Публикации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Автор: Акулова Оксана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Автор: Акулова Оксана Александровна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
О.А. Акулова
В условиях реализации ФГОС на первый план выходит здоровье учащегося. Ведущей в работе учителя становится технология здоровьесбережения.
Здоровье ребенка зависит от множества факторов: экологическая обстановка, наследственность, питание, режим дня, двигательная активность. Важнейшей его составляющей является психологический комфорт.
Под словосочетанием психологический комфорт в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как
- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций);
- позитивная Я-концепция (положительная самооценка и самовосприятие);
- успешность в сфере общения с родителями, сверстниками, педагогами;
- успешность в сфере деятельности.
Отсутствие одного из этих компонентов приводит к психологическому дискомфорту у ребенка. Очень часто дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка. Прежде всего, сюда относится феномен депривации, когда ребенок лишен родительского внимания и заботы, в результате чего возникает задержка в его психологическом и физическом развитии.
При авторитарном стиле воспитания дети не могут реализовать потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Это приводит к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.
В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (астма, головная боль), как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Замечено, что приступы бронхиальной астмы нередко возникают у детей, когда они начинают посещать школу. При этом, детям явно не нравится то учебное заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разные: крикливая учительница, дети-драчуны, неуспех из-за неподготовленности к школьному обучению. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания невротического характера.
В основе профилактики этих заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка, который может быть достигнут следующими средствами:
1. Спокойный, уравновешенный климат в семье.
2. Максимальное продление домашнего периода дошкольного детства.
3. Подготовка ребенка к школьному обучению.
Нервозная, тревожная обстановка в семье вызывает беспокойство. Эмоциональный дискомфорт влияет на физическое состояние ребенка. Только нравственно благополучная семейная среда способна воспитать здорового ребенка.
Раннее определение малыша в школы может стать для его здоровья тяжелым испытанием. Он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но еще больше замкнется в себе, что опять-таки приведет к нарушению психологического комфорта. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – важный момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний. Адаптацию в школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает. Готовность к школе проявляется в определенном уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер.
В Новых Федеральных образовательных стандартах второго поколения, в современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Развитие аффективно-потребностной сферы предполагает становление познавательных и социальных мотивов учения. В интеллектуальном плане ученик должен владеть эмпирическим обобщением и понимать логическую последовательность событий. В речевой сфере – обладать развитым фонематическим слухом. Все выше перечисленное позволяет маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него школьную жизнь, подчиняться ее правилам.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто конфликтуют с учителями.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Страх, тревожность будут разрушать его деятельность, отрицательно сказываться на здоровье.
Кроме того, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность:
выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
Таким образом, здоровье младшего школьника во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта. Создание такой атмосферы возможно только в том случае, если родители и педагоги хорошо знакомы с особенностями психического развития ребенка и способны применять на практике принцип индивидуального подхода к нему.
ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
О.А. Акулова
В условиях реализации ФГОС на первый план выходит здоровье учащегося. Ведущей в работе учителя становится технология здоровьесбережения.
Здоровье ребенка зависит от множества факторов: экологическая обстановка, наследственность, питание, режим дня, двигательная активность. Важнейшей его составляющей является психологический комфорт.
Под словосочетанием психологический комфорт в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как
- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций);
- позитивная Я-концепция (положительная самооценка и самовосприятие);
- успешность в сфере общения с родителями, сверстниками, педагогами;
- успешность в сфере деятельности.
Отсутствие одного из этих компонентов приводит к психологическому дискомфорту у ребенка. Очень часто дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка. Прежде всего, сюда относится феномен депривации, когда ребенок лишен родительского внимания и заботы, в результате чего возникает задержка в его психологическом и физическом развитии.
При авторитарном стиле воспитания дети не могут реализовать потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Это приводит к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.
В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (астма, головная боль), как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Замечено, что приступы бронхиальной астмы нередко возникают у детей, когда они начинают посещать школу. При этом, детям явно не нравится то учебное заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разные: крикливая учительница, дети-драчуны, неуспех из-за неподготовленности к школьному обучению. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания невротического характера.
В основе профилактики этих заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка, который может быть достигнут следующими средствами:
1. Спокойный, уравновешенный климат в семье.
2. Максимальное продление домашнего периода дошкольного детства.
3. Подготовка ребенка к школьному обучению.
Нервозная, тревожная обстановка в семье вызывает беспокойство. Эмоциональный дискомфорт влияет на физическое состояние ребенка. Только нравственно благополучная семейная среда способна воспитать здорового ребенка.
Раннее определение малыша в школы может стать для его здоровья тяжелым испытанием. Он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но еще больше замкнется в себе, что опять-таки приведет к нарушению психологического комфорта. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – важный момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний. Адаптацию в школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает. Готовность к школе проявляется в определенном уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер.
В Новых Федеральных образовательных стандартах второго поколения, в современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Развитие аффективно-потребностной сферы предполагает становление познавательных и социальных мотивов учения. В интеллектуальном плане ученик должен владеть эмпирическим обобщением и понимать логическую последовательность событий. В речевой сфере – обладать развитым фонематическим слухом. Все выше перечисленное позволяет маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него школьную жизнь, подчиняться ее правилам.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто конфликтуют с учителями.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Страх, тревожность будут разрушать его деятельность, отрицательно сказываться на здоровье.
Кроме того, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность:
выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
Таким образом, здоровье младшего школьника во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта. Создание такой атмосферы возможно только в том случае, если родители и педагоги хорошо знакомы с особенностями психического развития ребенка и способны применять на практике принцип индивидуального подхода к нему.