак, учителями школы обращается большое внимание на формирование положительной мотивации обучающихся, на формирование достаточного уровня интереса к предмету. Они уделяют внимание на подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения, использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон урока, используют задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Довольно важным является обращение внимания на достижения и недостатки в развитии личности каждого, проявление доверия к силам и возможностям обучающихся, проявление преподавателем  собственных качеств в плане общения, эрудиции и побуждение учащихся к подобным проявлениям.