Публикации Наблюдение как средство формирования познавательных УУД

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наблюдение как средство формирования познавательных УУД
Автор: Олистратенко Ольга Владимировна

Олистратенко О.В., учитель начальных классов МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №пгт.Тяжинский Кемеровская область - Кузбасс Наблюдение как средство формирования познавательных УУД Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться. Ведение наблюдений за предметами природы вносит большой вклад в решение задачи формирования познавательных универсальных учебных действий. Наблюдения способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретных представлений об окружающем мире, фактических знаний, которые являются основой для раскрытия взаимодействий, существующих в природе. Так, на основе наблюдений учащиеся устанавливают зависимость поведения животных от температуры воздуха и т.п. Эти знания положат начало формированию взгляда на единство окружающего мира. В ходе наблюдений учащиеся получают практические умения и навыки: например, пользоваться некоторыми метеорологическими приборами: термометром, флюгером, барометром. Кроме того, учащиеся могут сами изготовить модели термометра, гномон. Для развития наблюдательности используются лупа, микроскоп, бинокль. Как же организовать наблюдение в начальной школе? Обучение наблюдению начинается уже в 1 классе, так как содержание тем чтения связано с явлениями, происходящими в природе (сезонные изменения в природе). Началом наблюдения в природе служит экскурсия, которая проводится в первый месяц обучения. В дальнейшем проводятся экскурсии зимой, весной, которые расширяют знания детей о природе ближайшего окружения. В начальных классах наблюдения ведутся как на уроке, так и во внеурочное время через задания для самостоятельного наблюдения за растениями, животными, трудом людей. Кроме того, большие возможности для обучения приёмам наблюдения создают занятия внеурочной деятельностью, например, в ходе изучения курса «Мой край родной». Любое наблюдение начинается с постановки целей. Цель наблюдений определяется как ответ на вопрос, который задаёт учитель. Но очень важно привлекать детей к определению цели наблюдения. Например, используя подводящий диалог: Как вы думаете, какой сезон в нашем крае самый солнечный? Какие в нашем крае самые высокие температуры? Какие птицы улетают на юг первыми? Учитель обращает внимание, что дети отвечают по-разному. Как узнать, кто прав? Как проверить? Дети приходят к выводу, что нужно вести наблюдения за природой. Вопросы для наблюдения можно составить разные: Почему с одной стороны дерева есть мох, а с другой - нет? Почему одни растения зацветают раньше, а другие – позже? Очень важно, чтобы такие вопросы формулировали сами дети. Задания должны быть связаны с природой родного края. Объекты для наблюдения должны быть доступны в любое время года, в любую погоду: к ним можно подойти, потрогать, увидеть издали. Это относится к растениям. Но животные подвижны, поэтому учитель указывает приблизительно, за какими животными можно провести наблюдение в данной местности, где, в каких местах наибольшая вероятность их встретить. Для выполнения некоторых наблюдений (поведение птиц на кормушке) необходима предварительная подготовка: до наступления зимы изготовить кормушки, заготовить корм. Очень важно иметь план наблюдений, в этом помощь оказывает «Дневник наблюдений» или специальные рубрики в учебнике.. Эффективность наблюдений повышается, если ребёнок записывает их результаты, оформляет сообщение, делает презентацию. Здесь можно использовать правило научных экспедиций: «Незаписанное – не наблюдалось!». К результатам наблюдений можно обраться на последующих занятиях. Варианты фиксации наблюдений могут быть разными: таблицы, схемы, условные знаки, краткие словесные описания, сбор образцов, фотографии, видеозаписи. В дальнейшем возможно составить обобщённый результат наблюдений в виде, например, графика или таблицы (месяц – погодные характеристики). Обсуждение результатов наблюдений нужно проводить как можно чаще, используя урочное и внеурочное время. В конечном итоге необходимо ответить на вопрос, поставленный в начале наблюдения. Однако, могут возникнуть и новые вопросы, и тогда наблюдения будут продолжены, проведены опыты, использованы энциклопедии и другое. Только такой способ познания мира может сформировать пытливый ум, способный преодолевать любые трудности.