Публикации
Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Почему улетели цапли?»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Почему улетели цапли?»
Автор: Оноприйчук Инна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Почему улетели цапли?»
Автор: Оноприйчук Инна Владимировна
Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Почему улетели цапли?»Цель: Формирование экологической культуры детей, через игровую деятельностьЗадачи:Обучающие:-познакомить детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.- Закрепить понятие взаимосвязи в природе.Развивающие:-развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру;- формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования;- развивать наблюдательность;- Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.- развивать эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы.Воспитательные:- воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы. - бережное отношение к живой и неживой природе.Оборудование: эмблемы по количеству детей, лупа, «Лесная газета», карта, чемодан, папка «Дело», презентация – слайды фоторобота, фото: цапли, лягушки, комара, маркер, доска, звукозапись, мультимедийный экран, макет озера, обитатели озера, детские савки, мусорный пакет, мусор, перчатки, энциклопедияХод:Дети заходят в группу, следопыт исследует с лупой помещение замечает детей- Цаплю не видели?.. Извините забыла представиться. Меня зовут Инна Владимировна, я сотрудник детективного агентства "Следопыт". У меня очень интересная работа - я помогаю всем, кто просит о помощи. Вчера, например, я отыскала потерявшегося котенка для юной хозяйки, которая за него очень переживала. В своих расследованиях мне приходится сталкиваться с дикими животными, изучать подводный мир. А также я всегда внимательно читаю объявления в газете. Кстати, что тут пишут в последнем номере «Лесных новостей»? (достает газету)Загадывание загадок Любители шитья могут ко мне обращаться за иголками. Ребята, догадались кто это написал?... А вот еще интересные объявления: куплю мед, сладкую малину в любых количествах. Кто же этот любитель меда?.. Ищу работу: обаятельная, привлекательная, имею острый, хитрый ум, найду решение в любой ситуации, если надо пойду на риск и обман. Узнали эту плутовку?... - Я смотрю, вы много знаете о животных и можете мне помочь в очень сложном, интересном деле, которым я сейчас занимаюсь.Достает папку «Дело»Вчера ко мне обратились жители деревни «Васильки» с просьбой найти пропавших серых цапель. Находится деревня на берегу озера, где всегда жили эти прекрасные птицы.Вы знаете, как выглядят цапли?.. Тогда давайте вместе составим их фоторобот.2. Игра «Фоторобот» (Составление целого из частей)1 слайд- Компьютерная программа предлагает нам на выбор несколько вариантов туловищ птиц. Под какой цифрой находится туловище цапли? (1) Почему? Крупное покрыто серым опереньем, большие крылья, короткий хвост 2 слайд- А теперь выберем нужную нам шею. Какой из предложенных вариантов является шеей цапли? (2) Почему? Шея длинная, изогнутая3 слайдПосмотрите внимательно, под какой цифрой находится изображение головы цапли? (3) Почему? Голова цапли часто украшена хохолком4 слайд- Выберите, пожалуйста клюв цапли. Под какой цифрой находится его изображение? (4) Почему? Клюв цапли длинный и прямой. В основном желтого цвета, но иногда встречаются цапли с черным клювом.5слайд- Какой из предложенных вариантов лап подходит цапле? (1) Почему? У цапель длинные, тонкие лапы темного цвета6 слайдФото робот готов! У нас получилась фотография цапли?...Прекрасно, сейчас я ее распечатаю.Меня все время мучает вопрос: почему цапли покинули родное озеро? Чего им не хватало?3. Игра «метод Эмпатии»Давайте закроим глаза, представим, что мы цапли и подумаем, что нам, цаплям, нужно для жизни? (вода, еда, тепло, воздух, безопасность).Давайте отправится на место происшествия и выясним, почему исчезли цапли. 