Публикации
Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку
Автор: Ленчик Наталья Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку
Автор: Ленчик Наталья Петровна
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Проблема контроля при обучении иностранному языку всегда остается одной из главных тем. Словарь иностранных слов современного русского языка определяет контроль как «систематическую проверку, постоянное или периодическое наблюдение». Традиционно выделяют три вида объектов контроля обучаемых. Первый – это знания и, сформированные на их основе, речевые навыки или языковая компетенция. Второй – это умение использовать полученные знания и навыки на практике в ситуациях общения или коммуникативная компетенция. И третий – это знание по страноведению или социокультурная компетенция. На протяжении ряда лет, главным объектом контроля являлось знание и владение системой языка. В настоящее время на первый план выступила способность обучаемых к речевой деятельности, то есть коммуникативная компетенция, которая и является теперь основным объектом контроля. Иностранный язык является специфической дисциплиной и относится к группе практических дисциплин, что подразумевает использование языкового материала в различных ситуациях речевого общения. И это необходимо учитывать при осуществлении контроля. Соответственно, если преподаватель будет контролировать только знания языковой системы, такой контроль не покажет уровня владения языком или, другими словами, уровня коммуникативной компетенции. Контроль знаний языкового материала на его применение, а не на контроль лексики и грамматических форм. Контроль речевых умений является более эффективным, чем контроль речевых навыков, так как контролируется только подготовительный этап, а не сам результат обучения иностранному языку (речевая деятельность обучаемого). В современной литературе выделяют следующие функции контроля на занятиях по иностранному языку: диагностическая, корректирующая, стимулирующая, оценочная. Эффективный контроль должен соответствовать методическим и дидактическим требованиям обучения. Среди которых принято выделять: объективность, регулярность, дифференцированный характер, четкость формулировки заданий. Существует несколько классификаций видов контроля. По одной из них контроль разделяют на индивидуальный, фронтальный и групповой, каждый из этих видов может быть письменный и устный. Вид и форма контроля обусловлены объектом проверки: вид речевой деятельности в текущем, промежуточном и итоговом контроле. Для контроля владения монологической речью обычно используют индивидуальный контроль. Такая форма больше всего подходит для итогового контроля и дает возможность наиболее достоверно оценить уровень подготовки обучаемых. Диалогическую речь проверяем парным контролем в форме двустороннего общения обучаемых. Данный вид контроля имеет и свои недостатки, к которым относятся небольшой охват обучаемых и снижения деятельности оставшихся обучаемых во время контроля одного из них. Для того чтобы охватить всех обучаемых в группе, преподаватель использует следующий вид контроля – фронтальный контроль. При этом все обучаемые отвечают на вопросы преподавателя и вовлечены в беседу. В отличие от индивидуального контроля, фронтальный опрос можно повторять несколько раз на одном занятии. К достоинствам фронтального контроля можно отнести возможность опросить всех обучаемых одновременно, при этом, все обучаемые активно работают. А также высокий темп работы. Среди недостатков, следует отметить поверхностный характер контроля. Преподаватель направляет свое внимание не на одного обучаемого, а на всю группу одновременно, отсюда недостаточная объективность оценки ответов отдельных обучаемых. Среди недостатков - поверхностный характер контроля. Так как преподаватель направляет свое внимание на всех обучаемых в группе одновременно, и не может объективно оценить ответ отдельного обучаемого. Следовательно, фронтальный контроль лучше применять во время текущей проверки, поскольку глубина и достоверность оценки недостаточна для итогового контроля. Для повышения эффективности фронтального контроля знаний рекомендуется: • заранее планировать место фронтального контроля в плане аудиторного занятия и время, которое будет ему уделено; • заранее продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечеткость часто вызывает затруднения при ответе и дает неправильное представление о подготовке обучаемых; • не допускать перехода на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма занятия и снижению эффективности работы; • задавать вопросы всей группе обучаемых, только после этого обращаться к одному конкретному обучаемому. Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность обучаемых, обеспечивает быстроту реакции. Если обучаемый испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому обучаемому, а не переходить на индивидуальную форму работы. Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Обучаемые работают в паре, выполняя предложенное задание. Согласно другой классификации, контроль принято подразделять по видам: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Предварительный контроль направлен на выявление исходного уровня владения языком до начала курса обучения в вузе. Предварительный контроль характеризует еще и индивидуальные качества обучаемых, необходимые для обучения (умения учиться), среди них: внимание, память, общий уровень развития и т.