Публикации "Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Автор: Мальцева Светлана Николаевна

Мальцева С. Н. МАОУ «Филипповская ООШ» Кунгурский МОИсследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное времяРазвитие современной системы образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого обучающегося. Педагог должен выполнять функции помощника, консультанта. Очень важно поддерживать у обучающихся стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. Поэтому, рассматривая исследовательскую деятельность как педагогическую технологию, необходимо, чтобы она носила личностно-ориентированный характер, что дает возможность учитывать индивидуальные особенности детей. В связи с этим я, как учитель начальных классов, ищу пути, которые помогут правильно организовать познавательную деятельность детей, научить их мыслить. Сегодня для меня актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники не только изучали предметный материал, но и с желанием хотели узнать больше? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке и во внеурочное время? Как построить урок, чтобы дети не боялись выступать с докладами и высказывать свою позицию? Одним из путей решения этих задач я вижу в организации исследовательской деятельности. Организовать активную исследовательскую и познавательную деятельность детей, научить их мыслить, повысить интерес к получаемым знаниям можно через знакомство с историей и природой родного края. Систематические занятия с обучающимися по ознакомлению с родным краем, его историей, природой и литературой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к своей малой родине. На протяжении многих лет я являюсь руководителем краеведческого кружка. И на уроках, и на занятиях кружка создаю для обучающихся условия, где каждому предоставляется возможность проявить себя в различной деятельности; стараюсь зародить желание изучать свой край, познавать его; прививаю любовь к своей малой родине. Особую роль в исследовательской деятельности играют экскурсии. Мы сотрудничаем с музеями Кунгурского муниципального округа. С каждым выпуском обучающихся организуются экскурсии по родному селу, городу, в Кунгурскую Ледяную пещеру, Тематический парк д. Ермака, на камень Ермак, в Белогорский монастырь, в Хохловку – этнографический музей под открытым небом, в г. Чусовой- посещение этнографического парка истории реки Чусовой, на гончарное производство ООО «Кунгурская керамика», Кунгурский Художественный колледж. Посещаем детскую библиотеку имени Б. С. Рябинина, библиотеку Кунгурского краеведческого музея для поиска новой информации на определенную тему. Являемся постоянными посетителями Филипповской сельской библиотеки имени Ф. Ф. Павленкова и совместно с работниками библиотеки проводим различные мероприятия. Посещение Белогорского монастыря, Филипповского храма, Тихвинского храма и его колокольни, знакомство с их историей не только расширяют кругозор, но и помогают обучающимся расти добрыми, внимательными, стремящимися помогать людям, нуждающимся в помощи, быть толерантными. Посещая краеведческий кружок, изучая историю и природу родного края, ребята с удовольствием сами издают стенгазеты, выступают на классных часах и занятиях кружка, проводят мини- экскурсии, снимают фильмы, создают виртуальные экскурсии, пишут исследовательские работы и успешно выступают на районных, краевых и Всероссийских конкурсах. Полученные знания о родном крае позволяют разнообразить уроки, повысить интерес к математике, русскому языку, литературе, окружающему миру.