Публикации ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Серых Татьяна Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Серых Т.С.«Читайте не для того, чтобы возражать и опровергать, не для того, чтобы верить и принимать без доказательств, не для того, чтобы узнать чьи-то мысли, но для того, чтобы взвешивать и обдумывать» Ф. Бэкон Сегодня в учебно-воспитательном процессе уделено особое внимание качественному освоению образовательных программ. Выполнение этой важной задачи обусловлено содержанием обучения. Одной из значимых тем является развитие навыков правильного и осознанного чтения на уроках русского языка и литературы. Понятие «смысловое чтение» имеет свое предназначение. Об этом прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте: «учащиеся должны овладевать умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа)» []. Эта тема прописана в примерной основной образовательной программе, где под смысловым чтением понимается «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать 7 в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение [1; с. 32]. Как же научить ребёнка видеть зрительно важную информацию? Возможно ли развить умения читательской зоркости, если иногда ученик не умеет грамотно читать, понимать текст? Это зависит, прежде всего, от того, как педагог организует урок, учит мыслить и формулировать основную мысль текста. Чтение – окошко в мир знаний. Грамотным читателем считается тот, который читает 120-150 слов в минуту. Только с таким потенциалом ученик успешно решит задачи, интерпретирует текст. Одним из путей развития читательской грамотности является системный подход к обучению смысловому чтению. При организации учебных занятий педагог использует разнообразные методы и приёмы обучения. Они дают возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка. Такая система работы формирует навыки учащихся, их умения анализировать текст на уроках русского языка и литературы. Задача учителя - воспитать грамотного читателя. Роль педагога в этом процессе созидательная и творческая. Именно учитель должен мотивировать учащихся, направлять их на увлечённое чтение. Надо научить ребёнка со школьной скамьи находить необходимую информацию в тексте, интерпретировать, рассуждать, правильно и глубоко понимать его содержание, находить все детали. Поэтому чтение должно быть внимательным и осознанным. Только смысловое чтение помогает овладеть искусством критического чтения. В нашей педагогической деятельности выделяем ряд проблем в обозначенном направлении. Мы знаем, что многие учащиеся невнимательно читают задания к текстам, поэтому не умеют извлекать необходимую информацию. Приходится творчески решать заявленные проблемы. Активизируем познавательную деятельность учащихся, совершенствуем технологию чтения, выбираем разнообразные формы работы с текстами на уроках русского языка и литературы. Это наш ориентир в достижении результатов читательской грамотности. Необходимо ознакомление и анализ методической литературы по вопросам данной темы, разработка плана действий по совершенствованию навыков смыслового чтения. Педагог должен выстроить систему работы и найти эффективные приёмы в данном направлении, изучить современные методики и внедрить в практику, учитывая индивидуальные и возрастные способности детей. Обязательно организовать мониторинговые исследования, которые помогут выявить уровень овладения учащимся навыками смыслового чтения. Поэтому на уроках русского языка и литературы необходимо так организовать работу с текстом, чтобы детям было интересно, понятно и ясно. Ведь текст – это живой организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней. Чтение текста – исследование содержимого. Надо ставить цели учащимся, чтобы они их преодолевали и решали. Дети должны 8 понимать, что исследование текста помогает глубже понять содержание прочитанного и замысел автора. Важными и эффективными формами, методами организации речевой и смысловой деятельности учащихся являются комплексная работа с текстом и его многоаспектный анализ. Глубокий анализ текста на уроках русского языка и литературы реализует системный подход к изучению материала. Чтение и анализ текстов развивает у детей языковое чутье, интерес к художественной литературе и нашей истории. Мы организуем исследовательскую работу, которая носит творческий характер, предполагает задания творческого и смыслового характера. Такие приёмы работы на уроках русского языка, как «Рассечение вопроса», «Вопросы большие и маленькие», «Мозговая атака» развивают читательские умения школьников. Не менее важными являются на уроках русского языка разнообразные диктанты. Это тексты художественных произведений, которые изучаются на уроках литературы, упражнений учебника «Русский язык». Все виды диктантов способствуют развитию речи, навыков осознанного чтения. Тематические тесты и лингвистические упражнения на уроках русского языка – ценный образовательный ресурс, который позволит привить учащимся навыки работы с анализируемым текстом. Дидактические, лингвистические, интеллектуальные занятия на уроках русского языка содействуют закреплению читательских навыков. Игры «Диктор», «Корректор», «Переводчик» формируют орфографическую зоркость, умение читать правильно и исправлять грамматические ошибки. Систематическая многоаспектная направленность работы с текстами в учебном процессе даёт положительные результаты. Дети получают прочные знания и качественное извлечение информации. В работе мы применяем диагностический материал, модель В.В. Пикан «Приёмы смыслового чтения». Данная система предусматривает все познавательные уровни, которые иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, дают возможность выявить качество знаний и уровень. Знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение – все уровни определены количеством баллов, получаемых за выполнение заданий. Эта методика способствуют результативности освоения технологии смыслового чтения. Наша приоритетная задача в педагогической деятельности – научить детей правильно и грамотно извлекать информацию, работать с текстом. В дальнейшем это будет качественный показатель на ВПР, точность выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ. Таким образом, мы видим, что смысловое чтение – показатель успеваемости и качества знаний учащихся. Это ключевая технология, от которой зависит, как ребёнок познаёт мир, какую извлекает информацию. Данная технология активизирует познавательную, информационную сферу школьников. Активное внедрение педагогами методики и приёмов смыслового чтения позволит расширить кругозор читательской компетенции, воспитать грамотного читателя. Это очень важно. Ведь в будущем наши 9 выпускники станут полноценными членами нового информационного общества. Литература1. Ладыженская, Т. А. Зельманова, Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс : книга для учителя. – Москва : Просвещение, 1992. – С. 152-216.2. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. – Москва, 1991. – 240 с. 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 4. Пикан, В. В. Технология вариативного обучения : учебнометодическое пособие / В. В. Пикан. – Москва : УЦ «Перспектива», 2008. – 144 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2021.