Публикации
План урока "Творчество Г. Н. Волкова"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План урока "Творчество Г. Н. Волкова"
Автор: Лебедева Елена Германовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План урока "Творчество Г. Н. Волкова"
Автор: Лебедева Елена Германовна
Тема урока: «Творчество Геннадия Никандровича Волкова».Цели: Воспитывающая: привитие любви к родному языку; воспитать у детей интереса к чувашской культуре и истории чувашского края;Развивающая: развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;Образовательная: познакомить учащихся с творчеством, обогатить свои знания о чувашской культуре.Методы и приемы: рассказ, диалог, чтениеФормы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.Материалы: презентация, портрет Г. Н. Волкова.Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска.Наглядный материал: слайды презентации. Планируемые результаты:Метапредметные: осуществлять анализ творчества чувашских этнографов , строить рассуждения, делать выводы.Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач. Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу. План урока:1. Организационный момент: 5 мин.2. Формулировка темы, цели урока : 5 мин.3. Сообщение нового материала.104. Решение учебной задачи: 10 мин.5. Итоги и выводы: 10 мин.Эпиграф урока: «Никого еще после И.Я. Яковлева история чувашского просвещения не выдвигала такой гигантской фигурой, как педагога Г.Н.Волкова. Все, что есть в чувашской педагогике сегодня, идет от него.Я.Ухсай, народный поэт Чувашии»;«Волков горд, чист, добр. Такой не отступит. Неудержим. Тверда его поступь как в педагогике, так и литературе».Г.А.Анисимов, доктор педагогических наук, профессор;«Для Г.Н.Волкова педагогика и литература, безусловно, – сестры, ведь и та и другая – человековедение».Н.А.Исмуков, доктор философских наук, профессор.ХОД УРОКА1. Организационный момент.2. Проверка домашнего задания 3. Вопросы и ответы. Учитель: Ребята, мы сегодня познакомимся с творчеством еще одного выдающегося человека, сыном земли чувашской – Геннадием Никандровичем Волковым. Кто-нибудь знает, чем же он стал таким известным?Дети: Г. Н. Волков – чувашский писатель.Учитель: Правильно. Кроме этого, Геннадий Волков - основатель этнопедагогики, известный педагог не только в Чувашской республике, но и по всей России, публицист, профессор и доктор педагогических наук. Он родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики в семье учителей. Отцом Геннадия был преподаватель физики и математики. Вполне возможно, что Волков выбрал путь учителя из-за влияния родителей.(1 – 3 слайды)В 1945 – 1949 г. учился в физико-математическом факультете Чувашского государственного педагогического института. Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским.Г.Н. Волков - основатель этнопедагогической школы, создатель лучшего учебника для третьего класса чувашской школы, автор произведений, которые включены в хрестоматии и книги для чтения во многих национальных регионах. Он внес большой вклад в духовное развитие чувашского народа. В Российской Федерации и за рубежом известны его многочисленные труды и выступления по истории и культуре чувашского края. По его инициативе в Чувашском государственном педагогическом университете был создан музей И.Я.Яковлева, открыта аспирантура по теории и истории педагогики (4 – 5 слайды). Вся жизнь Геннадия Никандровича была направлена на укрепление гражданского согласия, межэтнического диалога, мира и дружбы между народами. Им были налажены тесные связи с учебными заведениями Германии, под его руководством читались лекции по этнопедагогике чувашского народа в зарубежных университетах городов Цюрих, Берлин, Регесбург, Эрфурт, Йена, София, Бишкек. Большое внимание он уделял подготовке научно-педагогических кадров. Г.Н. Волков воспитал целую плеяду талантливых учеников, ставших впоследствии крупными учеными и прекрасными педагогами. Среди них более 80 докторов и кандидатов наук из представителей 22 национальностей.Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению (6 слайд).За многолетнюю плодотворную работу он был награжден орденом "За заслуги перед Чувашской Республикой", удостоен почетного звания "Заслуженный учитель Чувашской АССР", звания лауреата Государственной премии Чувашской Республики. Высокую оценку народов Татарстана, Калмыкии, Тывы, Якутии, Киргизии получили его труды в области научной педагогики. За выдающиеся заслуги в распространении русского языка и культуры в духе германо-советской дружбы был удостоен золотой медали И. Гердера. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, удостоен звания "Отличник просвещения РСФСР". Светлая память о Геннадии Никандровиче Волкове, патриархе отечественной педагогики, Учителе с большой буквы, мудром, талантливом человеке, ставшем настоящей легендой и гордостью Чувашии, навсегда останется в сердцах его современников и потомков, говорится в правительственном некрологе.4.Физкультминутка.Упражнение для глаз. (повторяем за учителем)Выполнение заданий со слайдов презентации (устно).5.Сделать кластер о деятельности основателя этнопедагогики Г.Н.Волкове .(на основании материала слайдов)6. Работа в группах.1 группа. Составить таблицу о биографии Г.Н.Волкова.2 группа. Составить таблицу о творчестве Г.Н.Волкова.3 группа. Составить таблицу о высказываниях известных людей о Г.Н.Волкове.7. Домашнее задание. Читать произведение Г.Н.Волкова «Золотая колыбель». 8.Итог урока.– Почему мы называем Г. Н. Волкова основателем чувашской этнопедагогики? Спасибо за урок.