Публикации Активизация музыкально-просветительской деятельности учащихся эстетического отделения МБОУ СОШ №27 в процессе реализации творческого проекта «Тверские композиторы – детям» (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация музыкально-просветительской деятельности учащихся эстетического отделения МБОУ СОШ №27 в процессе реализации творческого проекта «Тверские композиторы – детям» (из опыта работы)
Автор: Гавва Маргарита Васильевна

Активизация музыкально-просветительской деятельности учащихся эстетического отделения МБОУ СОШ №27 в процессе реализации творческого проекта Тверские композиторы – детям (из опыта работы)
М. В. Гавва МБОУ СОШ №27, Тверь
Во все времена такой вид деятельности как музыкальное просветительство тесным образом был связан с воспитанием и образованием человека. Главная задача музыкального просвещения состоит в приобщении людей к высокохудожественным образцам музыкального искусства с целью повышения общего уровня музыкальной культуры каждого в отдельности и общества в целом. Музыкальное просветительство в России имеет давние традиции, связанные с именами М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, Д.Б. Кабалевского и др. Так Б. В. Асафьев указывает, что ведущими, важными вопросами всей его музыкальной и общественной практики являлись вопросы музыкального просвещения и образования [1]. Д. Б. Кабалевский считает, что музыкант-просветитель в своей деятельности решает сразу две задачи: задачу-максимум – вызвать любовь детей к музыке и задачу-минимум – заинтересовать их музыкой [2].
В настоящее время, когда необходимым условием благополучного существования современного общества является подъем общей и музыкальной культуры населения, организация систематической просветительской работы становится особенно актуальной. Сегодня музыкально-просветительские идеи реализуются в творческой деятельности таких известных музыкантов, как: В.Т. Спивакова, Ю.А Башмета, Д.Л. Мацуева и др. Однако подобная просветительская деятельность в основном сосредоточена в крупных мегаполисах, располагающих широкой сетью организаций и учреждений культурного назначения, в то время как в провинциальных городах, таких как Тверь, музыкальное просвещение недостаточно развито. На наш взгляд, возрождение музыкально-просветительских традиций на Тверской земле является важным и необходимым в деле воспитания подрастающего поколения, знающего и уважающего музыкальное искусство малой родины.
Для решения данной проблемы педагогами и учащимися МБОУ СОШ № 27 г. Твери был разработан творческий проект Тверские композиторы – детям, преследующий музыкально-просветительскую цель— познакомить учащихся с музыкальными произведениями наших композиторов-земляков. Идея проекта популяризации музыкального творчества композиторов Верхневолжья, ориентированного на детскую аудиторию, но неизвестного широкому кругу юных исполнителей и слушателей, возникла в 2021 году. Проект призван решить следующие задачи: развивать интерес учащихся к музыкальному творчеству тверских композиторов; расширять музыкальный кругозор и музыкальные знания учащихся; поддерживать и развивать традиции детского музыкального просветительства; мотивировать интерес учащихся к практическому музицированию.
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа: определена тема проекта, сроки и форма реализации; выбран и разучен музыкальный репертуар — несколько фортепианных произведений современных тверских композиторов (А.Л. Сумелиди, К.К. Тушинка, Е.И. Медведовского). На основном этапе проекта данный репертуар был исполнен силами фортепианного дуэта педагогов эстетического отделения на лекции-концерте для студентов Института педагогического образования ТвГУ. Анализируя проведенное мероприятие, было выявлено, что такая форма ознакомления с творчеством композиторов нашего региона вызвала живой отклик и неподдельный интерес слушателей, что подтвердило нашу уверенность в необходимости и важности осуществления подобного рода просветительской деятельности.
На следующем этапе проекта были расширены репертуарные рамки и стали приобщаться к музыкально-просветительской деятельности, проводимой в рамках реализуемого проекта, юные пианисты эстетического отделения МБОУ СОШ № 27. После проведения совместно с учащимися лекции-концерта в рамках городского семинара учителей музыки мы получили большое количество предложений выступить перед учащимися общеобразовательных школ г. Твери с целью их ознакомления с творчеством региональных композиторов. Мы охотно откликнулись на такие предложения и провели ряд просветительских лекций-концертов в общеобразовательных школах нашего города. По результатам этих выступлений можно сделать вывод, что тверские школьники с большим интересом воспринимают фортепианную музыку тверских композиторов, особенно в исполнении юных музыкантов. В свою очередь, юные участники проекта почувствовали нужность и востребованность своего творческого труда, что, несомненно, явилось для них мотивирующим фактором, стимулом для дальнейших серьезных занятий музыкой.
Для более широкого охвата музыкального творчества современных композиторов Верхневолжья в 2022 году мы привлекли в проект педагогов и учащихся вокально-хорового отделения МБОУ СОШ № 27, добавив в исполнительский репертуар лекции-концерта вокальные произведения тверских композиторов (М. В. Моднов, А. В. Беляков, Г. К. Катрук и др.). Также в процессе реализации проекта мы посчитали важным познакомить слушательскую аудиторию с тверскими композиторами прошлого, сочинявшими музыку для детей, и проиллюстрировать некоторые их произведения (Н. Н. Сидельников, С. М. Майкапар, В. В. Галанов и др.). Знакомство с музыкальной культурой Тверского края прошлого помогает учащимся проследить преемственность в развитии музыкальной жизни региона.
Таким образом музыкально-просветительская деятельность в рамках проекта Тверские композиторы – детям вышла на более высокий уровень, а практический опыт, полученный нами в ходе реализации проекта, позволяет нам выделить наиболее значимые условия его успешного осуществления:
- наличие потребности к творческой деятельности и самообразованию;
- соединение педагогической и исполнительской деятельности;
- подбор музыкального репертуара с учетом индивидуальных исполнительских возможностей участников проекта;
- умение составить сценарий лекции-концерта и при необходимости адаптировать его под конкретную слушательскую аудиторию;
- подготовка презентаций, наглядных пособий;
- умение решать организационные вопросы, связанные с проведением лекции-концерта;
- владение грамотной, эмоциональной речью;
- воспитание у участников проекта взаимопонимания, отзывчивости;
- умение контактировать с родителями участников проекта.
Мы считаем, что участие юных музыкантов в творческом проекте Тверские композиторы – детям позитивно влияет на воспитание их исполнительских и человеческих качеств, дает возможность реализовать полученные знания и умения в культурной жизни, помогает ощутить свою причастность к такому благородному делу, как музыкальное просветительство. Создание и реализация такого рода проектов позволяет подрастающему поколению знать музыкальную жизнь своего города, региона, побуждает к посещению концертных залов, театров и в конечном итоге формирует высококультурную личность.
Список литературы:
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л: Музыка, 1973. 144 С.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. 224 С.
Мельникова Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работа: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. Л. Мельникова. М., 2005, 21 С.
Птушко Л. А. Музыкальное просветительство в современной отечественной культуре // Вопросы культурологии. 2009. № 6. С. 69 – 72.