Публикации Проект, направленный на формирование у детей гражданского самосознания, сохранение памяти о героическом прошлом нашей страны

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект, направленный на формирование у детей гражданского самосознания, сохранение памяти о героическом прошлом нашей страны
Автор: Щербакова Ольга Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»Методическая разработка,обеспечивающая реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проект, направленный на формирование у детей гражданского самосознания, сохранение памяти о героическом прошлом нашей страны.Разработала:старший воспитатель Щербакова О.А.СОДЕРЖАНИЕПаспорт образовательного проекта
  • Введение
  • Актуальность
  • ФГОС ДО закладывает основы нравственно-патриотического развития через приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства, ориентирует на формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве.Великая Отечественная война является одним из самых трагичных событий в истории нашей страны и одновременно важнейшим элементом национальной идентичности россиян. Это то событие, память о котором объединяет наше общество, поскольку оно затронуло каждую семью и является значимым для абсолютного большинства жителей нашей страны, независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, возраста. Мы говорим «война» - и подразумеваем «большие слова» подвиг, патриотизм, Родина…Стремление сохранить уходящую память о войне сегодня – не только государственная задача, но и насущная потребность самого общества. Нельзя не согласиться с мнением В. Д. Камынина, который отмечает, что «чем дальше будет уходить в прошлое Великая Отечественная война, тем актуальнее и острее будет вставать проблема исторической памяти о ней…».Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже тремя поколениями. Каждое следующее поколение знает о той войне все меньше и меньше. С каждым годом все сложнее сохранять память о событиях тех лет: среди нас остается все меньше ее участников, которые знают о ней не понаслышке. В эпоху переоценки самых важных человеческих ценностей, когда по Европе снова маршируют факельные шествия нацистов, формирование у подрастающего поколения патриотизма крайне важно. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.В 2020 году исполнилось 75 лет Великой Победе над немецко-фашистскими захватчиками. Событие это - значимое для всех нас, особенно для подрастающего поколения, за которым будущее нашей страны. В рамках педагогического проекта «Навстречу к победе» мы изменили форму организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию. Сохранение и ретрансляция памяти происходит через ознакомление дошкольников с символами Победы, которые понятны и близки молодому поколению: «Георгиевская ленточка», «Вечный огонь», «Знамя Победы», «Мамаев Курган», «Награды». Считаем, что такое ознакомление дошкольников через условную символизацию дает возможность ребенку приблизиться к пониманию фактов, связанных с прошлым страны, сравнить то, что есть, с тем, что было и приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа. При реализации проекта использованы актуальные формы и методы работы:
  • Проектный метод обучения, стимулирующий познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников. Проектная деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей проблемы и применять полученные знания на практике.
  • новый формат взаимодействия, направленный на сотрудничество образовательной организации и семьи посредством Интернет-ресурса.
  • 1.2 Инновационность проекта заключается в выработке новых подходов при организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию и взаимодействию с семьёй. Совместная проектная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению символов Победы, истории семьи способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию. Совместная деятельность педагогов детей и родителей по «наполнению» сайта «Навстречу к победе» является эффективным средством привлечения молодого поколения к формированию патриотических чувств, гражданственности и причастности к общему делу в современном поликультурном пространстве в рамках интернет-технологий. Для реализации проекта разработана виртуальная карта проекта. Это веб-сайт, который расширяет возможность соприкоснуться подрастающей молодежи с духовной жизнью прежнего поколения, открывает огромные возможности изучения прошлого страны, а также повышает роль и ответственность родителей в деле образования и воспитания ребенка.Возможность взаимодействия участников образовательного процесса посредством интернет-сайта обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами: 1) практически повсеместное распространение Интернета позволяет охватить одновременно большую аудиторию и в первую очередь представителей молодого поколения, которые являются самыми активными пользователями сети; 2) открытый доступ к материалам сайта предоставляет пользователям уникальную возможность скачивать информацию (в том числе созданные фильмы) абсолютно бесплатно в любое время суток из любой точки страны;3) веб-сайт интерактивен, то есть дает пользователям возможность поучаствовать в развитии ресурса, наполнении его контентом;4) возможность отслеживания хода реализации проекта.1.3.Основная идея проекта:Проект «Навстречу к Победе» направлен на формирование у детей гражданского самосознания, сохранение памяти о героическом прошлом своей страны через информационно-исследовательскую, практико-ориентированную деятельность по изучению истории Великой Отечественной Войны и развитие творческой инициативы педагогов, детей и родителей.Большинство родителей в силу различных причин (постоянной занятости, недостаточного уровня педагогической компетентности и т.д.) не всегда могут успешно решать вопросы нравственного воспитания ребенка, организовывать его познавательную активность, посещать музеи и другие культурные центры. Созданная виртуальная карта Проекта «Навстречу к Победе», через которую прослеживается вовлеченность участников к важным событиям группы, детского сада, города и страны, всегда доступна и регулярно пополняется совместными проектами и информацией о мероприятиях, посвященных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 1.4. Цель Проекта: Создание условий для формирования у детей гражданского самосознания, сохранение памяти о героическом прошлом своей страны.Задачи Проекта:
  • сформировать у детей чувство исторической сопричастности к своему народу, гордости и уважения к людям, принимавшим участие в сражениях за Родину;
  • обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по патриотическому воспитанию детей и организации совместных тематических мероприятий;
  • развивать предметно-пространственную среду (в том числе виртуальную) для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  • повысить профессиональный уровень педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию детей.
