Публикации Мастер-класс «Методы фантазирования по Джанни Родари»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Методы фантазирования по Джанни Родари»
Автор: Казмина Марина Владимировна

Мастер-класс Методы фантазирования по Джанни Родари
учитель начальных классов
Казмина М.В.
МОУ СШ № 55 Долина знаний
Волгоград
1. Оргмомент
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеемся, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Мы желаем нам успехов.
2. Мотивация к мастер-классу.
- Одним из стимулов по развитию читательского интереса является творчество. В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, принятой в июне 2017 года, подчеркивается, что необходимо развивать самостоятельную, читательскую, творческую деятельность младших школьников.
-Предлагаем нашу работу начать не совсем обычно, а именно с просмотра музыкального клипа очень творческой певицы. Вы любите песни? Отлично! Ведь не зря говорят нам песня строить и жить помогает. А в нашем случае она поможет нам узнать тему нашего мастер-класса. (просмотр клипа Н. Кадышевой Фантазия 2мин 42 с).
- Как одним словом можно сказать о чем пела Надежда Кадышева?
- Тема нашего мастер-класса Методы фантазирования по Джанни Родари
- А нужно ли учить ребенка фантазировать?
- Да, это полезное занятие. Важно помнить, чтобы фантазия не переходила ту грань, за которой начинается вранье.
- Осуществляемую деятельность можно расценивать как творческую, когда получается конечный продукт.
- Критерии этой деятельности:
оригинальность;
новизна;
убедительность.
- Я попрошу вас оценить свое умение мыслитьтворчески, фантазировать.Оцените на каком уровне вы сейчас находитесь.
- Афантазировать легко или трудно? Давайте проверим и проведем небольшую самодиагностикуУровень новизны.
-Я попрошу вас за 10 секунд нарисовать домик.
-Давайте проверим:
Если у вас получился примерно такой домик - вы находитесь на первом уровне новизны,
если рисунок представляет собой изображение домика с различными деталями, может быть объёмное изображение или рисунок многоэтажного дома- на 2 уровне,
если рисунок гнезда, конуры, аквариума, пенала… (домики для птицы, собаки, рыбы, ручек) - на 3 уровне и вы преодолелипсихологию инерции, которая чаще всего и мешает нам придумывать, фантазировать.
- Теперь зная эти уровни, вы не хотите внести изменения на пути продвижения к Пику фантазии?
- Давайте на нашем мастер-классе скажемНЕТпсихологической инерциис помощью методов фантазирования, которые придумал Джанни Родари.
3. Теоретическая часть.
В 1973 году сказочник Джанни Родари, автор Приключений Чиполлино и Джельсомино в Стране лжецов, написал книгу Грамматика фантазии, в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления.
Идея, лежащая в основе "Грамматики фантазии", проста: она сводится ктому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Советский психолог Л.С. Выготский сказал это на сорок лет раньше меня, так что никакой Америки я не открыл... Но дело в том, что идеи прокладывают себе путь очень медленно, и надо неустанно двигать их вперед.
4. Практическая часть.
1. Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово.Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод –камень в пруду…Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:
- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).
Любой набор слов, образованный по ассоциации может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово и придумать на каждую букву другие слова. Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получиться сочинение.
Помимо выстраивания ассоциативного ряда создатель рассказа (ребенок или взрослый) работает со словом: Дж.Родари: Одно слово … оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся первоклассники. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с учителем.
Например:
…..
2. Следующий метод, который предлагает писатель, называется Бином фантазии.
Такой метод не только хорош в сочинении собственных историй, но также активизирует словарный запас детей. На слайде представлен алгоритм по составлению сказки по данной методике.
В начале подбираются два слова, которые по смысловому ряду стоят совершенно в противоположных сторонах. Слова можно придумывать совершенно случайным образом. Далее с помощью изменения по падежам, с помощью союзов и предлогов эти два слова нужно соединить во всевозможные сочетания и выбрать из них самое необыкновенное. Полученное необыкновенное сочетание может служить главной темой сказки. К примеру, берутся слова кот и тыква. Таким образом, получаются следующие словосочетания: тыква для кота, кот в тыкве, тыквенный кот и так далее.
Или возьмите мешочек и положите в него несколько предметов. Пусть ребенок достанет из этого мешочка два из них. Например, это конь и машинка.Объедините два выбранных слова при помощи предлогов: конь в автомобиле, автомобиль для коня, автомобиль на коне... Любая связка развивается в историю.(это можно проиграть с участниками)
При таком способе, мы еще задействуем развитие моторики рук, тактильные ощущения.
3. Следующий метод называется Салат из сказок. (Алгоритм работы представлен на слайде.) Салат из сказок– Предлагаю детям подумать и назвать сказки.
В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке.
- Предлагаю детям объединить этих трёх персонажей в одну сказку. Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.
Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и развивает воображение, память, речь.
Правил для смешивания сказочных персонажей и их приключений — нет. Вы ограничены лишь возможностями собственного воображения, а оно вас обязательно приятно удивит, как только вы вступите в игру переплетения нескольких персонажей и их историй в один сказочный сюжет.
Наш пример сказочного салата
4. Д. Родари предлагает всем взрослым еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки.
Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером - удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью своих детей.
Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки Красная Шапочка: Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка, - начинаете вы свой рассказ. Нет, нет, не Желтая, а Красная, - спешит поправить вас ребенок. Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете. - Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а), - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры.
Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот еще один пример перевирания сказки Колобок. Фрагмент из кинофильма Усатый нянь.
5. Метод Техника фантастических гипотезтак же строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Первоклассникам можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: Кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Сочинения детей на такие темы позволяет увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.
Примеры работы представлены на слайде.
Еще один способ действия - приписывание обычному объекту несвойственных качеств: стеклянный человек, шоколадный щенок, Придумывание стран, в которых живут люди, сделанные из определенного материала. (Мыльная страна, Бумажная страна, Ледяная страна. Сливочная страна, Шоколадная страна и т.д.)
Спросите ребенка, можно ли увидеть мысли стеклянного человечка? Чего боится стеклянный человечек? А с кем он дружит? И т.д.
6. В сочинениях часто используетсясловотворчество– придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- и др. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.
5. Рефлексия.
В заключении нашего мастер-класс хотим привести слова В.А. Сухомлинского Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Мы считаем, что эта дорога не только к сердцу ребенка, но и к формированию ученика-читателя.
- Мы благодарим вас за участие в нашем мастер-класс. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях. Передавая друг другу Мудрого Совенка, скажите, пожалуйста, одно ключевое слово, с которым у вас ассоциируется содержание мастер-класса.
- Спасибо за внимание!