Публикации
Комплект игр и игровых моментов на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплект игр и игровых моментов на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Люлькова Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплект игр и игровых моментов на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Люлькова Ольга Николаевна
Сегодняшняя школа встаёт перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать детей, способных продолжать учиться в течение всей жизни.
Игра и игровые моменты играют огромную роль в развитие и образование детей с ограниченными возможностями.
В игре незаметно, сами собой, исчезают стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, в ней рождается новая атмосфера и новые отношения.
В любой игре, используемой на уроке, должны быть установлены следующие моменты:
- описание хода игры,
- обязательно-методические цели игры, то чем она будет полезна учащимся.
У детей с ограниченными возможностями во время игры развиваются творческие способности, мышление, психические функции и фундамент игровой культуры.
Успех игры зависит от атмосферы, которая сложится внутри группы. Чем чаще дети будут играть, тем меньше будут воспринимать игру как неожиданный “перерыв” в учебе и тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.
У словесных игр большая история. Некоторые дошли до нас от древних греков и римлян, другие придумали французы, третьи – русское изобретение. Игра в слова и со словами развивает человека, заставляет с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляет знание родного языка.
Игры-загадки.
Эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания, развивают память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. К играм такого вида можно отнести словесные игры: ребусы, кроссворды. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Цель таких игр – привить интерес к слову, научить правильно, произносить его.
Ребусы.
Для того чтобы правильно назвать загаданное слово в ребусе, нужно разгадать сначала его части, каждая из которых представляет собой отдельную часть слова, из которых нужно составить загаданное слово.
Особым видом игры является викторина.
Она представляет собой ряд вопросов, которые требуют ответа в письменной или устной форме. Главная задача викторины – активно повторить пройденный на уроке материал.
В ходе такой игры у учащихся развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала.
Игры-путешествия – развивают интерес школьников к урокам письма, чтения и развития речи. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир.
Игра-путешествие, требующая поиска различных путей решения развивает воображение, актуализирует познавательную активность учащихся и протекает в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.
Игра такого типа развивает у воспитанников с ограниченными возможностями внимание, мышление, воображение.
Игры – соревнования проводятся, как правило, как состязания двух команд. Примером такой игры, широко используемой в практике, является эстафета. В ходе ее учитель, во-первых, видит работу всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика который допустил ошибку. В форме такой игры заложен элемент соревнования. Учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения заданий. Самое главное, чтобы ученики, выполняя, эстафету думали.
Дидактическая игра:
выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление школьников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей с ограниченными возможностями. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра – это ещё и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.
Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Таким образом, в подборке дидактического материала представлены игры на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее
важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. В подборке дидактического материала для обучающихся предлагается система игр коррекционной работы по развитию письма, чтения и развития речи. Своевременно начатые игры позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. В подборке дидактического материала изложена методика организации игры в обучении и воспитании. Это игры на развитие мышления, речи, памяти, внимания и мелкой моторики.
Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:
развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
развитие воображения как основы творческой деятельности;
развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления;
развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
организация коллективных и индивидуальных игр, в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.
Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность, она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь – это игра, а где игра – другая жизнь.
Воспитательные и образовательные возможности игры и игровых моментов на уроке многообразны.
1 Придумайте новое слово
Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.
Дополните предложенные сочетания букв до слов.
(я) --- мы Оскол ---(ок)
(кума)---ч (С,ото)----прут
кама---(ринская) (и,Бо)----рис
(за,у,)---дача (и)----волга
Заря ---(д) рыба----(лка,к)
Пол....(ено,ка) Бор----(т,овик,ьба)
2 Определи звук в словах
Определи место звука З в словах (в начале, в середине, в конце). Закрась соответствующий квадрат на схеме.
3 Определи звук в именах собственных
Прочитай имена детей. Определи, с какого звука начинается каждое имя: с гласного или согласного. Детей, имена которых начинаются с гласного звука, обведи красным карандашом. Детей, имена которых начинаются с согласного, обведи синим карандашом.
Оля Толя Поля
Коля Аня Алик
Андрюша Саня Ира
Наташа Олег Игорь
Маша Эрик Ульяна
4 Разделительный твёрдый знак (ъ)
Упражнение Вставь пропущенные буквы
Под…езд, с…ехал, об…ём, об…явиться.
Выпиши слова с твёрдым знаком.
С…ездил, бар..ер, с..ел, под..ехал, в..юга.
К слову подбери однокоренные слова с указанием приставок
Съезжать. (раз…, от…, в..)
5 Имя существительное
Из данных слов выпиши имена существительные
Смелый, зима, найти, тревога, трудиться
С именами существительными придумай два предложения.
Запиши их.
Подчеркни имена существительные.
Снег, день.
6 Игра Третий лишний
Вычеркни лишнее слов.
Весёлый, весельчак, веселье.
