Публикации Формирование личности дошкольника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование личности дошкольника
Автор: Щёкина Елена Владимировна

В соответствии современным представлениям передовых источников, условий и критериях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка, представленное общением и сотрудничеством со взрослыми, в прежде всего, с родителем. Ближайшее окружение ребёнка – семья, которая удовлетворяет различные потребности ребёнка, также социальное потребности в уважении, принятии, защите, признании, эмоциональной поддержке (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Р.В Овчарова и др.).Большая часть исследователей, как российских, так и заграничных, анализируют родительское отношение исходя из убеждений обеспечения условий для развития ребенка. Русскими психологами отмечается решающая роль родительского отношения в развитии ребёнка, но исследовательских работ по учиню родительского отношения, очевидно, недостаточно. В семье дошкольник приобретает первый опыт взаимодействия с окружением эмоциональные и социальные контакты. Чувствительная атмосфера в семье, где воспитывается дошкольник, проявляет существенное воздействие на формирование мироощущение дошкольника. В общении дошкольников с родителями создается «зона ближайшего развития», где совместная деятельность со взрослым партнером даёт возможность ребенку осуществить свои потенциальные возможности.В ходе обучения детей в семье особую значимость приобретает родительское отношение, содержащие такие элементы, как особенности эмоционального отношения к ребенку, цели мотивы и ценности родительства, способы разрешения проблемных ситуаций, стиль взаимодействия с ребёнком, социальный контроль и тип семейного воспитания (Ю.Б.Гиппенрейтер, О.А.Карабанова, А.С.Спиваковская ). В современной литературе изложена широкая феноменология стилей и типов родительского воспитания. Многие отечественные исследователи занимались разработкой критериев выделения типов воспитания (А.Я.Варга А.Е.Личко, Г.Т.Хоментаускас, и др.). Обычно изучение детско–родительских взаимоотношений возводятся около исследования в концепции содействия взрослого в построении взаимоотношений с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях формирования развития рассматривается как пассивная/реактивная. При этом подходе, дошкольник, не считается активным субъектом взаимодействия с родителем. В этом этапе формирующиеся характерные черты общения со взрослыми интенсивно влияют на развитие области взаимоотношений ребенка с родителями. Более значительное воздействие в ряду особенностей детско-родительских взаимоотношений на детей и их отношение к ровесникам оказывает оценочная деятельность родителей. В дошкольном возрасте концепция критериев родительского оценивания перестраивается во взаимосвязи и с становлением у детей учебной деятельности как основной. Выстроенные наилучшим способом детско-родительские отношения способствуют благополучности детей во взрослой жизни. В психолого-педагогической литературе значение понятия родительское отношение не однозначно. Его можно представить в виде структуры семейных взаимоотношений: ребёнка к родителям и родителей к своим детям (отношение отца и отношение матери). Так же эти отношения подразумеваю влияние обоих сторон и ребёнка на родителей и родителя на ребёнка, интенсивная связь ребенка и родителя, в которой ярко проявляются психологическая и социальная правильность меж личностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, и др.). Специфика родительского отношений в зарубежной психологии обычно исследуется в различных направлениях психоаналитическое (Э. Берн, Д. Винникот, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), бихевиоральное (А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон и др.) и гуманистическое (Дж. Байярд, Т. ГордонК. Роджерс ,В. Сатир и др.) Родительское отношение сравнительно стойкое явление, которое включает в себя двойственные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных моментах. Осуществляется в форме контроля, поддержании контакта с ребенком, взаимоотношениями с ребёнком и воспитанием [42].Родительское отношение это определённая нацеленность, которая позволяет описать большой спектр отношений, на базе которых лежит бессознательная или осознанная  оценка ребенка, выражающаяся в формах и способах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру отношений, изучить, каким образом различные мотивы и структуры личности родителей актуализируются и выражаются в конкретных формах взаимопонимания и поведения с детьми[8]. Похожее определение родительского отношения описывают А.Я.Варга и В.В. Столин [9]. Согласно их определению - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Данное определение даёт возможность рассматривать отношение к ребенку как настоящее взаимодействие родителей со своим ребенком (родительская позиция);Любой родитель обладает своим неповторимым воспитательным стилем: ориентируется на базовые и личностные потребности ребёнка, выражает свою привязанность к ребенку, предъявляет ему свои правила, осуществляет контроль и надзор за их выполнением. Детско-родительские взаимные отношения можно квалифицировать как психологическую и эмоционально-оценочную связь родителя с его ребёнком. Эта связь проявляется в поступках, реакциях, тревогах, которые взаимосвязаны с психологическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста и определяют способ общения с ними и границы восприятия ребенком своих родителей. Взаимные отношения детей и родителей можно представить как индивидуальное восприятие человеком разного возраста, характера взаимоотношений с его родителями. Определение «детско-родительских отношений» показывает совместную связь и взаимную связанность родителей и их детей. Детско-родительские отношения содержат субъективную оценку, сознательно-избирательные понятия о ребенке, которые определяют особенности родительского восприятия, средство общения с дошкольником. В семье, как и в других социальных группах, между родственниками представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношения представляют собой взаимную позицию от одного человека к другому. В взаимоотношениях всегда осуществляется обратная связь в отличии от обычных отношений. Эти отношения понимают как взаимноe влияние, активное взаимодействие родителей и их детей, взаимоотношения в которых прослеживаются социальные и психологические закономерности межличностных отношений. Понятию детско-родительских отношений в отечественной психологии выделялось много внимания. Отношение родителей к своему ребёнку формируется из двойственности родительской позиции, что отражается в специфике отношений родителя и ребёнка. Это абсолютная любовь, и глубокая связь, с одной стороны, а с другой — это объективно-оценочное отношение, направленное на установление социальных норм поведения. Отношение родителей к детям отличается своеобразностью и внутренним конфликтом, которое заключается в максимально возможной выраженности и напряженности. Оно может быть представлено, как личностное и предметное начало в отношении к ребенку.Составляющие эмоционального компонента родительского отношения, как симпатия или антипатия и уважение или неуважение, безгранично многообразны по содержанию в зависимости от продолжительности момента и вида ситуаций. Родительское отношение имеет различные черты они могут быть устойчивые и неустойчивые. Устойчивые черты появляются в таких ситуациях, как, принятие или непринятие, и в значительной степени определяют тип родительского отношения. Неустойчивые черты зависят от ситуации, подвергаются влиянию разных внешних и внутренних условий, они оказывают небольшое воздействие на родительское отношение в целом, однако в последних вариантах данные особенности могут зафиксироваться в особом «неустойчивом» типе родительского отношения к детям.