  • 1.5. Ожидаемые результаты проекта:Для воспитанников:
  • формирование у дошкольников патриотических чувств, простейших представлений о легендарном прошлом нашей Родины, о военных событиях 1941–1945 годов, понимание важности победы в ВОВ, уважение к героям войны и чувство гордости за свой народ;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды, в том числе цифровой образовательной среды, способствующей формированию у дошкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений и создающей возможность для их позитивной социализации и личностного развития.
  • Для педагогов:
  • создание условий для повышения профессиональной компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
  • совершенствование мастерства, применение в работе интерактивных технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечения возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
  • создание банка авторских разработок и презентационных материалов, сформированных в ходе реализации Проекта.
  • Для родителей:
  • участие в патриотических социально-значимых, творческих, культурных мероприятиях дошкольного учреждения, укрепление связи поколений.
  • Содержательный раздел.
  • Теоретическое обоснование и концептуальные основы проекта.
  • В проекте использованы идеи К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество, а также современные исследования проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой. Концептуальной основой проекта является теория общих закономерностей и факторов психического развития детей дошкольного возраста А. В.Запорожца, а именно положение о социальном опыте как движущей причине психического развития ребенка. Также методологическая основа проекта представлена концепциями становления личности на основе деятельностного подхода (Л.С.Выготский, Эльконин Д.Б., В.А.Петровский), где ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. В педагогической науке деятельность проектная деятельность рассматривается как эффективная форма взаимодействия участников образовательного процесса образовательной организации в педагогически спроектированных и организованных условиях.Проект опирается на основные принципы дошкольного образования, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (пункт 1.4.):1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. сотрудничество Организации с семьей; 6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Реализация проекта проходила через разбивку процесса его исполнения на последовательные этапы: (Приложение 1.)
  • этап – Подготовительный (декабрь 2019-январь 2020)
  • этап – Практический; (февраль 2020- май 2021)
  • III этап – Итоговый (июнь – сентябрь 2021)На подготовительном этапе работа строилась по следующему алгоритму:
  • выявление уровня заинтересованности детей, педагогов и родителей в реализации проекта;
  • изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по теме;
  • отбор диагностических методик для выявления уровня развития у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
  • подбор и /или/ разработка контента для групповых проектов;
  • создание системы партнёрской деятельности всех субъектов образовательного процесса и социума в контексте требований проекта.
  • Практический этап предусматривает:
  • разработку и апробацию системы методических мероприятий по формированию у детей представлений о Великой Отечественной войне;
  • реализацию групповых проектов;
  • апробацию интерактивных форм работы с родителями и специалистами детского сада в рамках реализации проекта;
  • создание единого информационного пространства ДОУ и учреждений социума по проблеме проекта.
