Публикации
конспект урока "Где птицы зимуют"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока "Где птицы зимуют"
Автор: Фролова Мария Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока "Где птицы зимуют"
Автор: Фролова Мария Анатольевна
Урок открытия новых знаний по окружающему миру Где зимуют птицы
Форма проведения урока: интерактивная
Время проведения: 40 мин
Участники: ученики 1 класса
Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы
Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. Просвещение 2019 г.; рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. Просвещение 2019 г., мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Где зимуют птицы, карточки со словами.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность
учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).
Деятельность
обучающихся
Время в минутах
Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера)
Комментарий, примечание
Психологический настрой на урок
Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга
-Здравствуйте, ребята. Я так рада нашему знакомству. Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, поэтому пожелаем друг другу удачи. Повернитесь друг к другу лицом. Коснитесь мизинчиками друг друга и скажите желаю, теперь безымянными пальчиками тебе, и далее удачи во всем, успехов, а теперь всей ладошкой тебе на уроке.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
Выполняют упражнения психологического тренинга
1мин.
Слайд 1
Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.
Поднятие жизненного тонуса.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Постановка учебной проблемы.
Самоопределение к деятельности.
- У: на прошлом уроке вы совершили интересное путешествие в самые жаркие районы мира, покажите на карте, где живут слоны? Как эти места называются?
-Д: Саванна, тропический лес (джунгли).
Кого мы можем здесь встретить?
-У: К нам на урок пришел муравьишка, который уверяет , что видел в Африке во время сафари, обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке?
-У: А мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг?
-У: Почему остались?
- У: Вот и попытаемся на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях.
Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
5мин.
Слайд
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Проблемный вопрос, выход на тему урока
Открытие новых знаний.
- У: Птицы которые остаются в родных краях называют зимующими, у них с осени образуется толстый сой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все - таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им?
-Д:
-У: Давайте познакомимся с зимующими птицами по ближе.
-У: Черный жилет , красный берет,
Нос как топор , хвост как упор.
(прикрепила на доску табличку к зимующим птицам)
- Д: Дятел. Сообщение ученика.
-У: Ребята, а кто знает эту птицу?
- Д: Поползень.
( прикрепила к зимующим птичкам)
-У: А о еще одной зимующей птички муравьишка принес загадку.
Озорной мальчишка, в сером армячишке,
По двору шныряет, крохи собирает.
-Д: Воробей
(прикрепила)
-У: какие вы молодцы, а следующую загадку отгадаете?
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика?
-Д: Синичка
(прикрепила)
-У: Почему зимой мы часто можем видеть эту птичку, а летом с ней не встречаемся?
-Д: Рассуждают.
-У: Правильно ребятки, летом они в лесу питаются, а зимой они за помощью прилетают к домам.
-У: а это что за гостья?
-Д: Галка.
(прикрепляю)
-У: А это что за птица?
Всю ночь летает – мышей добывает?
А станет светло, спать летит в дупло.
-Д: Сова. (прикрепляю). Совы очень интересные птицы. О них сложено очень много сказок. Из – за не обычной внешности страшного голоса, бесшумного полета, и ночного образа жизни, люди боялись этих птиц, подробнее о совах нам расскажет … .
- У: Ребята, вот сколько птиц остается с нами зимовать.
-У: Мы познакомимся и с перелетными птицами, но сначала немного отдохнем.
Работают с информацией,
представленной в презентации.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с информацией, представленной учителем.
Отгадывают загадку.
Выполняют упражнения с учителем.
10 мин.
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
Физминутка:
Руки подняли и покачали, это деревья в лесу.
Кисти встряхнули ветер, сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем ,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
1 мин
Работа по теме урока
-У: А сейчас мы с вами поработаем в тетради с. 14.(пропедевтика)
Знаете ли вы этих птиц? Приставьте, что эти птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться? Помогите им принять решение.
1. Синица, 2. Ласточка(закрашиваем кружок), 3. Дятел.