д. Целью данного вида контроля является определение дифференцированного подхода к обучению группы обучаемых на подгруппы с учетом уровня владения языком (pre-intermediate, intermediate, advanced). Следующий этап – это текущий контроль. Он периодически осуществляется преподавателем на занятиях для проверки усвоения языкового материала. По результатам данного вида контроля мы можем судить об успешности процесса обучения на различных этапах. Промежуточный контроль служит для проверки овладения целым разделом материала и проводится после завершения целой лексикограмматической темы. И заключительный вид контроля – итоговый. Оценивается уровень овладения иностранным языком в конце курса обучения, в вузе – это экзамен. Главным критерием оценки здесь должен выступать уровень коммуникативной компетенции. Все перечисленные виды контроля могут сочетать как письменную, так и устную форму проведения, с преобладанием последней, как наиболее адекватной для проверки уровня коммуникативной компетенции. На занятиях чаще всего используются следующие формы контроля знаний и умений обучаемых: 1. Лексический диктант; 2. Краткая самостоятельная работа; 3. Письменная контрольная работа; 4. Тест; 5. Метод проектов; 6. Устный зачет по изученной теме; 7. Классический устный опрос; 8. Самоконтроль; 9. Игровые виды и формы проверки знаний. Лексический диктант – форма письменного контроля знаний и умений обучаемых. Преподаватель имеет возможность проверить активный лексический минимум обучаемых. Такой вид контроля создает у обучаемых установку на запоминание орфографии. Кратковременная самостоятельная работа включает некоторое количество вопросов, на которые обучаемые дают свои обоснованные ответы. Задания могут быть направлены на проверку теоретических вопросов, знаний, усвоенных обучаемыми. Часть заданий предполагает проверку умения пользоваться на практике теоретическими знаниями. Вопросов не должно быть много. Самое оптимальное количество - это не более 2-3, иногда целесообразно давать самостоятельную работу, включающую одно задание. Письменная контрольная работа – является наиболее распространенной формой контроля. Цель данной формы контроля - определение конечного результата обучения, то есть практическое применение теоретических знаний. В дидактике существует ряд принципов составления контрольных работ. Письменная контрольная работа может включать задания разной степени сложности. Это позволяет преподавателю оценить полноту усвоения знаний обучаемыми. А так же понять имеют ли обучаемые, не справившиеся с заданиями целиком, необходимый минимум информации по теме. Преподаватель, по своему усмотрению, может включить в письменную контрольную работу задания повышенной сложности. Это позволяет выявить знания обучаемых, которые не входят в обязательные требования по изучаемой теме. Количество вариантов может варьироваться, чаще всего бывает 2, 4, 6 и 8. Чем больше вариантов, тем больше возможность обеспечить самостоятельность выполнения контрольной работы каждым обучаемым. С другой стороны большое количество вариантов ведет к увеличению времени, требуемого на проверку. Кроме того, достаточно сложно создать много вариантов одной и той же контрольной одинаковой сложности. Большое количество вариантов предотвращает так называемое списывание, которое само по себе свидетельствует о некачественной подготовке обучаемых и их неуверенности в своих знаниях. Тест – это набор заданий, организованных в определенную систему. Выполнение этих заданий позволяет оценить уровень владения языком, используя специальную шкалу результатов. Тестовые задания отличаются от обычных письменных контрольных работ тем, что измерение результатов предполагает использование специальной шкалы - матрицы. Использование матрицы значительно повышает степень объективности оценки результатов. Существует два различных вида тестов. К первым относятся нормативно-ориентированные и служат для сравнения результатов отдельных испытуемых. Второй вид тестов - это критериально-ориентированные. Они позволяют оценить степень владения пройденным материалом и используются чаще, чем первые. Метод проектов является относительно новым методом контроля. Этот метод заключается в развитии познавательных способностей обучаемых, предоставляет возможность конструировать свои знания самостоятельно, развивать творческое и критическое мышление и ориентироваться в потоке, получаемой информации. Использование данного метода способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, ведет к более глубокому и осознанному владению языковым материалом. Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность обучаемых (индивидуальную, парную и групповую). Время на выполнения проектного задания может ограничиваться рамками занятия или являться домашним заданием. Таким образом, использования проектного метода в качестве контроля позволяет развивать как учебные и общекультурные компетенции, так и профессиональные. Устный зачет по теме является одним из основных видов контроля. Устная проверка может применяться на различных этапах занятия, выбор приемов проверки, прежде всего, предопределяется целью и логикой занятия. Преимущество данного вида контроля состоит в том, что он дает комплексную проверку знаний обучаемых. Зачет отличается от других форм контроля тем, что устная беседы преподавателя и обучаемого позволяет выявить степень владения материалом и языковыми средствами, а так же имеющиеся проблемы. В такой форме контроля в наибольшей степени воплощается индивидуальный подход при помощи различных заданий, выявляющих динамику развития компетенций