Публикации «Психолого-педагогические аспекты ценностных ориентаций студентов в профессиональном образовании»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Психолого-педагогические аспекты ценностных ориентаций студентов в профессиональном образовании»
Автор: Давлетшин Рустем Радикович

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИДавлетшин Р.Р. преподаватель русского языка и литературыГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова», КазаньАннотация. В статье раскрыты основные аспекты ценностных ориентаций студентов и проблеме формирования профессиональных ценностных ориентаций в профессиональном образовательном учреждении.Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, молодежь, юношеский возраст, Я-концепция, студенчество, образовательное учреждение, жизненная стратегия.Проблема ценностных ориентаций личности является актуальной на сегодняшний день. Ее актуальность определяется тем, что в нашем обществе происходят глобальные изменения в различных сферах жизни. Политические и экономические кризисы, масштабные смены общественных систем, происходящие в мире, требуют от человека постоянно находиться в ситуации ценностного выбора. Это относится и к молодым людям, представителями которого являются студенты профессиональных учебных заведений.В психологии под ценностными ориентациями принято считать предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (здоровье, комфорт, труд и т.п.) [10]. Ценности охватывают все сферы нашей жизни: эмоциональную, поведенческую и др. На протяжении многовековой истории развития человечеством были выработаны универсальные ценности. Среди форм существования ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие виды ценностей: социальные, личностные и предметные [6]. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или воплощенные в знаковой форме религиозные идеи и т. п. К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. [3].Ценности начинают формироваться еще в детском возрасте. По мере взросления они постепенно оказывают влияние на поступки человека, его личностный выбор. Однако именно в старшем подростковом возрасте начинают закладываться ценностные ориентации. Ш.А. Надирашвиди считает, что для их формирования должно соблюдаться главное условие – высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения [9].Современная молодежь постоянно находится в центре внимания научного сообщества. От того, какие ценности будут у них заложены, во многом зависит будущее состояние общества. «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивают, а в более зрелом возрасте уже усвоили, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до тридцати лет». Такое понятие дал В.Т Лисовский [7]. Позже различными учеными были сформулированы новые определения понятия молодежи. Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. На сегодняшний день принято определять границы юношества: 17-21 г. для юношей, 16-20 лет – для девушек [8]. Данный период для многих молодых людей связан с периодом студенчества.В студенчестве происходят важнейшие изменения ценностно-смысловых компонентов жизненной стратегии. Молодые люди стремятся понять себя и свои возможности, стараются найти ответ на вопрос, какого их назначение в современном мире. В это время также окончательно сформировывается Я-концепция, в основе которой лежат представления о себе и окружающей действительности. У юноши появляются потребности в принятии определенных решений в плане ценностных ориентаций, образа жизни, а также профессии. [1]. Значительным фактором влияния на выбор и реализацию жизненной стратегии молодого человека является образовательная система. Сюда можно отнести средние и старшие школы, высшие учебные заведения, профессиональные колледжи, техникумы, училища. В данные заведения еще вчерашние школьники приходят со своими ценностными ориентациями, которые были сформированы в школе под влиянием привычного окружающего социума. Это, в первую очередь, родители, друзья, учителя и т.д. В рамках профессионального образования данные ценности видоизменяются. Этому способствует ряд таких факторов, как переезд в другой город, отдаление от семьи, общение с одногруппниками с разными взглядами, новые правила и требования учебного заведения и т.д. Отсюда следует, что у юноши происходит переоценка ценностей. Старые ценности не находят подкрепления из вне и происходит их замена другими [5].Т.В. Васильева считает, что образование в ценностных ориентациях студентов главным образом относится к инструментальным ценностным ориентациям [4]. Это значит, что зачастую молодой человек поступает в образовательное учреждение с целью получения диплома («корочки») для поиска в будущем высокооплачиваемой работы, способствованию взятия высокого социального статуса. Такая позиция характеризует снижение значимости общечеловеческих ценностей. Буслаева Е.Л. говорит о том, что актуальные проблемы студенчества связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ и социально-культурной идентификации молодежи, разрушение традиционных ценностей, отсутствие механизма преемственности поколений, снижение активности молодого поколения в общественной жизни страны [2]. По этой причине обществу важно развивать у обучающихся интерес к будущей профессии, способности к творчеству и их профессиональное мышление. Этому должна способствовать целенаправленная учебно-воспитательная работа в учреждениях профессионального образования. Важно обращать внимание на совершенствование представлений учащихся о моральных качествах личности и особенностях их проявления в ее поведении.Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций современного молодого поколения происходит на протяжении многих лет, и окончательное ее формирование происходит в студенческом возрасте. Именно в период студенчества формируются ценности, которые и будут играть решающую роль в отношении к конкретной профессии. Список использованных источников:1. Архипова, А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 16-18. — URL: (дата обращения: 21.07.2022).2. Буслаева Е. Л. Ценностно смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-studentov-vysshey-professionalnoy-shkoly (дата обращения: 21.07.2022).3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.4. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-studentov (дата обращения: 21.07.2022).5. Воронкова, Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования / Е. С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 2.6. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. №4.7. Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 1994. – 496 с.8. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия). – М.: Издательство «Академия», 2007. – 624 с.9. Надирашвили Ш.А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии. 2006. - №3. – с. 32-39.10. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.