4. Зяблик.(закрашиваем), 5. Поползень, 6. Жаворонок.(закрашиваем).
-У: Давайте познакомимся еще с перелетными птицами.
Он прилетает каждый год, туда где птичий домик ждет.
-Д: Скворец. (прикрепили)
-У: Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней, кто же это…
-Д: Соловей.(прикрепили)
-У: Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу, на ходули
Им с ходулей не сойти.
-Д: Журавль. (прикрепили)
Коллективный поиск информации в учебнике
7 мин
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию
Физкультминутка
-У: Ну что ребятки запомнили какие птицы зимующие , а какие перелетные?
Давайте проверим. Встаньте из-за парт, когда я буду называть зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать.
Ласточка (полетели), поползень(присели), жаворонок (полетели), дятел(присели), зяблик(полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица(присели), скворец(полетели), галка(присели), сова(присели), журавль(полетели).
3 мин.
Проблемно-поисковая работа.
ПР с картой
ПР парами в тетради
ПР с картой
ПР парами в тетради
-У: Ребята рассмотрите рисунки и подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?
-Д: Правильно улетают птицы не из-за холодов, а из- за не хватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.
Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.
Рассмотрите карту, которую составили ученые. На ней видно, где обитают перелетные птицы на примере ласточки летом, а где зимой. Куда улетает ласточка на зиму?
-Д: Африка, Азия.
-У: какую дальнюю дорогу приходится их преодолевать, и этот долгий путь преодолевают, конечно, не все.
-У: Давайте в рабочей тетради отметим перелеты ласточек. Синими стрелками покажем направление осенних перелетов. Вы обратили внимание это задание повышенной сложности, поэтому работаем парами. Теперь красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.
-У: Кто может на карте показать район, где ласточки проводят лето
(центральная часть материка Евразия и Север Африки),а покажите где они проводят зиму(центральная и южная Африка и южная Азия)
-У: Как вы думаете, все ли перелетные птицы зимой находятся в тех же местах что и ласточки?
-Д: Рассуждения.
- У: Рассмотрим на примере журавлей. Посмотрите на экран, в каких местах журавли проводят лето?
Д: Северная и центральная часть материка Евразия.
-У: Куда улетают на зиму?
-Д: Север и Центр Африки, Южная Азия.
-У: Отметьте в р.т с 15 прилеты журавлей.
- У: В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, люди задумывались, куда же птицы улетают. Некоторые утверждали , что птицы улетают на луну, будто добираются туда за 60 дней, и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали что летят только большие и сильные, а маленькие путешествуют пристроившись на спинах больших. Сейчас конечно ученые выяснили, что наши пташки улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку.
Осуществляют:
самооценку;
взаимопроверку;
8 мин.
Постановка проблемного вопроса
Открытие новых знаний
А как ученые узнали , где зимуют птицы? Вам подскажут рисунки в учебники на ст. 17, выскажите свои предположения.
- У: Совершенно верно, ученые узнали, об этом надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым?
-Д: Рассуждения.
- У: на каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована.
Когда кто то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
2 мин
Рефлексия деятельности
Подведение итогов урока
Домашнее задание
-У: Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам провести викторину, по изученному материалу.
1 вопрос.
Птицы делятся на 2 группы зимующие и….?
2 вопрос
Когда перелетные птицы к нам вернуться?
3 вопрос
По какой причине улетают перелетные птицы?
4 вопрос
Выдели лишнюю птицу в этой группе: сова, синица, ласточка. Почему?
5 Вопрос
Выдели лишнюю птицу в этой группе: Жаворонок, ласточка, зяблик, нет лишней птицы.
У: Наш урок подошел к концу, мы сегодня узнали много нового и интересного, но я хочу попросить вас оценить нашу работу.
Если вам было интересно, все понятно, поднимите желтую улыбку, а если были какие-то сложности поднимите красную улыбку. Спасибо за урок.