обучаемых. То есть, ценность зачета, как формы контроля заключается в том, что он дает наиболее объективные результаты на основе индивидуального подхода к каждому обучаемому. Следовательно, наиболее эффективно проводить зачет традиционно в виде беседы преподавателя и обучаемого. И, несмотря на существование разных методов проведения зачета, в методике существуют основные принципы его подготовки и проведения. На зачет должно отводится достаточное количество времени и рассчитываться исходя из количества обучаемых в группе. Подготовка к зачету начинается заранее, преподаватель сообщает дату зачета и перечень тем. А также вопросы и задания, которые входят в билет. Классический устный опрос может проводиться по-разному. Это зависит от цели проверки и содержания учебного материала. Целью опроса может быть следующее: проверка выполнения домашнего задания, проверка подготовки обучаемых к изучению новой темы, контроль понимания нового материала. Традиционно устный опрос проводится для проверки знания материала предыдущего занятия или по отдельным раздела и темам курса в виде вопросов и ответов. Важнейшим условием эффективной устной проверки является составление вопросов и заданий. Для составления вопросов необходимо учитывать, что проверять нужно те знания, которые являются основными по данной теме или те, которые представляют наибольшую трудность для усвоения обучаемыми. А также, прежде всего, проверяются те знания, которые нужны для дальнейшего усвоения материала. Вопросы обусловлены видом проверки. Содержание вопросов для текущей проверки связано с изучаемым и ранее пройденным материалом. Вопросы для тематической и итоговой проверки направлены на выявление того, какими ведущими знаниями обладает обучаемый и как он ими оперирует. Эффективность устной проверки зависит от того, показывает ли проверка осмысленность восприятия и использования знаний. Кроме того эффективная проверка должна стимулировать самостоятельную творческую деятельность обучаемых.Качество контроля зависит от характера умственных действий, выполняемых обучаемыми при ответе. Следовательно, должны использоваться вопросы, активизирующие память (проверка запоминания изученного материала, например лексики по теме), мышление (это операции сравнения, обобщения, выводов), речь (монологическое и диалогическое высказывание). Необходимо уделять больше внимания вопросам, которые требуют применения полученных знаний на практике. Успешность устной проверки определяется набором, последовательностью и формулировкой предложенных вопросов. Вопрос должен быть точным, лаконичным, логически завершенным и целенаправленным. Важной составной частью устной проверки, конечно же, является ответ обучаемого. Основными критериями оценки являются последовательность, правильность и качество речи. Метод самопроверки или самоконтроль дает ряд преимуществ как обучаемому, так и преподавателю. Самоконтроль повышает мотивацию и самостоятельность обучаемых, позволяя им самим оценить знание пройденного материала и понять свои недоработки и трудности. Существуют также игровые виды и формы проверки знаний. Игра требует напряжения умственных, эмоциональных сил и импровизации. Игровая форма работы и контроля может использоваться в качестве дополнительной не только в школе. Игра повышает интерес к изучению иностранного языка, активирует внимание и мыслительную деятельность, что в итоге приводит к более быстрому развитию речевой деятельности. Контроль можно назвать инструментом преподавателя для получения информации о результатах работы целой группы обучаемых и каждого обучаемого в частности. По результатам контроля преподаватель также может проанализировать свою собственную деятельность, эффективность приемов обучения и внести соответствующие коррективы. Контроль уровня владения иностранным языком является неотъемлемой и важной частью процесса обучения. И, следовательно, мы должны изучать контроль как часть и как итог обучения. И одной из главных задач преподавателя является выбор формы контроля, соответствующей целям и задачам проверки. Сегодня контроль при обучении иностранным языкам должен быть разнообразным (необходимо использовать разные виды контроля: фронтальный, индивидуальный, групповой), сбалансированным по времени, систематическим, адекватным, интересным. Контроль не только средство выявления результатов обучения, но и метод дифференцированного обучения. При таком обучении с помощью предварительного контроля мы можем группы обучаемых разделить на подгруппы с учетом уровня владения языком., что способствует более качественному обучению иностранному языку. Литература: 1. Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 184 с. 2. Баранов С.П. Принципы обучения. – М.: Просвещение, 2004. – 354 с. 3. Власко Н.К. Роль игровых технологий в реализации принципов компетентностного подхода на старших курсах неязыковых вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2014. - No 04. – С. 90-94. 34 4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант», 2014. — 800 с. 5. Кикоть В.Я. О критериях эффективности обучения. // Социально-правовые и психологические основы деятельности ОВД и ВВ МВД РФ: проблемы теории и практики: Матер, конф. 20-21 марта 1997 г. 4.1 СПб., 1997 - С. 10-15 6. Современные средства оценивая результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с. 7. Шарая В.В. Активизация познавательной деятельности слушателей вузов МВД России (на примере обучения иностранному языку): Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбЮИ, 1997 – 140 с.