4. Разминка «Дорога»Звучит музыка.- (дети идут змейкой)Это место далеко, туда добраться нелегко(смотрит в карту)И пойдем мы с вами:По мостикам сосновым,(по кругу на носочках)под ветками еловыми,(гусиным шагом)Через узкие ущелья,(Идут приставным шагом)По кочкам и оврагам.(Выполняют прыжки на двух ногах)Вот добрались мы до места,Дружно все остановитесь.Сделайте глубокий вдох и выдох!5. Экологическое домино «Пищевая цепочка» цапля – лягушка – комар-Вот мы и на месте. А где же озеро? На карте оно есть. Ребята, озеро высохло! И цапель нигде не видно. Давайте рассуждать – почему они улетели. Вспоминаем, что нужно цапле (выставляет картинку)…Вода: Но ведь цапли не рыбы. Они могут ходить по суше, дышать воздухом, а для питья воды может быть достаточно и в пище. Еда: Возможно. А чем питаются цапли? Ответы детей Основная пища цапель рыбы и лягушки. Рыб нет, потому что высохло озеро, а вот почему исчезли лягушки?..... (выкладываем фото лягушки)Вода: А есть земляные лягушки, их вы встречаете в огороде и в саду. А чем питаются все лягушки? Питаются мелкими насекомыми. (выкладываем фото комара)- Прислушайтесь, вы слышите писк комаров? Нет А вы знаете, чтобы личинки комаров развивались, нужна пресная, стоячая, теплая вода. Озеро высохло, вот комары и пропали.Итак, сделаем вывод: в природе все взаимосвязано. Что случилось, когда высохло озеро (имя)? (показываешь на комара – «Пропали комары»). К чему это привело (имя)? (показываешь на лягушку – «исчезли лягушки»). И что случилось в итоге (имя)? (показываешь на цаплю – «улетели цапли»).Молодцы, вы помогли мне выяснить причину исчезновения цапель. Но что нужно сделать, чтобы цапли вернулись на озеро? (вернуть воду).Значит, нам нужно понять, почему высохло озеро. Вы знаете, откуда берется озерная вода? Сейчас мы найдем эту информацию в энциклопедии. (зачитывает) Озера пополняются водой за счет дождей и тающего снега. Вода попадает в озера с ручьями, малыми и большими реками, подземными источниками и грунтовыми водами.Итак, в наше озеро реки не впадают. Значит, на дне озера должны быть родники. Почему из них перестала поступать вода в озеро?6.Трудовая деятельностьДавайте попробуем раскопать родники. Наденьте перчатки, возьмите совки. Аккуратно начинаем наши раскопки…… Ой, что это? Сколько мусора! Складывайте его в мусорный пакет… Кажется весь мусор собрали. Посмотрите, наши родники снова забили. Скоро здесь снова появиться озеро. (звуки природы: журчание воды – писк комаров – кваканье лягушек). Прислушайтесь, уже запищали комары (выставить комаров). Прискакали лягушки (выставить лягушек). Я вижу, возвращаются цапли! (выставить цаплю)Итак, дело о пропавших цаплях можно считать закрытым. Но если люди будут и дальше засорять водоем, цапли вновь улетят. Давайте напишем видео обращение к жителям деревни и объясним им, почему пропали цапли. (достаю телефон). Уважаемые жители деревни Васильки, мы выполнили вашу просьбу и отыскали пропавших цапель. Но вы должны знать, почему они покинули озеро. Об этом вам сейчас расскажут мои помощники. Ребята, почему цапли улетели… Что мы сделали, чтобы вернуть птиц на озеро?...А какие правила необходимо выполнять людям, чтобы цапли больше не улетали?... Уважаемые жители деревни Васильки, помните – чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Заботьтесь о природе, берегите ее. И вы, ребята, помните: В этом мире важно все, Все взаимосвязано: и ромашки лепестки, И букашка каждая.Ну что, ребята, вам понравилось быть сотрудниками детективного агентства? А что было самым интересным для вас в нашей совместной поисковой деятельности?.. (Как мы составляли портрет цапли – фоторобот, как мы поняли, что нужно цаплям – представили себя цаплей, как мы поняли причину исчезновения воды – делали раскопки).В завершении нашей плодотворной работы, я хочу вам подарить энциклопедию, которая поможет вам найти ответы на любые вопросы.До свидания, ребята.