И напоследок Сова дает вам задание, узнайте, чем отличается жизнь птиц в теплых краях во время зимовки, от их жизни на родине.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
3 мин.
Рефлексию можно провести любым удобным способом.
Форма проведения урока: интерактивная
Время проведения: 40 мин
Участники: ученики 1 класса
Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы
Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. Просвещение 2019 г.; рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. Просвещение 2019 г., мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Где зимуют птицы, карточки со словами.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность
учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).
Деятельность
обучающихся
Время в минутах
Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера)
Комментарий, примечание
Психологический настрой на урок
Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга
-Здравствуйте, ребята. Я так рада нашему знакомству. Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, поэтому пожелаем друг другу удачи. Повернитесь друг к другу лицом. Коснитесь мизинчиками друг друга и скажите желаю, теперь безымянными пальчиками тебе, и далее удачи во всем, успехов, а теперь всей ладошкой тебе на уроке.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
Выполняют упражнения психологического тренинга
1мин.
Слайд 1
Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.
Поднятие жизненного тонуса.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Постановка учебной проблемы.
Самоопределение к деятельности.
- У: на прошлом уроке вы совершили интересное путешествие в самые жаркие районы мира, покажите на карте, где живут слоны? Как эти места называются?
-Д: Саванна, тропический лес (джунгли).
Кого мы можем здесь встретить?
-У: К нам на урок пришел муравьишка, который уверяет , что видел в Африке во время сафари, обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке?
-У: А мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг?
-У: Почему остались?
- У: Вот и попытаемся на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях.
Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
5мин.
Слайд
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Проблемный вопрос, выход на тему урока
Открытие новых знаний.
- У: Птицы которые остаются в родных краях называют зимующими, у них с осени образуется толстый сой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все - таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им?
-Д:
-У: Давайте познакомимся с зимующими птицами по ближе.
-У: Черный жилет , красный берет,
Нос как топор , хвост как упор.
(прикрепила на доску табличку к зимующим птицам)
- Д: Дятел. Сообщение ученика.
-У: Ребята, а кто знает эту птицу?
- Д: Поползень.
( прикрепила к зимующим птичкам)
-У: А о еще одной зимующей птички муравьишка принес загадку.
Озорной мальчишка, в сером армячишке,
По двору шныряет, крохи собирает.
-Д: Воробей
(прикрепила)
-У: какие вы молодцы, а следующую загадку отгадаете?
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика?
-Д: Синичка
(прикрепила)
-У: Почему зимой мы часто можем видеть эту птичку, а летом с ней не встречаемся?
-Д: Рассуждают.
-У: Правильно ребятки, летом они в лесу питаются, а зимой они за помощью прилетают к домам.
-У: а это что за гостья?
-Д: Галка.
(прикрепляю)
-У: А это что за птица?
Всю ночь летает – мышей добывает?
А станет светло, спать летит в дупло.
-Д: Сова. (прикрепляю). Совы очень интересные птицы. О них сложено очень много сказок. Из – за не обычной внешности страшного голоса, бесшумного полета, и ночного образа жизни, люди боялись этих птиц, подробнее о совах нам расскажет … .
- У: Ребята, вот сколько птиц остается с нами зимовать.
-У: Мы познакомимся и с перелетными птицами, но сначала немного отдохнем.
Работают с информацией,
представленной в презентации.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с информацией, представленной учителем.
Отгадывают загадку.
Выполняют упражнения с учителем.
10 мин.
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
Физминутка:
Руки подняли и покачали, это деревья в лесу.
Кисти встряхнули ветер, сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем ,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
1 мин
Работа по теме урока
-У: А сейчас мы с вами поработаем в тетради с. 14.(пропедевтика)
Знаете ли вы этих птиц? Приставьте, что эти птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться? Помогите им принять решение.
1. Синица, 2. Ласточка(закрашиваем кружок), 3. Дятел.
4. Зяблик.(закрашиваем), 5. Поползень, 6. Жаворонок.(закрашиваем).
-У: Давайте познакомимся еще с перелетными птицами.
