Публикации
Консультация для педагогов и родителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов и родителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Автор: Есенкова Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов и родителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Автор: Есенкова Ирина Александровна
Консультация для педагогов и родителей«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка. Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.Чувство ритма - это способность эмоционально откликаться на музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.Развитое чувство ритма способствует развитию речи и интеллектуальных способностей ребенка. Дети легче запоминают стихи и тексты песен.Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Так, что же такое ритм?А ритм - это чередование длинных и коротких звуков, которые образуют ритмический рисунок.Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, восприятии музыки, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Очень важно использовать в музыкальной деятельности речевые и музыкальные игры, пальчиковую гимнастику, ритмические упражнения.Развитое чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, способствует формированию богатого духовного мира ребёнка, помогает стать ему творческой личностью, развивает умственные способности и психические процессы, ассоциативную фантазию, а в первую очередь - мелкую моторику и двигательные реакции.Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся под веселую песенкуРечевая игра «Здравствуйте, ладошки» Л. ХисматуллинойЦель: воспитание речевой и двигательно-ритмичной активности- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп! хлопки- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ! притопы- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх! хлопки по щечкам- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! поцелуйчики- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! показываем пальчиком носик- Здравствуйте, малышки - всем привет! машем ручкамиПосмотрите, ребята, наше весёлое настроение перенесло нас на чудесную музыкальную поляну. Здесь очень много интересного и везде слышны музыкальные ритмы.Слышите, птенчики пищат, с нами поиграть хотят.Ритмическая игра «Цыплята»Цель: Учить детей выполнять ритмические движения по показу педагога. Развивать чувство ритма.Цыпы по лесу гуляли, Цыпы зёрнышки искали. дети, глядя на педагога, стучат указательными пальцамиКлю-клю, клю-клю так я зёрнышки клюю.«клюют» птенчики клювиком медленно четвертными длительностями.Вышла Маша на дорожку, накрошила цыпам крошки.отстукивают ритм восьмыми.Клю-клю-клю-клю, клю-клю-клю –Быстро зёрнышки клюю. (М. Картушина)Вот подул ветерок и пошёл дождик…«Ветер дул, задувал, капли все размешал».Простучать ритмический рисунок в хлопках или с помощью шумовых инструментов (погремушки, маракаса, барабана) длинными и короткими длительностями.«Весёлая и грустная погремушка»Цель: учить детей самостоятельно определять части музыкального произведения, различать характер, длительность звука. Дети действуют в соответствии с содержанием текстаПогремушки, погремушки, вот веселые игрушки,Громко, громко так гремят, веселят они ребят.Дети передают ритм коротких звуков, четко ударяя погремушкой о ладонь.Погремушки не гремят, на коленочках лежат.Детки тихо так сидят, погремушки не гремят.Дети кладут погремушки на колени.На слова:Звон, звон, звон, звон погремушек перезвон.Динь-дон, динь-дон, что за странный перезвон?Дети передают ритм долгих звуков.На последующих занятиях предлагается детям определить по музыкальной фразе, какая погремушка: весёлая или грустная и как она гремит, предлагая детям самим передать характер погремушки короткими или долгими звуками, медленными или быстрыми ударами. Работать над чувством ритма важно начинать с раннего дошкольного возраста.Особенно эффективны в развитии ритма вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки). Основная цель вокально-двигательных разминок - сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений - хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.Валеологическая песенка-попевка «Доброе утро»Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)И сегодня весь день будет веселее (Хлопают в ладоши)Мы погладим лобик, (по тексту) носик и щёчки,Станем мы красивыми, как в саду цветочки («фонарики»)Ушки мы теперь потрём (по тексту) и здоровье сбережём.Улыбнёмся снова - будьте все здоровы (кланяются, разводят руки в стороны)Игры со словомЧтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» - для более короткого звука. Одновременно хлопая в ладоши и пропевая текст, воспроизводим следующий ритмический рисунок «Солнышко»Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!А теперь давайте ритмизируем: Та ти-ти, та ти-ти, ти-ти-ти-ти та та.«Дождик» Цель: развивать умение четко произносить текст с ритмичным движением рук и ног.Ход игры:Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп, кап-кап, шлёп-шлёп, бах-бах. Птица: кар, кар, кар!Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверхМама: ах, ах, ах! Качают головой.Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.Туча: бах, бах, бах! Топают ногами. «Небо синее» Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.Ход игры: Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.В не-бе пе-се-нки зве-нят, все ре-бя-та вверх гля-дят:Мно-го в не-бе пти-чьих стай, по-то-му что ме-сяц май.Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук. «Капельки»Цель: развивать у детей умение сопровождать действия ритмическими звукоподражаниями.Ход игры: назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.Дождь по крыше заплясал, капельками застучал:Вот одна, а вот другая, третья, пятая, восьмая.Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др. Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чистота интонирования), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование шумовых детских музыкальных инструментов, поскольку именно эти инструменты наиболее доступны детям дошкольного возраста. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее - к простейшей импровизации.В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей, музыкальная память и воображение. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии, и, придя домой, дети часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии: музыкально-ритмические игры и упражнения, танцевальные движения. Главное, поощрять и хвалить своего ребёнка, даже, если у него что-то не получается. Рекомендации родителямСлушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию; Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой. Поощряйте движения под музыку - устройте парад, маршируя и стуча в барабаны; Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи. Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии. Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое свободное для вас время.