  • Итоговый этап содержит:
  • презентацию результатов проектной деятельности;
  • оценку эффективности реализации проекта;
  • определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата и перспектив дальнейшего развития проекта;
  • Содержание проекта
  • Проектом предусмотрена разработка и реализация 5-ти групповых проектов, с условным закреплением каждому проекту (группе) символа Победы (Рис.1.):
  • СИМВОЛ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА»
  • СИМВОЛ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»
  • СИМВОЛ «ЗНАМЯ ПОБЕДЫ»
  • СИМВОЛ «МАМАЕВ КУРГАН»
  • СИМВОЛ «БОЕВЫЕ НАГРАДЫ»
  • На карте расположены символы Победы, за которыми закреплены возрастные группы. Каждая группа реализует свой подпроект, отвечая на вопрос: Почему их символ является символом Великой отечественной войны? (табл.1.)Таблица 1.В основу подготовки контента для каждого символа Победы на виртуальной карте легли подготовленные совместно с родителями и детьми проекты. Воспитатель является администратором и основным разработчиком страницы символа Победы. Особенностью взаимодействия с виртуальной картой является возможность наполнять контент участниками проекта. Поэтому в ходе реализации проекта добавились дополнительные разделы, которые стали результатом реализации еще нескольких подпроектов, таких как: «Книга Памяти», «Поем вместе, «Галерея рисунков», «Конкурс стихов» (Рис. 5.).Рисунок 5.Все участники проекта (дети, родители, педагоги) могут в свободном доступе наблюдать и отслеживать ход реализации проекта. Кроме того, созданная страница для родителей позволяет увидеть вовлеченность родителей в проект, осуществлять обратную связь и вносить изменения с учетом предложений родительской общественности.Методы реализации проекта
  • Обеспеченность комплексом необходимых условий реализации Проекта
  • Данный Проект может реализоваться 2 способами: Первый способ: очно, в реальном времени, когда все участники работают в одной команде, взаимодействуя друг с другом в реальном времени (групповая проектная деятельность). Второй способ, которым был реализован собственно этот Проект (в связи с ограничительными мерами в период распространения коронавирусной инфекции): все этапы работы проекта выполняются дистанционно. Обмен данными осуществляется при помощи средств электронной коммуникации. Данный способ подразумевает умение педагогов и родителей работать с современными средствами коммуникации. Контроль за реализацией Проекта выполняется при помощи видеоконференций.Необходимым условием реализации Проекта в нашем случае стала платформа для создания контента (сайта) - Виртуальной карты. Мы выбрали международную облачную платформу Wix.com для создания и развития интернет - проектов, которая позволяет конструировать сайты и которая распространяется бесплатно для образовательных учреждений.Обеспечение кадровых условий:Реализация проекта обеспечивается педагогическими работниками: воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию, учителями-логопедами, педагогом - психологом, музыкальным руководителем. Необходимым условием качественной реализации проекта является его непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего времени реализации. Педагогические работники, реализующие проект, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Условием успешности является мотивационная готовность коллектива к реализации задач Проекта.Обеспечение финансовых условий:Деятельность образовательной организации финансируется в соответствии с законодательством. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:-субсидии из местного бюджета на выполнение муниципального задания;-субсидии из местного бюджета на иные цели; -средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление платных дополнительных образовательных услуг; - плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в учреждении, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также осуществление присмотра и ухода за детьми;-финансовые средства по итогам участия в конкурсах; - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.Обеспечение материально-технических условий:Материальная база дошкольного учреждения соответствует определяемым образовательным задачам, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в дошкольной организации. В дошкольном учреждении созданы необходимые социально-бытовые условия. В достаточном количестве имеются помещения для организации досуга, отдыха, развлечений и других мероприятий, которые используются в соответствии расписаниям занятий, графикам мероприятий и планам мероприятий (недельный план деятельности учреждения, графики, расписание занятий). Детский сад оснащен в полной мере техническими средствами обучения: мультимедийные проекторы, интерактивные доски и приставки, компьютеры, ноутбуки, интерактивный стол, документ-камера, интерактивные дидактические пособия (интерактивные глобусы, интерактивные макеты тела человека, электронные микроскопы, интерактивный наборы для проведения исследовательской деятельности» и др.).Обеспечение психолого-педагогических условий:Данный проект предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как и искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  • Обеспечение информационно-методических условий: Проект реализуется с учетом следующих педагогических принципов:
  • доступности - изучение материала ведется от простого к сложному.
  • наглядности - показ (демонстрация) фотографий, рисунков, видеороликов и. д.
  • научности - проект основывается на первоисточниках, на достоверной и проверенной информации.
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации Проекта.В учреждении имеется в достаточном количестве научно - методическая литература и учебно-наглядные пособия для обеспечения образовательного процесса учреждения по основной образовательной программе дошкольного образования, что позволяет создать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания ребенка на протяжении раннего и дошкольного периода детства. Ресурсы, необходимые для освещения хода реализации Проекта, рекламные буклеты, методические и учебные пособия для работы с воспитанниками, фото - видеоматериалы. Информационными ресурсами для трансляции инновационного опыта являются средства массовой информации, официальный сайт МАДОУ города Нижневартовска ДС № 90 "Айболит", интернет – ресурсы, виртуальная карта «Навстречу к победе».
  • Практическая значимость реализации проекта заключается в возможности использования данного проекта в условиях любого образовательного учреждения.
  • А опыт создания виртуальной карты «Навстречу к Победе» и, в частности механизм реализации, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных веб-сайтов при реализации различных проектов в других образовательных учреждениях.Данный проект объединил стремления педагогов, родителей и детей к сотрудничеству и стал важной педагогической инициативой, способной привлечь внимание широкой общественности.