Он прилетает каждый год, туда где птичий домик ждет.
-Д: Скворец. (прикрепили)
-У: Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней, кто же это…
-Д: Соловей.(прикрепили)
-У: Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу, на ходули
Им с ходулей не сойти.
-Д: Журавль. (прикрепили)
Коллективный поиск информации в учебнике
7 мин
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию
Физкультминутка
-У: Ну что ребятки запомнили какие птицы зимующие , а какие перелетные?
Давайте проверим. Встаньте из-за парт, когда я буду называть зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать.
Ласточка (полетели), поползень(присели), жаворонок (полетели), дятел(присели), зяблик(полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица(присели), скворец(полетели), галка(присели), сова(присели), журавль(полетели).
3 мин.
Проблемно-поисковая работа.
ПР с картой
ПР парами в тетради
ПР с картой
ПР парами в тетради
-У: Ребята рассмотрите рисунки и подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?
-Д: Правильно улетают птицы не из-за холодов, а из- за не хватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.
Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.
Рассмотрите карту, которую составили ученые. На ней видно, где обитают перелетные птицы на примере ласточки летом, а где зимой. Куда улетает ласточка на зиму?
-Д: Африка, Азия.
-У: какую дальнюю дорогу приходится их преодолевать, и этот долгий путь преодолевают, конечно, не все.
-У: Давайте в рабочей тетради отметим перелеты ласточек. Синими стрелками покажем направление осенних перелетов. Вы обратили внимание это задание повышенной сложности, поэтому работаем парами. Теперь красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.
-У: Кто может на карте показать район, где ласточки проводят лето
(центральная часть материка Евразия и Север Африки),а покажите где они проводят зиму(центральная и южная Африка и южная Азия)
-У: Как вы думаете, все ли перелетные птицы зимой находятся в тех же местах что и ласточки?
-Д: Рассуждения.
- У: Рассмотрим на примере журавлей. Посмотрите на экран, в каких местах журавли проводят лето?
Д: Северная и центральная часть материка Евразия.
-У: Куда улетают на зиму?
-Д: Север и Центр Африки, Южная Азия.
-У: Отметьте в р.т с 15 прилеты журавлей.
- У: В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, люди задумывались, куда же птицы улетают. Некоторые утверждали , что птицы улетают на луну, будто добираются туда за 60 дней, и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали что летят только большие и сильные, а маленькие путешествуют пристроившись на спинах больших. Сейчас конечно ученые выяснили, что наши пташки улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку.
Осуществляют:
самооценку;
взаимопроверку;
8 мин.
Постановка проблемного вопроса
Открытие новых знаний
А как ученые узнали , где зимуют птицы? Вам подскажут рисунки в учебники на ст. 17, выскажите свои предположения.
- У: Совершенно верно, ученые узнали, об этом надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым?
-Д: Рассуждения.
- У: на каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована.
Когда кто то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
2 мин
Рефлексия деятельности
Подведение итогов урока
Домашнее задание
-У: Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам провести викторину, по изученному материалу.
1 вопрос.
Птицы делятся на 2 группы зимующие и….?
2 вопрос
Когда перелетные птицы к нам вернуться?
3 вопрос
По какой причине улетают перелетные птицы?
4 вопрос
Выдели лишнюю птицу в этой группе: сова, синица, ласточка. Почему?
5 Вопрос
Выдели лишнюю птицу в этой группе: Жаворонок, ласточка, зяблик, нет лишней птицы.
У: Наш урок подошел к концу, мы сегодня узнали много нового и интересного, но я хочу попросить вас оценить нашу работу.
Если вам было интересно, все понятно, поднимите желтую улыбку, а если были какие-то сложности поднимите красную улыбку. Спасибо за урок.
И напоследок Сова дает вам задание, узнайте, чем отличается жизнь птиц в теплых краях во время зимовки, от их жизни на родине.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
3 мин.
Рефлексию можно провести любым удобным способом.