Публикации Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам медицинского работника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам медицинского работника
Автор: Лидия Викторовна Васильченко

Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам медицинского работника
Васильченко Лидия Викторовна – психолог, ОГАУЗ Санаторий Красиво, Россия, Белгородская область, Борисовский район
Эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому человеку, является одной из составляющих личностных качеств медицинских работников. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что медицинские работники обладают определённым диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Ключевые слова: эмпатия, отношение к другому, профессионал, каналы эмпатии.
Empathy as one of the requirements for professionally important qualities of a medical worker
Vasilchenko Lidia Viktorovna - psychologist, State Health Institution "Sanatorium" Krasivo ", Russia, Belgorod region, Borisovsky district
Empathy positively relevant to another, is one of the components of the personal qualities of healthcare workers. Describes the results of empirical research allowed to establish that medical professionals have a certain range of emotional responsiveness and empathic perception.
Keywords: empathy, attitude to other persons, professional, canals of empathy.
Человек - высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип гуманизма, важный принцип деонтологии. Одной из важнейших задач современной медицины является обеспечение соматического и психоэмоционального благополучия человека. Степень сформированности и развития личности медицинского работника являются важнейшими из факторов, обусловливающих выздоровление больного. Профессиональная медицинская деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и умениями реализовать их за счет развития профессиональных качеств личности.Одним из важных личностно - профессиональных качеств медицинского работника считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально - благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, человечное отношение к больному, этичность, наличие глубокой интуиции медицинских работников. Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий (Ореховский и др., 1989) [2].
Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах [4, с. 27].
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, и проч.), но прежде всего, это медицинские работники. В современной психологической науке эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях. Рассматриваются вопросы затрагивающие: 1) природу эмпатии как психического явления; 2) связь эмпатии с эгоистическими и альтруистическими тенденциями в поведении человека; 3) роль заражения, индукции, условных рефлексов, интуиции в проявлении эмпатпи; 4) формы проявления эмпатии и способы их фиксации; 5) функции эмпатии в воспитании и развитии личности. В связи с этим существуют и различные трактовки самого понятия эмпатия.
Над проблемой эмпатии задумываются не только в современной медицине, размышления на эту тему уходят корнями в Древнюю Грецию, к Гиппократу - известному представителю Косскоймедицинской школы, которым сформулированы основные тезисы врачебной этики, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время. Прежде всего, это natura sanat, medicus curat morbos (лечит болезни врач, но излечивает природа). Второй — это primum non nocere (прежде всего не вредить). И третий — qui bene interrogat, bene dignoscit; qui bene dignoscit, bene curat (кто хорошо расспрашивает — хорошо ставит диагноз; кто хорошо ставит диагноз — хорошо лечит).
В справочной литературе этот термин не определялся до 1980 года. Психологический словарь определяет эмпатию следующим образом: Эмпатия (от англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [8, с.547].
Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как, безусловно, положительное отношение к другому. А. К. Бохарт, проведя сравнение представлений об эмпатии, разработанных в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином эмпатия обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому (объекту эмпатии). Эмпатия в таком случае понимается как совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению [2, С. 27-29.].
С определением эмпатии как, безусловно, положительного отношения к другому соглашается В. В. Знаков. Он также считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к человеку, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем В.В. Знаков подчеркивает, что эмпатическое отношение может включать негативную или нейтральную реакцию субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент [4.]. Следовательно, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к пациенту, исключающее насилие и содержащее любовь, доверие, уважение, может выступать существенным фактором, способствующим проявлению и развитию нравственных характеристик личности медицинских работников
Особый интерес, на наш взгляд представляет исследование эмпатии у специалистов - медиков, ибо эмпатия является не только важным средством адаптации в профессиональной среде медицинских работников, но и способствует сбалансированности межличностных отношений всех субъектов коммуникативного процесса. Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством медицинского работника. Успешная деятельность специалиста не возможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому.
Цель исследования: изучить уровень развития эмпатии у медицинских работников ОГАУЗ Санаторий Красиво. В исследовании приняли участие 93 человека, медицинских работников ОГАУЗ Санаторий Красиво. На первом этапе исследования нами был определён набор методик, с помощью которых мы предполагали выявить уровень эмпатии медицинских работников. Этот набор составили следующие методики:
- Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
В ходе исследования использовался набор основных и вспомогательных методов психологического исследования: наблюдение, беседа и тестирование. Математический анализ результатов исследования проводился на персональном компьютере с использованием программы Microsoft Excel. Анализ результатов методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко позволил нам определить преобладающий параметр эмпатии медицинских работников
У 16 % испытуемых высокие показатели по шкале эмоциональный канал эмпатии, 32 % - интуитивный, 29 % - идентификация, 26 %- рациональный канал эмпатии, 19 % - установки, 39% - проникающая способность. Очень высокий уровень эмпатии у 61% опрошенных медицинских работников. 35% медицинских работников имеют средний уровень развития эмпатии. У 4% медицинских работников уровень эмпатии занижен. Очень низкого уровня эмпатии у медицинских работников ОГАУЗ Санаторий Красиво не выявлено.
Для испытуемых, медицинских работников ОГАУЗ Санаторий Красиво, с высоким и средним уровнем эмпатии в 55 % случаев характерны высокие показатели по шкале эмоциональный канал эмпатии, это значит, что эмпатирующий обладает высокой способностью входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Соучастие и сопереживание выполняют при этом роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. В 64 % случаев у медицинских работников развит интуитивный канал эмпатии, что свидетельствует о способности респондентов видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
Рисунок1. Ведущий канал эмпатии по результатам теста В.В. Бойко.
Таким образом, данные методики диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии исследуемой выборки испытуемых, и преобладании низкого уровня эмпатии у юношей. Доказано, что субъекты, имеющие низкий уровень развития эмпатии предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми. Следовательно, возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки медицинских работников, формировать у будущих специалистов нравственный мотив в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, то есть культивировать развитие эмпатических способностей медицинских работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают разнообразные, часто – отрицательные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботы, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Современные исследования подтверждают возможность формирования эмпатии. К основным методам развития эмпатических качеств можно отнести обучение пониманию знаков, которыми выражаются чувствования (звуки, мимика, пантомимика); развитие воображения, внимания, памяти, живой фантазии, общей впечатлительности; формирование непроизвольно действующих нравственных мотивов, направленности в пользу другого. Необходимо ввести в процесс обучения и воспитания полную и значимую информацию об эмоциональных переживаниях, потенциальных эмпатическому переживанию, о роли эмпатии в межличностных отношениях. Важным является также использование конкретно-жизненного материала и эмоциональных методов воздействия. Эмпатия, как безусловно, положительное отношение к другому означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, безотносительно к собственному благополучию. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, и отражает уровень нравственного развития человека. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками медицинского работника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М. : Информационно-издательский дом "Филинъ", 2016. - 472 с.
2. Бохард, А. К. Эмпатия в клиент - ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии / А.К. Бохард // Иностранная психология. – М. - 2013.
3. Гаврилова, Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. М.: 2000.
4. Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. - М.:2016.-376 с.
5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2007. – 234 с.
4. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков - М. : Изд-во Инта психологии РАН, 2014. - 240 с.
5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
6. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - 443 с.
7. Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта: Как превратить работу в творчество: Пер. с англ. / Отв. ред. А.А. Стативка. - М.: Рефлбук: АСТ, 2000