  • Степень вовлеченности различных категорий участников проекта
  • Проект реализуется в сотрудничестве с родителями. Проект успешно опробован на старших возрастных группах воспитанников и показал свою эффективность при правильном распределении задач. Так как проект по своей структуре считается открытым, то он доступен для семейного пользования. В непосредственной реализации Проекта (групповая проектная деятельность) приняли участие воспитанники и родители 5 возрастных групп (120 детей + 153 родителя + 10 педагогов). Кроме того все педагоги (27), воспитанники детского сада (243) и их родители приняли участие в конкурсах, организованных в рамках реализации Проекта (Книга Памяти, галерея рисунков, конкурс стихов о войне). Вовлеченность в проект по статистическим данным посещаемости виртуальной карты составляет - 663 человека.
  • Региональная составляющая в содержании проекта
  • Данный проект важен для региона, так как является инструментом сохранения и ретрансляции событий Великой Отечественной войны, которым могут пользоваться все участники образовательного процесса независимо от места нахождения. «Книга Памяти», созданная семьями воспитанников детского сада, и, включающая в себя историю о своих бабушках и дедушках, родственниках - участниках Великой Отечественной войны, призвана увековечить память тех, кто сражался за Родину. С целью привлечения внимания дошкольников и взрослых к экспозициям, посвященным Великой Отечественной войне, в проекте предусмотрен отдельный раздел с возможностью посетить виртуальные музеи боевой славы Ханты-мансийского автономного округа-Югры, в том числе школьные музеи города Нижневартовска.
  • Результативность, эффективность реализации проекта
  • В результате реализации Проекта создана цифровая развивающая образовательная среда, способствующая формированию у дошкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений и создающей возможность для их позитивной социализации и личностного развития – Виртуальная карта, наполненная содержанием в результате совместной деятельности с детьми, родителями и педагогами.Результатом реализации проекта стала положительная динамика развития у детей у дошкольников патриотических чувств, простейших представлений о военных событиях 1941–1945 годов (Приложение 1).Педагоги детского сада повысили свою профессиональную компетентность в вопросах гражданско-патриотического воспитания (на 15%). Педагоги старших групп, непосредственно принимающие участие в Проекте, освоили сервисы веб 2.0 для создания интерактивных игр, а также повысили уровень цифровой компетенции при создании и администрировании страниц виртуальной карты Проекта. Педагогами создан банк авторских разработок и презентационных материалов, сформированных в ходе реализации Проекта.Образовательная работа в рамках проекта способствовала повышению педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей. Они стали активными участниками дистанционных мероприятий. Это способствовало повышению творческих способностей детей, и как результат появились две дополнительные страницы сайта – конкурс стихов о войне () и конкурс рисунков (). Непосредственная вовлеченность в Проект семей воспитанников позволила опубликовать свою Книгу Памяти, которую дети, родители и педагоги детского сада создавали вместе, изучая и бережно храня историю своей семьи ().
  • Транслируемость, тиражируемость проекта
  • Опыт работы по реализации Проекта «Навстречу к Победе» был обобщен и представлен на Всероссийском конкурсе педагогических работников «Воспитать человека», 2020 (), на региональной педагогической конференции «Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров» в г.Когалыме в секции «Современные подходы к организации патриотического воспитания и работе классного руководителя», в 2021г. (). Информирование общественности о старте и ходе реализации Проекта осуществлялось на Портале системы образования г. Нижневартовска, (), а также на официальном сайте учреждения, в локальных группах родителей и педагогов посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями между педагогами и родителями в приложениях Viber, WhatsApp.
  • Перспектива развития проекта:
  • Реализация Проекта предполагает больший охват количества непосредственных участников Проекта, включая младшие и средние группы, а также создание мини-музея в дошкольном учреждении «Никто не забыт, ничто не забыто». В перспективе проект предполагает разработку новых совместных поисково-исследовательских проектов по ознакомлению с символами Победы в ВОВ («Т-34», «Катюша», «Могила неизвестного солдата» и т.д.) и включение их на виртуальную карту «Навстречу к победе».
  • Список литературы:
  • Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников / – М., 2008.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  • Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
  • Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «детство-пресс», 2011. – 192с.
  • Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста: Из опыта работы._Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014.-96с.
  • Чубич О. В., Кириленко О. В. Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 27-32. — URL (дата обращения: 04.04.2021)
  • Приложение 1.Дорожная карта реализации проекта «Навстречу к Победе!»Приложение 2. Результатом реализации проекта стала положительная динамика развития у детей у дошкольников патриотических чувств, простейших представлений о военных событиях 1941–1945 годов (Приложение 1)Показатель 1. Представления о событиях ВОВПоказатель 2. Понимание важности ПобедыПоказатель 3. Уважение к героям войны