7 Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Выпиши сначала одушевлённые, а затем неодушевлённые существительные.
Подарили Вареньки валенки, варежки. Саньке- санки, а Сеньке –что и Саньке.
Измени имена существительные по числам
Дятел-…, заяц-…, пингвин-…, дом-…, двор-…, дуб-….
Запиши слова в два столбика, определи число имен существительных
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, ручей.
Составь и запиши два предложения по опорным словам. Определи число имени существительного
Лес, деревья, стужа, иней.
Определи род существительного
Озеро, улица, кот, домик, ворота, окно.
Выпиши имена существительные по родам: м.р., ж.р., ср.р..
Холодная осень, дождь шумит, дерево под окном стоит.
7 Ловкий вратарь. (Класс – 3 команды.)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетаниями жи, ши, 2-я – с сочетаниями ча, ща, 3-я – с сочетаниями чу, щу.
Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, выращу, шалаши, прощай, часто, жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.
Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.
8 Конкурс знатоков (2 человека или 2 команды)
На доске записаны 2 столбика слов с пропущенными буквами:
Луж.., ш..шки, ч..шка, ч..й,
Пищ.., щ..ка, отвеч..й,
Камыш.., ч..гун, маш..на,
Ш..на, ч..шка и пруж..на.
Ёж..к, ш..шки, саранч..,
Ч..ща, хиж..на, свеч..,
Щ..плый, щ..риться, ч..лан,
Щ..ка, рощ.. и ч..рбан
Задача игроков: вставить пропущенные буквы в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выигрывает команда, правильнее и быстрее другой выполнившая задание.
9 Игра Запиши одним словом
Цель: закрепить сущ., развитие умения обобщать.
Содержание игры. Учитель называет группу слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради.
Материал для игры:
1) масло, хлеб, сыр, кетчуп.
2) дуб, сосна, ель, липа.
3) тарелка, стакан, кастрюля.
4) воробей, дятел, ворона, попугай.
5)лопата, вилы, грабли, топор.
6) ручка, тетрадь, книга, пенал.
10 Игра Кто больше?
Цель: Закрепить знания о роде сущ.
Содержание игры. Задача уч-ся: записать как можно больше сущ. ж. р., м. р. и ср.р. – названий предметов, которые находятся в классе.
11 Игра Найди имя существительное
Цель: закрепить понятия имя сущ.
Содержание игры. На доске записаны пары предложений со сходными по форме сущ. и глаголами. Задача игроков найти сущ. и подчеркнуть слово, сверху написать букву с.
Материал для игры:
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребёнка.
12 Игра Дополни предложения
В ЛЕСУ МНОГО ДЕРЕВЬЕВ:
… БЕРЕЗА, ОЛЬХА, РЯБИНА, ЛИПА, ЕЛЬ, КЛЕН
У БЕРЕЗЫ ЛИСТЬЯ… БЕРЕЗОВЫЕ, У ОЛЬХИ ЛИСТЬЯ… ОЛЬХОВЫЕ, … ЛИПОВЫЕ, …КЛЕНОВЫЕ. У ЕЛИ ЛИСТЬЕВ НЕТ, ТОЛЬКО ЗЕЛЕНЫЕ ХВОИНКИ.
13. Игра Знаки препинания
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля! Мои пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше счастье буран зад_ржался. К сож_лению в сосняке скрывались люди. Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал.
14 Игра Допиши стихотворение
Цель – учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном.
Первые четыре строки стихотворения Эхо Е.Ф.Трутневой учитель читает полностью, а следующие - до скобки. Дети хором добавляют конечное слово.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
Эхо, эхо, эхо ты?
Отвечает эхо: Ты-ы!
Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: (Иди-и-и!).
Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: (Ку-ку)
И найду тебя в кустах!
Отвечает эхо: (А-ах!)
От меня не убежишь!
Отвечает эхо: (Ши-ш-ш!)
Игра в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах 8 вида способствует повышению заинтересованности к уроку, повышает качество усвоения учебного материала, вовлекает в учебный процесс каждого ребенка, занимательные материалы игры делают урок насыщенным, интересным, разнообразным. Командная работа воспитывает умение слушать и слышать друг друга, соревновательный характер игры увлекает воспитанников, повышает качество и эффективность мыслительной деятельности ученика.
Список литературы
1. П.М. Баев. Играем на уроках русского языка, Москва, Русский язык, 1989 г.
2. Л.С. Выготский. Педагогическая психология. Москва, Педагогика, 1991 г.
3. В.А. Крутецкий. Психология, Москва, Просвещение, 1986 г.
4. Н.М. Лебедев. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку, Москва, Просвещение, 1991 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
140301 Московская область г. Егорьевск, ул. Владимирская, д.1а
тел. 8(49640)3-95-50 e-mail: spec_school_7@mail.ru
Игры и игровые моменты
на уроках Речь и альтернативная коммуникация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила: Люлькова Ольга Николаевна